О чем нам могут рассказать сны. Мнение святых отцов
Сон – естественное для человека состояние, в котором он проводит треть своей жизни. Полностью отказаться от сна невозможно, ведь он необходим для отдыха и восстановления сил. Сон – это противоположное бодрствованию состояние, когда рассудок прекращает свою работу, человек перестает реагировать на внешние воздействия, теряя контроль и связность мыслей. И только душа продолжает жить своей жизнью, а вместе с ней чувства и страсти, которые не сдерживаются больше сознанием и находят свое выражение в образах, складываются в картины, а потом и сюжеты. Стоит ли верить увиденному во сне? И что говорят об этом святые отцы?
Откровение от Господа
В самом Священном Писании есть немало примеров касательно снов и полученных в них откровениях от Бога. Так, первое упоминание об этом состоянии относится еще к прародителю всех людей Адаму, которого Господь усыпил, чтобы создать из его ребра Еву. Во сне Господь говорил с Авраамом и языческим царем Авимелехом, вразумил Ливана, предупредил волхвов, чтобы они не возвращались к Ироду. Увидевшая пророческий сон жена Понтия Пилата просила мужа не приговаривать к смерти Иисуса Христа. Такие сны от Бога видели как праведники, так и грешники, а также язычники, цари, пророки и простые люди. И если простой человек видит, как правило, вещий сон касательно своей судьбы, какое-то предупреждение о грядущих событиях, то пророки получают откровение о судьбах всего народа и даже мира.
Пророк Иоиль предсказывал: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоил. 2:28). Это еще раз подтверждает, что люди могут видеть вещие сны и получать через них откровения от Бога, но почему же тогда святые отцы советуют относиться к ним с большой осторожностью, а то и вовсе сразу о них забывать, не рискуя как-то толковать, а тем более руководствоваться ими в своей жизни?
Суета и мираж
Святые отцы считают сон чем-то призрачным, непостоянным, иллюзорным и с этим трудно не согласиться. Вот как говорит об этом состоянии преподобный Ефрем Сирин:
«Как сон обольщает душу призраками и видениями, так мир обольщает своими удовольствиями и благами. Обманчив бывает ночной сон; он обогащает тебя найденными сокровищами, делает властелином, дает тебе высокие чины, облекает в пышные одежды… но миновала ночь… ты опять бодрствуешь, и все те видения, какие представлялись тебе во сне, стали чистой ложью».
По мнению сомнологов и ученых других специальностей, во сне мозг перерабатывает полученную за день информацию и ищет ответы на поставленные жизнью вопросы. То есть характер сновидений полностью зависит от рода деятельности человека, его мыслей, чувств, а еще душевного состояния. Мучают ли его тревоги – таким же тревожным будет и сон. Засыпает со страхом – всю ночь будет мучиться от кошмаров. Вот как говорит об этом святой Симеон Новый Богослов:
«Чем душа занята и о чем говорит наяву, о том мечтает или философствует она и во сне: проводит весь день в заботах о делах человеческих, о них же суетится она и в сновидениях; если же она все время поучается в вещах божественных и небесных, то и во время сна она входит в них же и умудряется видениями».
Таким образом сны характеризуют чистоту нашей души. При совершенном очищении сердца сновидения будут чистыми и светлыми, а если душа погрязла в грехах, то и ночные видения будут соответствующими. Таким образом у простых людей, подверженных страстям, сны будут нечистыми и обманчивыми. Святые отцы советуют презирать их и не пытаться их как-то толковать, а тем более верить им. Действительно, попробуем рассуждать здраво. Достоин ли простой грешник того, чтобы к нему во сне пришла Пречистая Матерь, какой-либо святой или сам Иисус Христос?
Конечно, бывают исключения из правил, но в большинстве случаев этого просто не может быть, иначе человек впал бы в еще больший грех, возгордился, возомнив себя чуть ли не избранным, каким-нибудь пророком и посланником Небес. Живя наяву без Бога, находясь во власти страстей, беспокойства и суеты, он легко подвергается влиянию лукавого духа, который продолжает играть с ним и во сне, легко овладевая ослабленной душой. По мнению святителя Григория Двоеслова, природа сновидений весьма различна. Одни проистекают от полноты желудка, другие – от его пустоты. Одни – это результат дьявольского наваждения, а другие происходят от откровения или размышления и откровения вместе.
Далекому от православной веры человеку невозможно понять, от какого источника они происходят. На такое способны только святые мужи, которые по голосу и образу могут понять, от доброго духа это или от наваждения дьявольского. Вот почему простым людям священнослужители советуют не пытаться разобраться в этом, а любой сон воспринимать как ложный и обольстительный.
Сон – время особого влияния на нас падших духов
Как уже было сказано, подвергаемый нападкам демонов наяву, человек попадает в их власть и во сне. Пребывающая в сонном состоянии душа, не защищенная памятью Божией, является легкой добычей для бесов, которые используют время ночного отдыха для того, чтобы смутить, осквернить, испугать душу и еще больше развить имеющиеся страсти. Как это происходит? Боится, например, человек змей, вот бесы и используют этот страх, чтобы помучить христианина переживаниями о нем. Именно с этой целью они посылают видения о смерти родственников, падении с большой высоты, цунами, потере любимых вещей, чтобы ввергнуть душу в скорбь и отчаяние.
Блудливому человеку они будут рисовать соблазнительные картины эротического содержания, страдающему от сребролюбия пошлют сон, как он овладевает горами золота и т. п. Святитель Игнатий «Брянчанинов пишет:
«Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание».
Так бесы искушают человека и толкают его на грех, ведь любая страсть начинается с помысла о ней. Иногда Господь попускает демонам действовать подобным образом, позволяя им являться во сне в собственном виде, а также в виде каких-то чудовищ, змей, нечистых животных, дополняя это картинами адским мучений.
Все это активизирует духовную жизнь, укрепляет в вере, побуждает к усердной молитве, уверяет в силе крестного знамения. Зачастую это уже не рядовой сон, а особое состояние – состояние видения. Для него характерно пребывание тела в спящем состоянии, а вот создание бодрствует, причем работает очень ясно. Увиденное в таком состоянии человек помнит долгие годы, а то и всю жизнь, тогда как простой сон – «пустопорожний и беспорядочный» забывает. Именно в таком состоянии – состоянии видения пребывали во время откровения им от Бога пророки Даниил, Иосиф Прекрасный, праотец Иаков, царь Навуходоносор и др.
Простые сны – это сны низшего порядка, а вот видения могут быть как от благодати, так и от демонов. Видеть злых духов в их гнусном облике – это в некотором смысле дар Божий, как является даром Божьим способность видеть плохое и хорошее. Да, такие видения ужасны и пугающе безобразны, но они позволяют дать верную оценку происходящему и скорректировать свое поведение. Так называемые «зрения» бывают у людей, которые стремятся очистить свою душу. Таким людям Господь посылает подобные видения, чтобы через зримое в сновидении они лучше постигли Божественную волю и стремились к духовному восхождению. Откровения же и вовсе получают люди совершенные, исполненные Святого Духа, которые крайней степенью воздержания достигли степени пророков.
Как бороться с бесовским наваждением?
Понятно, что ни к пророкам, ни к великим подвижникам и святым большинство людей не относится. Ими бесы играют во сне, как игрушкой, внушая им все, что только способна принять погрязшая в грехах душа. Если ли возможность как-то противостоять силам зла? Святые отцы советуют ложиться в постель только после чтения вечернего правила. Оно включает в себя молитвы, направленные на защиту от демонов, о чем свидетельствуют такие слова: «избави ны от враг наших», «поперу борющия мя враги плотския и безплотныя», «не предаждь мене крамоле змиине, и желанию сатанину не остави мене».
Кроме того, необходимо осенить помещение на все стороны крестным знамением с молитвой «Да воскреснет Бог…» или с тропарями «Иже Крестом ограждаеми…» Обязательно перекреститься самому, перекрестить подушку и поцеловать нательный крестик. Уменьшить бесовское искушение можно, если ложиться спать по древнему христианскому обычаю одетым в нижнее белье.
Сопротивляться лукавым наветам можно и во сне. Наверняка у каждого православного христианина был подобный опыт, когда он во сне вдруг вспоминал о молитве и начинал непроизвольно ее читать. Крестное знамение – вот еще одно мощное оружие, которым можно воспользоваться во сне и осенить страшный образ или картину. Иногда во время сна человек чувствует, что не способен поднять руку для крестного знамения, что она поднимается с большим усилием, а пальцы не складываются в нужную форму. В этом случае можно попробовать изобразить крест кистью или же крестообразно дунуть. Как вариант, представить перед собой Крест. Все это поможет сбросить бесовское наваждение и проснуться, а если не проснуться, то сменить лукавый образ на что-то другое.
Опасность толкования снов
Почему опасно толковать сны и верить им? Преподобный Паисий Афонский предупреждает, что толкующий сны человек может впасть в прелесть. Что это значит? Прельщенный человек мнит себя избранным, неким проводником между Богом и этим миром. Самомнение и гордость захватывают его настолько, что он чувствует себя чуть ли не святым. Все это результат воздействия на человека злых духов, которые отрезают путь к покаянию и Богу, а значит уже при жизни ввергают душу в пучину ада.
Среди прельщенных есть как обычные люди, так и священнослужители, монахи. Нет для демонов большего удовольствия, чем совратить с истинного пути Божьего человека. Ведь даже в самом ревностном христианине кипят страсти, на чем и «играют» бесы. Все тот же Паисий Афонский советует не принимать даже Божье, на первый взгляд видение. Бог, видя, что человек не принимает видение, некоторым образом «умиляется», ведь такое отношение демонстрирует наличие у человека смирения. Бог найдет способ известить душу этого человека повторно и привести ее туда, куда Он хочет.
Стяжающим добродетели мирянам стоит сказать, что неверие снам тоже считается добродетелью. Блаженный Диадох Фотикийский говорит:
«Совершенно не верьте никакому сонному мечтанию. Ибо сны наибольшей частью бывают не что иное, как идолы помыслов, игра воображения или бесовские над нами наругания и забавы».
Святые отцы советуют говорить со священником на исповеди о нечистых и блудных сновидениях. Конечно, пересказывать содержание своих снов не нужно, да и епитимию за них никто не назначит, но это рекомендуется сделать для очищения оскверненной страстью души и отсечения греховного помысла, чтобы не перерос он в по-настоящему совершенный грех.
Если в греховном сновидении человек был не только зрителем, но и участником происходящих событий, имеет смысл сделать по пробуждении несколько земных поклонов и прочитать молитву от ночного осквернения из Канонника или Молитвослова. Как видно, православная Церковь относится ко снам со всей серьезностью. Это еще одна возможность для бесовских нападок, поэтому каждому православному христианину полезно знать, как поступать с греховными снами, как защититься от лукавого наваждения и предупредить атаку демонов через сны в будущем. Помогай вам в этом Господь!