О настроении при чтении Слова Божия
Чтение Священного Писания – это долг каждого христианина. Господь оставил нам Свое Слово в назидание, чтобы мы постоянно носили слова закона «на челе и у сердца». Однако мало просто читать Библию. Необходимо исполнять написанное, но не каждый спешит это делать. Необходимо особое настроение и особый настрой, чтобы читать Евангелие с благоговением и намерением претворять прочитанное в жизнь. Один священник в своем наставлении прихожанам сказал о том, как должно читать Библию и другие библейские тексты: «Приими сию священную Книгу, как дар, посланный тебе с небес от Самого Господа… При чтении не забывай, что ты видишь Самого Господа, разговаривающего и действующего перед тобою со св. апостолами во св. Евангелии, Деяниях и Посланиях апостольских». Как часто многие верующие люди – как монашествующие, так и обычные миряне мечтают о встрече с великим старцем – таким, чтобы сразу пронзил душу насквозь, увидел все печали, горести, радости и надежды, и дал совет, который изменил бы всю его жизнь. Ради этого люди готовы ехать на край света, преодолевать значительные расстояния и различные препятствия. Они сокрушаются, что нет в наше время таких старцев, как Амвросий Оптинский, Иоанн «Крестьянкин» или отец Николай Гурьянов, но почему-то забывают, что есть Тот, Который способен дать утешение и ободрение, наставить на путь истинный как все эти старцы и святые подвижники сразу. Это Господь наш Иисус Христос. Он говорит с нами через Евангелие, ведь это – живое Слово Божие. Но почему же люди не слушают и не слышат его? Почему ищут кого-то, кто сможет открыть им глаза на правду жизни? Большую роль здесь играют лень и небрежность. Да, человек может заставить себя взять в руки эту Книгу, прочитать пару глав или страниц, но «погрузить ум в чудеса Божии», как говорит преподобный Исаак Сирин, у него не получится. Ум все время будет рассеиваться, мысли – блуждать. Такого человека легко отвлечь, ведь он и сам готов сменить род деятельности на что-то более интересное и увлекательное, чем чтение Слова Божия, которое нагоняет если не тоску, то дремоту уж точно. Святые отцы приводят в пример подобного небрежения историю одного греческого учителя, который никак не мог добиться того, чтобы народ внимательно слушал его речь, касающуюся важных государственных дел. Тогда он начал рассказывать им какую-то небылицу про осла, в тени которого пытались укрыться от жары два усталых путника. Люди заинтересовались, кто же победит, и кто кому уступит, а учитель с досадой констатировал, что народу интереснее слушать про какого-то осла, чем вникать в дела государственной важности. Вот так порой и мы. С большим удовольствием тратим время, просиживая в социальных сетях, возле телевизора или компьютера, читаем модные журналы, а на чтение Библии времени не находим. Еще одна причина, которая стоит между нами и Словом Божиим – ожесточение наших сердец. Людей с ожесточенным сердцем Иисус Христос сравнивал с камнями, когда говорил: «Иное «семя» упало на камень и, взошедши, засохло, потому что не имело влаги». Каменным наше сердце делают грехи, а точнее долгое пребывание в грехе. Со временем человек просто привыкает к своему образу жизни, он уже давно «закрыл рот» своей совести и слушать обличения в свой адрес не готов. К тому же на это все накладывается третье препятствие в виде привычных бытовых дел и ставших обязательными удовольствий. В эру потребления все рассчитано на то, чтобы человек получал удовольствие и развлекался – в торговых центрах, кафе и ресторанах, клубах по интересам и др. За услаждением своей плоти и земных желаний ему некогда думать о Боге. Он стремится заработать все больше денег, чтобы снова потратить их на удовольствие, и круг замыкается. Все это встает непреодолимой стеной к принятию и сохранению внутри души спасительного семени – Слова Божия. Берущие в руки Евангелие просто ради интереса, чтобы убить время, никогда не смогут прочитать его до конца, а если и сумеют себя заставить, то мало что из прочитанного поймут. Ведь делают они это не для того, чтобы что-то изменить в своей жизни. Они могут руководствоваться самыми разными причинами, а ведь она должна быть одной и единственной – желанием быть с Богом. Желающий быть с Богом и в Боге входит в особое расположение души, которая дает способность слушать и слышать Слово Божие и не только слышать, но и получать исцеление, освобождение от грехов и страстей. Осознание своих грехов и решение оставить их – это дар Божий. Его нужно просить перед чтением Евангелия, и тогда эта Книга по-настоящему откроется, станет понятной для восприятия. Все дело в том, что Священное Писание было написано по внушению Духа Святого, поэтому и понято оно может быть лишь при содействии того же самого Святого Духа. А чтобы этой благодати удостоиться, нужно не только осознавать свою греховность, но и иметь глубокую веру, а также открытое и доверчивое сердце. Ведь есть большая разница в том, чтобы буквально понимать смысл написанного в Библии, признавая его за истину, или читать сердцем, душою, «устами веры вкушать его». Как сказал один священник, когда ему задали вопрос о том, как кит мог проглотить Иону, имея узкое горло, «я бы поверил в написанное, даже если бы не кит, а Иона проглотил кита». То есть одно дело признавать Слово Божие за истину и другое – веровать в него. Большинство из нас никогда не были за границей, не гуляли в тропических лесах и не ели экзотических плодов, но это не значит, что мы не верим в их существование. Мы можем прочитать, какой они имеют вкус, как тают во рту, растекаясь живительной влагой. Представить – и поверить, как будто ели сами. Так действует на человека и Слово Божие, если читать его с верой. Св. отцы говорят о необходимости «прилагать читаемое к себе». То есть не просто пробегать глазами по строкам, а представлять себя там – в том времени и в том месте, и не простым зрителем, а участником происходящих событий. Ведь сквозь время и сквозь пространство Господь обращается именно к нам: «Что вам говорю, говорю всем» (Мк. 13:37). Ведь все эти прокаженные, расслабленные, хромые и больные – это мы с вами. Это не Закхей, а мы залезли на дерево, чтобы только увидеть Спасителя. Это мы, а не самарянка напоили Иисуса Христа водой из колодца и поверили его речам, это мы, а не богатый юноша подошли к Сыну Божьему узнать, что сделать нам, чтобы достичь Царства небесного? Только применяя к себе читаемое, сравнивая его со своим нравственным настроением, мы сможем почувствовать на себе ту возрождающую силу, которая скрывается в Слове Божием. Читая Евангелие, мы можем воочию увидеть Господа своим смиренным и сокрушенным сердцем. Вот как сказал об этом один пастырь и служитель Церкви: «Иисус Христос, друг грешников, ходит по садам Писания, как однажды Он проходил по горам и долинам Палестины. Вы можете и теперь еще Его видеть, если открытыми глазами взглянете на древние пророчества; вы еще яснее можете увидать Его в четырех Евангелиях; Он раскрывает нам Свою полную тайн душу в Посланиях апостолов и дает вам слышать шаги Свои в символах Апокалипсиса… Жив Христос в Книге Своей: вы видите его лик почти на каждой странице, слышите речь Его, как бы Он сам говорил с вами. Христос с «горы блаженств» говорит в Книге Своей до сих пор… Вечная истина, неподкупная и неизменная живет в ней во всей своей силе и сохраняет ее живою». Самое главное при чтении Слова Божьего, правило, которое необходимо стараться исполнять – это претворять прочитанное в жизнь. Причем св. отцы советуют делать это сразу же, не откладывая в «долгий ящик». Если отложить доброе намерение до другого подходящего момента, то оно может навсегда остаться неисполненным. А дело все в том, что тот духовный посыл, та нравственная сила, которую несет в себе Слово Божие, постепенно слабеет и исчезает. Прочитанное забывается, скрывается под бременем забот, ежедневных дел и привычного порядка жизни. Святитель Тихон Задонский писал: «Нет никакой пользы читать и не делать того, чему книга учит. Если волю не будешь исправлять, то от чтения злейший будешь, нежели был». Если же стараться сразу исполнять прочитанное, пока сердце, что называется, тепло, то это постепенно войдет в привычку. Так формируется важнейший для христианина навык – навык к добру. Итак, с каким настроением верующий христианин должен читать Слово Божие? Если хочется получить от этого занятия пользу для души, то необходимо соблюдать следующие правила: Читать с благоговением и молитвой. Перед тем, как взять в руки книгу, необходимо постараться внутренне освободиться ото всех житейских забот и мысленно попросить Бога, чтобы Он помог понять и уразуметь написанное в Писании. Применять прочитанное к себе. Помнить, что Господь сквозь время и пространство лично обращается к каждому из нас. Читать не торопясь, обдумывая каждое слово. Не стоит спешить в этом деле. Зачастую одна единственная фраза, вырванная из текста, способна растопить холодное сердце, подарить душе мир и отраду, дать пищу для ума на целый день. Стараться исполнять наставления Господа Иисуса Христа, прося Его о помощи, и будешь ты «рабом верным и блаженным Твоего Господа» (Ин. 13:17). Как видно, самое главное при чтении Св. Писания – понимать личность и деятельность Иисуса Христа. Он не просто какой-то человек, пусть даже и великий проповедник, живший и умерший 2000 лет назад. Он жив! И «близок ко всем призывающим Его, ко всем, призывающим Его во истине» (Пс. 144:18). Он Сам обещал быть с нами до «скончания века», быть посреди нас там, где «двое или трое собраны во имя Его». Поэтому верующий берет в руки книгу с особым благоговением и готовностью принимать заключенное в ней учение как Божественное Откровение. Не зря сказано, что «Когда мы молимся – мы беседуем с Богом, а когда читаем Евангелие, то Господь беседует с нами». Поэтому здесь не место для сомнений, поиска каких-то несоответствий, противоречий и исторических и других неточностей. Ведь главная задача и цель каждого православного верующего – спастись, и Книга Жизни как никакая другая способна это спасение обеспечить. Имея искреннюю веру, надежду и упование, понимая важность и спасительность читаемого, можно получить переданное через святых мужей внушение от Св. Духа, полезное для души, для исправления всей жизни в целом. Благоговение идет «рука об руку» с особым духовным страхом и радостью. Полезно возгревать эти чувства в себе при чтении Библии, помня сказанное царем-псалмопевцем, что «в злохудожную душу не внидет премудрость». Отсюда можно сделать вывод, что для успешного и полезного для души изучения Священного Писания требуются две вещи – непорочность сердца и святость жизни. Конечно, это в идеале. Но для начала неплохо бы увидеть свою греховность, и уже тогда просить в молитве перед началом чтения: «Очисти ны от всякой скверны». Препятствия для чтения
Осознать свою греховность и верить
Прилагать к себе
Исполнять прочитанное
Заключение