08.03.2023

«Непрестанно молитесь»

«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе…», – это слова из первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам (Солунянам). Но что значит «непрестанно молиться»? Разве можно делать это без отдыха и сна, забыв о ежедневных бытовых делах, заботах и трудах?

Не понимать буквально

После этого краткого и выразительного призыва апостола Павла к Фессалоникийцам, в православном монашестве прочно укрепилась мысль о том, что молитва должна совершаться не только в определенное время и час, но непрестанно, постоянно сопровождая подвизающихся иноков. Эту мысль выразил палестинский монах Антиох, говоря: «Всему свое время, кроме молитвы? для молитвы всегда свое время». 

Конечно, вполне собой разумеется, что призыв к монашеству проник и в среду мирян. Воцерковляющиеся люди рьяно бросились выполнять наказ ученика Спасителя, но быстро поняли, что исполнить его не так-то просто. Святые отцы считают, что главной причиной тому явилось то, что они поняли апостола Павла буквально, полагая, что молиться следует устно, словами, читая, к примеру, Иисусову молитву или первые строчки какого-то псалма. На самом деле апостол имел в виду молитву сердцем. Именно сердечная молитва является самой настоящей, сокровенной. Она становится частью человека, как его дыхание или биение сердца. О ней автор жития Франциска Ассизского сказал: «По своей сути он не столько молится, сколько сам обращается в молитву». 

Можно ли научиться сердечной молитве?

Из истории православной Церкви и жития святых известно, что сердечная молитва не дается в одночасье. У каких-то подвижников на это ушли месяцы, у каких-то – годы, а кто-то за всю жизнь так и не получил этого дара. Конечно, это вовсе не значит, что нужно махнуть на все рукой и вовсе перестать молиться. Ее «качество», если можно так выразиться, прямо пропорционально духовному росту, поэтому не стоит ожидать в этом деле быстрого результата, но и бросать его не стоит.

Как сказал блаженный Августин: «… Пусть и твои желания будут пред Ним, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе (Мф 6:6). Ибо молитва твоя - сами желания твои, и если постоянны желания, постоянна и молитва. Ведь не напрасно сказал апостол: Непрестанно молитесь. Неужели же мы непрестанно преклоняем колена, простираемся ниц и воздеваем руки, по слову его: Непрестанно молитесь? Или, если это называется молиться, мы, полагаю, не можем заниматься этим непрестанно. Но есть иная, внутренняя, непрестанная молитва. Это желание».

То есть главное – иметь желание, а возможности найдутся, ведь никто не запрещает молиться про себя, стоя в пробке, занимаясь домашними делами, ухаживая за стариками или маленькими детьми. Как сказал святитель Феофан Затворник: «…Всякому очевидно, что заповедь святого Апостола не исполняется одним совершением положенных молитв в известные часы, но требует всегдашнего хождения пред Богом, посвящения всех дел Богу, всевидящему и вездесущему, возгреванием теплого к небу обращения умом в сердце. Вся жизнь, во всех ее проявлениях, должна быть проникнута молитвою. Тайна же ее — в любви к Господу. Как невеста, возлюбившая жениха, не разлучается с ним памятию и чувством, так душа, с Господом сочетавшаяся любовию, неотступно с Ним пребывает, теплые обращая к Нему беседы из сердца». 


То есть самое главное – это всегда помнить о Боге. Вспоминать о Нем не тогда, когда пора читать утреннее или вечернее правило, а постоянно пребывать в общении с Ним, благодарить, воспевать, посвящать Ему плоды своего труда. Представлять, что все, что вы делаете – делаете для Господа, и будет у вас непрестанная молитва.


Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram