О ревности в духовной жизни
Каждый христианин, ратующий о своем спасении, слышал, что для этого необходима ревность. Духовная жизнь человека подобно волнам – она переменчива и временами то усиливается, то охладевает. Ревность подогревает духовную жизнь, не дает ей застаиваться, буксовать, но не все миряне правильно понимают смысл этого понятия. Некоторые подменяют им что-то схожее, но чуждое по духу – агрессивную и подозрительную страсть, направленную на собственные представления о Боге и благочестии. Большинству людей не нужно объяснять, что такое «ревность». Это чувство положительным назвать никак нельзя, хотя оно вроде бы свидетельствует о сильной любви одного человека к другому. При этом ревность эту самую любовь и разрушает – подозрениями, «высосанными из пальца» обвинениями, чувством собственничества, злостью, завистью. По сути, ревность ничего общего с любовью не имеет. Это лишь эгоистичное стремление господствовать и безраздельно доминировать над близким человеком. Но вот мы встречаем термин «ревность» в Священном Писании и видим, что смысл у него совсем другой. Апостол Павел призывал коринфских христиан: «Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший» (1Кор. 12:31). А в обращении к римским христианам он говорит: «Ревнуйте о странноприимстве» (Рим. 12:13). На самом деле, говоря о «ревности о Боге», христиане имеют в виде «рвение», «пыл», «стремление», «подражание». Именно рвением должна быть, если так можно выразиться, «заряжена» духовная жизнь. Собственно, рвение требуется человеку в освоении любого дела. Если не будет рвения, сильного желания, энтузиазма и задора, мы никогда не сможем добиться успехов в чем-либо, будь то овладение иностранным языком или игрой на пианино. Позволяя себе лениться, находя всякие отговорки, чтобы не садиться за инструмент, более важные дела, если риск так и забросить это занятие, а пианино использовать в качестве домашней мебели. Так и в духовной жизни. Необходимо старание, усердие, чтобы продвигаться вперед, вот только у некоторых так необходимая в этом деле ревность приобретает характер знакомой и понятной из психологии страсти, которая ко всему и вся заставляет относиться подозрительно и агрессивно, в том числе и к собственным представлениям о Боге и благочестии, обрядам, дисциплине и т. д. Чтобы понять, не относимся ли мы к тем опасным галлюцинирующим параноикам, разрушающим все то, что им дорого, необходимо задуматься о «качестве» своей духовной жизни. Что значит «качестве»? А вот что: можно ревностно соблюдать все посты, не давая себе ни в чем послаблений, строго соблюдать устав благочестия, вычитывая утреннее и вечернее молитвенное правило, регулярно отстаивать богослужения, соблюдая все обычаи – дресс-код и передачу свечек через правильное плечо, но при этом относиться к людям так, что они будут обходить нас на улице десятой дорогой. Один священник в передаче на одном из популярных каналов привел способ узнать, какие мы на самом деле христиане: если находящимся рядом с нами людям тошно от нашей «духовной жизни», если их существование рядом с нами превратилось в ад, тогда дело худо. Надо что-то немедленно в себе менять со всей необходимой здесь ревностью. Но как? Чтобы статус «ревнивца» сменить на статус «ревнителя», необходима самая малость – любовь, милосердие, снисхождение. А самое главное – любовь к Богу, которая и рождает ревность по Нему – добродетель, которая соединяет в себе трезвение с мужеством. Это она позволяет осознать высоту замысла Божьего о человеке и испытать стыд за то, что мы этому замыслу не соответствуем. Однако это несоответствие замысла не отменяет стремления к тому, чтобы с Божьей помощью восстановить в себе Его поруганный образ, найдя и уничтожив все противное Богу, а в дальнейшем не допуская в сердце что-либо враждебное Ему. Вот как пишет об этом святитель Феофан Затворник: «Главные производители жизни о Христе Иисусе суть: ревность, горячая, энергичная, безжалостная к себе, яростно-сердитая на свою дурную сторону во всех ее проявлениях, без всякого снисхождения, и Божественная благодать, привлекаемая и призываемая ревностью и всегда помогающая, когда ревность действует как следует». «Ревность на свою дурную сторону». Как часто мы обращаем ее не на себя и свой внутренний порок, а выплескиваем наружу, направляя на наших ближних. Мы гневаемся, требуем и топаем ногами отнюдь не самым христианским образом. Ревность ревности рознь. Хорошо бы иногда задуматься и посмотреть на себя со стороны кем мы являемся на самом деле – ревнителем или ревнивцем, который одержим страстью, пусть даже направленной на святые ценности, но страстью порочной, подобной тому, какая овладевает ревнивым мужем. Именно такие ревнивцы с остервенением бросаются защищать церковный устав, они готовы отказаться от ИНН и паспортов, а то и вовсе уйти в подземный бункер ожидать Второго пришествия Иисуса Христа. Конечно, это крайняя степень «ревности», но ведь есть и немало других перегибов, заключающихся в параноидальной подозрительности ко всем священникам, видении повсюду ереси и заговоров, а также тех, кто представляет опасность для чистоты веры и нравственных устоев общества. Какова природа такого отношения к вере? Откуда берутся такие чувства и эмоции? Все дело в житейском понимании самого смысла «ревности». Для нас это побочный эффект любви, но любви плотской, связанной с завистью, злостью, ненавистью, собственничеством. Мы исходим из личного опыта, но не стоит забывать, что этот личный опыт основан на телесных потребностях, которые после грехопадения вышли на первый план. Духовную составляющую человеческой природы, дух, который в нас вдохнул Сам Господь, нам еще только предстоит познать. Но именно его святые отцы и имеют в виду, когда говорят о «ревности по Бозе». Житейское понимание ревности, основанное на эгоистическом проявлении, извращает в человеке здоровое естественное свойство. Проявляя себя как унизительное недоверие, подозрительность, которая выплескивается в агрессии и ненависти в отношении предмета ревности, не имеет ничего общего с делом чести, даже если человек защищает символы благочестия. Он достоин лишь жалости, потому как его ревность либо паразитирует на какой-нибудь добродетели, либо сама является добродетелью, на которой паразитирует порок-самозванец, похитивший ее имя. Но итог печален. Вот как говорит об этом апостол Павел: «Чтобы понять ревность в собственной ее природе, надо еще теснее связать ее с любовью, ввести в самое сердце любви и, подчеркнув личную природу любви, вскрыть, что ревность есть сама любовь, но в своем «ино-бытии»; нам надо обнаружить, что ревность есть необходимое условие и непременная сторона любви, – но обращенная к скорби – так что желающий уничтожить ревность уничтожил бы и любовь. Точно так же в вожделении есть всегда ненависть с завистью… ревность – один из моментов любви, основа любви, фон любви, первичная тема, в которой воссиявает луч любви». Ревность дана человеку, чтобы он зорко следил за своей душой, вовремя отслеживая все злое и чуждое, что может прикидываться добродетелью. Истинный ревнитель никогда не будет провоцировать других людей на недобрые чувства. Напротив, он будет всеми силами стараться сохранять мир, уклоняясь от осуждения и других грехов, лукавых попыток своих пороков прорваться наружу под личиной «ревности по Бозе». Помогай нам в этом Господь!Что такое ревность и «ревность по Бозе»?
Ревность – не порок?
Не ревнивец, а ревнитель