Новоспасский мужской монастырь один из самых древних монастырей столицы. Сегодня мы видим современный архитектурный ансамбль монастыря, который складывался на протяжении пяти веков.
Летопись обители
В XIII в. св. князем Даниилом в Москве был основан первый иноческий монастырь. Сын князя Иоанн Калита в 1330 году перенес обитель на Боровицкий Кремлевский холм, а князь Иоанн III – на Васильевский стан. Монастырь стал называться Новоспасским. Высокий берег реки служил сторожевым пунктом на подступах к Златоглавой. При царе Иоанне VI, обитель превратилась в могучую крепость. За годы своего существования она не раз выдерживала осады и набеги иноплеменников.
С лета 1615 года обитель – излюбленный предел царей и место их последнего пристанища. Благодаря этому, к концу XVII века Новоспасский монастырь становится одним из самых богатых в столице.
Во время отечественной войны 1812 года французы в Преображенском соборе Новоспасского монастыря устроили конюшни. Захватчики хотели взорвать собор во время отступления, но не успели. На подворье произошёл сильный пожар. Разрушенные здания отремонтировали в 1820 году.
Осенью 1918 года Новоспасский монастырь был закрыт большевиками. Впоследствии он стал исправительно-трудовым лагерем для политзаключенных и уголовников.
В 1935 году на территории монастыря располагался НКВД. После Великой Отечественной войны – вытрезвитель, который был закрыт благодаря профессору П.Д. Корину. Впоследствии в стенах монастыря создали музей реставрационного дела и объединение «Союзреставрация» с производственными мастерскими.
В 1991 году Новоспасский монастырь перешел в ведение Русской православной церкви. В преддверии Пасхи, 23 марта, состоялась первая Литургия. Реставрационные работы продолжаются по настоящее время. В 2011 году в обители открылся музей, основу коллекции которого составляют предметы, найденные на месте археологических раскопок на территории.
Архитектурный облик монастыря
· Пятиглавый Спасо-Преображенский собор
Храм в виде корабля, основан при великом князе Иоанне III в 1491 году. Впоследствии, он много раз перестраивался. Под алтарем устроена царская усыпальница Романовых.
Интерес представляет родословное древо русских князей и царей, находящееся на своде собора. У основания изображены равноапостольные князья Владимир и Ольга с кувшинами в руках. Они поливают корень древа. Все государи запечатлены в полный рост с нимбами на голове.
· Храм иконы Божией Матери «Знамение»
Двухэтажный родовой храм бояр Романовых. Под его алтарем фамильная усыпальница графов Шереметьевых и других знаменитых князей.
· Церковь Покрова Богоматери
Трёхглавый храм выстроен в русском стиле, возведен на средства царя Алексея (Тишайшего) в 1673 году. После советских гонений, вновь освящен в 1997 году.
· Церковь во имя свт. Николая Чудотворца
Построена князем Я. Черкасским в 1652 году. До 1926 года в Никольской церкви продолжались богослужения силами приходской общины «Братство во имя Преображения Господа».
· Часовни и стены обители
На территории Новоспасского монастыря две часовни. Одна из них, на месте погребения княжны Августы Таракановой, в иночестве – Досифеи. В наше время прах монахини перенесен в усыпальницу Романовых.
Каменные монастырские стены представляют собой неправильный пятиугольник. На их углах расположены 8 башен, стрельни и пушечные бойницы. Выстроены стены в 1640 году при правлении царя Михаила Фёдоровича. Руководил постройкой мастер Фёдор Конь.
В наши дни в обители проходят реставрационные работы.
Святыни Новоспасского мужского ставропигиального монастыря
Чтимый чудотворный список с древней иконы Богородицы «Всецарица» (Пантанасса), для Спасской обители, изготовлен на Афоне монахами Ватопеда. Ежедневно перед образом служатся молебны.
В местном ряду иконостаса Спасо-Преображенского собора прежде располагался древний Нерукотворный образ Спасителя. Теперь там его список.
В храмах хранятся частицы риз Иисуса Христа и Богоматери, частичка от креста Спасителя, пояс Иоанна Кронштадтского, частицы мощей многих угодников Божиих.
С помощью службы «Елицы Записки» у Вас есть возможность подать записки на молебен и Литургию в один или несколько знаменитых православных монастырей.