О поиске смысла жизни
В чем смысл жизни? Наверняка об этом хоть раз задумывался каждый. Когда человек может ответить себе на вопрос: «Кто я такой?», «Зачем я здесь?», то жизнь становится более понятной, упорядоченной и целеустремленной. Когда ответа на этот вопрос нет, то в жизни царит непроходящий хаос. А что говорит об этом православие? На протяжении тысячелетий различные богословы, философы и ученые делали попытки понять, что же делает жизнь осмысленной. Некоторые влиятельные философы утверждали, что жизнь по своей сути бессмысленна. Они считали, что у Вселенной нет никакой высшей цели, а смысл жизни каждого отдельного человека зависит лишь от его нравственно-моральных качеств, видения мира в данный конкретный момент. Великий немецкий философ и филолог Фридрих Ницше сказал: «Если у человека есть «зачем», он может выдержать любое «как»». И вот что интересно. Его утверждение поддерживали и поддерживают многие люди. К примеру, переживший пребывание в концентрационном лагере во время Второй Мировой Войны Виктор Франкл был убежден в важности поиска цели в жизни. Они считал, что все люди должны найти свое собственное уникальное «почему», потому как именно оно помогло ему и другим таким же нашедшим свою цель выжить в нечеловеческих условиях, тогда как потерявшие свою цель были обречены. Собственно, примеров тому можно найти немало и в сегодняшнее время. Изучающие вопросы геронтологии ученые выяснили, что имеющие смысл жизни старики живут дольше, причем живут радостно и весело. Заболевшие каким-либо смертельным заболеванием, например, раком, люди имеют больше шансов на выздоровление, когда они знают, ради чего и для чего им это выздоровление нужно. Ощущающие свою жизнь бессмысленной перестают бороться и умирают. В православии есть утверждение, что смертельные болезни типа рака даются человеку неслучайно. Их цель – дать ему возможность одуматься, переосмыслить свою жизнь, понять, в чем ее истинное предназначение пока есть немного времени, пока его осталось совсем чуть-чуть, ведь смерть уже маячит на горизонте. Что стоит это высказывание русского философа Ивана Ильина в наше время? Ради чего живет современный человек, за что ему не стыдно было бы умереть? За многочисленные квартиры, машины и драгоценности? А может быть за свои любимые пристрастия типа алкоголя, табакокурения и игры в компьютерные игры? За что он так отчаянно держится, что греет его душу, помогает с уверенностью смотреть вперед? Ныне почивший старец Борис Старк однажды рассказал историю, услышанную по французскому радио: «Жил один человек и имел он множество духовных запросов, стремился к духовности, эстетике, культуре, но в жизни у него все было пошло и уныло. На работе сослуживцы, которые каждый раз рассказывают об одном и том же – как они напились в выходные, кто с какой девочкой остался… А вечером по возвращении домой жена опять со своими надоевшими бытовыми проблемами типа «сними туфли, у нас только что натерли полы», «сними рубашку – отдадим прачке, чтобы постирала», «посмотри, в духовку я поставила телятину, а твоя теща не любит, когда она пригорает». Закричал человек в ужасе: «Я больше не могу!», и полез в петлю. А на том свете встречает его апостол Петр и говорит: «Голубчик мой, я не могу пустить тебя в рай, ты сам избрал свою судьбу. Человек начал оправдываться, де, «не я такой, жизнь такая» и греха такого я бы никогда не совершил, но пребывание на земле было нестерпимым для моей одаренной натуры. Апостол ему опять: «Как хочешь, ты сам избрал свою судьбу». В итоге святой подвел его к какой-то двери, открыл, толкнул его туда и затворил за ним дверь, а там жена: «сними ботинки», «отдай рубашку прачке», «пригляди за телятиной». Человек в ужасе стучит в дверь с воплями: «Апостол, открой! Я не хочу в рай, я хочу в ад! Я от этого ушел и домой возвращаться не хочу!», а апостол отвечает: «Голубчик, ты не захотел с этим мириться, когда это было временно, а теперь – это уже навсегда». Как часто далекие от Церкви люди боятся разговоров о смерти. Они обходят эту деликатную тему стороной, даже смотреть не хотят в сторону кладбищ, похоронных процессий, магазинов, торгующих ритуальными принадлежностями. Они живут так, как будто смерти и вовсе нет. Ну, гипотетически, конечно, есть. Но пока это где-то так далеко, что и думать об этом не стоит. А когда начинает маячить она на горизонте, то тотчас спохватываются: «Как же так, вот оно то оказывается как, а я так ничего и не понял, не успел, не изменил и всю жизнь оказывается, стремился не к тому и прожил ее неправильно». Православная Церковь каждый день, каждый час, каждую минуту говорит: «Помни о смерти», ведь наша земля дана нам лишь во временное пользование. Настоящий дом не здесь, а на небесах. Каждый окажется там рано или поздно, но только от нас зависит, захотим ли мы вернуться в отчий дом с радостью или будем стремиться всеми силами оттягивать этот момент, сопротивляться и брыкаться. Все православные подвижники, монахи и святые смерти не боялись. Напротив, они желали ее всей душой. Когда в студии известного телеканала ныне покойный Петр Мамонов рассказывал, как он жалел, что врачи вернули его к жизни после каких-то серьезных проблем со здоровьем, повлекшим за собой кому, ведущая очень удивилась. Она спросила: «Как? Вы пожалели, что вас вернули с того света?» Для нее это немыслимо, а Петр просто хотел домой.История поиска смысла жизни
«Жить стоит только ради того, за что стоит умереть» И. Ильин
Чтобы умирать было не страшно