28.10.2020

Обожение как цель человеческой жизни

«Для чего живет человек?» Наверняка этот вопрос задавал себе каждый. Чтобы духовно совершенствоваться и расти? Становиться лучше и чище? Безусловно, но не только. Стать воплощением нравственных идеалов – это еще не конечная цель бытия. Конечная цель заключается в обожении, то есть становлении Богом по благодати

«По Своему образу и подобию»

С первых же страниц Священного Писания мы узнаем, что Бог создал человека по образу и подобию Своему. Человек – это единственное тварное существо на земле, которое помимо животных инстинктов имеет разум, совесть, свободную волю, другие качества, которые делают его личностью. Все это человек получил по образу Божьему, а получив, обязан стяжать подобие. Этого ждет от него Творец, зовет стать Богом по благодати, чтобы быть с Ним не только с точки зрения нравственных понятий, но и пребывать в глубоком личном единении.

Ни одно из других религиозных учений не ставит человека так высоко, да и самим людям зачастую трудно принять умом эту истину. Да, они готовы исправляться. Да, они готовы совершенствоваться и расти, но чтобы достичь подобия Божия – это мало кто может себе помыслить.

Предпосылки для обожения человека

Святые отцы говорят, что «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом». Обожение было бы невозможно без воплощения Иисуса Христа. Немало праведных и благочестивых людей было и до пришествия Сына Человеческого на землю, немало их появилось бы и при условии, если бы Христос не воплотился, ведь для нравственного исправления достаточно лишь пророков и учителей. Но обожение, единение с Создателем стало возможным после прихода в мир Спасителя. Он пришел, чтобы исправить соделанное Адамом в раю, когда прародитель впал в тяжкую болезнь – болезнь смерти и лишился того, что необходимо для обожения.

Иисус Христос, человеческая природа которого навсегда соединена с Божественной, «проложил» людям дорогу к Богу. Теперь они могут вернуться к Нему и стать богами по благодати. Но не только один Иисус Христос обеспечил создание условий для возможного обожения. Сын Человеческий исправил ошибку ветхого Адама, а ошибку ветхой Евы исправила дева Мария. Новая Ева послужила воплощению Сына Божьего, подарила миру Спасителя, возвращающего человечество в послушание Богу

Место для обожения – храм Божий

Единение со Христом и Богом Отцом во Христе осуществляется в Теле Христовом, которым является Православная Церковь. Апостол Павел говорил:

«Мы члены тела Его, от плоти Его, и от костей Его» (Ефес. 5,30).

Спасение человека невозможно без участия в святых Таинствах Церкви – Крещении, Миропомазании, Причащении и др. Именно они усвояют нас Христу, делают нас той же плоти и той же крови, что и Он. В Церкви к обожению ведет все: Божественная литургия, молитва, проповедь Евангелия, таинства, посты. Пока человек не живет церковной жизнью, не исповедуется, не причащается, он мертв. Как только он обращается к Богу с покаянием, то наполняется Божественной силой и становится живым членом Тела Христова. 

Иногда люди не понимают, зачем им ходить в храм, если у них «Бог в душе». Де, и порядка в Церкви нет, и грешников там больше, чем за оградой. А чему удивляться? Ведь Бог пришел не для святых, а для грешников. В Храме собрались такие же люди, имеющие такие же грехи и страсти, но они понимают, что обновление и освящение невозможно вне Церкви. Что только там можно составить Тело Христово со всеми членами и обрести путь к обожению. 

Нетварная божественная энергия

При этом надо понимать, что залогом обожения является нетварность Божественной энергии. Бог – это не сущность, но энергии. Если бы Бог был просто сущностью, то никакое единение с Ним было бы невозможно, потому как сказано в Священном Писании:

«Лица Моего не можно тебе увидеть: потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33,20).

Как известно из православного учения, Бог есть Единица в Троице и Троица во Единстве. По выражению святого Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника и других святых отцов, Бог исполнен Божественной любви, Божественного эроса к Своим созданиям. По Своей бесконечной любви Он исходит из Своей Сущности ради общения со Своим творением, что находит выражение и исполнение в Его энергиях. Из чего следует, что человек соединяется с нетварными Божественными энергиями Божьими, и это Таинство православной веры и жизни

Необходимые условия для обожения

Необходимыми условиями для достижения обожения являются:

Смирение.

Невозможно принять Божественную благодать без признания того, что смысл нашей жизни заключен не в нас, а в нашем Отце Небесном. Главное на пути к обожению – не допускать мысли о том, как хорошо все получается, ведь это гордыня говорит в нас. Только мня себя самым грешным и испорченным, можно добиться результата;

Аскетическое делание.

Оно заключается в том, чтобы мало-помалу избавляться от грехов и страстей, обязательно самопонуждая себя, потому как говорил Господь: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11,12). Всякое зло внутри человека происходит от эгоистической направленности на самого себя, от болезненной любви к самому себе. Православие предлагает для борьбы с этим культуру аскезы, заключающейся в том, чтобы очищаться от страстей путем покаяния, молитвы, послушания, труда, поста;

Церковные таинства и молитва.

Участие в Церковных Таинствах – необходимо условие обожения, но человек не всегда имеет возможность посещать храм Божий так часто, как ему хотелось бы. Для очищения сердца остается регулярная молитва, и здесь особенно следует выделить Иисусову молитву. Ее краткость позволяет максимально сосредоточиться погрузиться в общение с Богом, «вкусить и увидеть, как благ Господь» (Пс. 33,9).

Степени обожения

Первый опыт Божественной благодати заключается в слезах покаяния. Человек плачет о своих грехах, но при этом этот плач радостный, а точнее «радостнотворный: 

«Блаженный плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5,4). 

Поднимаясь на следующую ступень, человек видит все уже совсем в другом свете. Первые слезы покаяния проходят. Да, человек не отрицает своей греховной природы, он продолжает ощущать себя падшим, но теперь он знает, что Бог простил его. В его сердце поселяются мир и счастье, и это тоже часть обожения. Следующая ступень – бесстрастная жизнь, не подвластная греховным слабостям. Человек достигает такого смирения, кротости и непоколебимости, что никакие внешние воздействия, провокации, искушения бесов не имеют над ним власти. 

На следующей ступени обожения, называемой «созерцанием», человек просвящается Духом Святым, «осиявается» и «обожается». Человек получает возможность созерцать, видеть Бога. Озарение его Божественным светом и энергией происходит в буквальном смысле этого слова. К примеру, современники Василия Великого видели, что когда он молился в своей келлии, она наполнялась светом Божественной благодати. Точно также сияли на городских площадях тела замученных турками христиан. Именно благодать обожения сохраняет нетленными тела святых, так что их мощи источают миро и творят чудеса.

И не только мощи, но и их могилы, иконы, храмы, построенные в их честь. Они несут в себе ту благодать, которую стяжал святой благодаря своему обожению, соединению с Богом. Конечно, сразу это все не приходит. Необходимо шаг за шагом, ступень за ступенью двигаться к Царству Небесному, стяжая Божественную благодать смирением, покаянием, молитвами, участием в Таинствах Церковных. В этом и есть великое призвание и цель земной жизни. И пусть не каждый сможет достигнуть высшей ступени. Главное – идти вперед, падать и вставать, бороться, получая награду от Бога здесь и на Небесах.

Почему не все достигают обожения?

Действительно, святыми становятся не все. Не все сподабливаются этого дара, ведь это Божественный дар, но захотеть его получить человек должен сам. Как часто он самостоятельно отказывается от него в пользу земных благ: «Когда там еще это Царство Небесное будет, а я хочу сейчас вкусно есть и мягко спать, иметь достаток, славу, блага цивилизации». У бегущего по кругу, все время чем-то занятого человека просто нет времени остановиться, оглядеться и понять, а для чего это все нужно, какова конечная цель?

Да, никто не будет отрицать, что каждому человеку нужен дом, одежда, пища для удовлетворения жизненно важных потребностей, но когда он во главу угла поставит Бога, то получит все необходимое, ведь как сказал Господь:

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6,33).

Господь знает все нужды человека, ведь Он сам когда-то стал человеком, поэтому Он заботится о каждой «овце Своего стада». Когда человек начинает доверять Господу, то все в его жизни становится на свои места. Еще одна причина, по которой обожение становится невозможным – морализм, то есть сведение христианской жизни к нравственному совершенствованию. Но не моральные принципы спасают человека, а Божественная благодать, о чем каждый должен помнить, ища подлинного Богообщения. 

Осознав собственное призвание, осмыслив его, человек исполняется великой радости. Любая горечь, любая житейская печать и боль страданий утихают под влиянием вероятного обожения. Осознание такого высокого назначения, как обожение, способно дать истинное утешение и исполнение человеческой личности. Нам надо непрестанно благодарить Бога за этот дар, дар великой любви. Мы не можем не откликнуться любовью на Его любовь, мы не можем оставить незамеченным тот факт, что ради нас Он стал человеком и умер на кресте, чтобы мы воскресли, чтобы мы вернулись туда, откуда ушли по своей глупости. Помогай вам в этом Господь!

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram