Необходимость молитвы. Что значит «молиться духом и истиною»?
Каждый из верующих людей знает историю о самарянке, которая столкнулась с Иисусом Христом у колодца, придя к нему за водой. Спаситель сказал ей, что нужно поклоняться Богу в «духе и истине», потому что «Бог есть дух». Молитва – это способ общения и поклонения Богу, а как это – молиться «духом и истиной»? От только начавших свое воцерковление, особенно молодых людей, часто можно услышать, что они молятся, лишь когда захотят, потому что молитва по принуждению – это не молитва, в этом деле не может быть насилия. С одной стороны кажется, что это правильно, но как часто мы вольны делать только то, что нам хочется? Почему же на работу мы ходим каждый день, а не только по желанию? Свои родительские и семейные обязанности тоже выполняем под час через силу, заставляя себя. То есть тут мы себе слабину не позволяем, почему же допускаем это в духовной жизни? Как раз именно в этом мы должны себя понуждать, потому как все ценное и по-настоящему важное приобретается усилием, в результате работы над собой. Вспомним слова из Священного Писания: «Царствие Божие силою нудится». Поэтому каждый христианин должен запомнить раз и навсегда, что молитва является первым и необходимым элементом духовной жизни. Она есть дыхание нашего духа. Без нее он умирает, как тело без воздуха. Кроме того, молитва – это возможность поговорить с Богом. Ведь мы испытываем потребность разговаривать с нашими родителями, детьми, друзьями? Мы любим их и нуждаемся в общении, но тот, кто любит Бога не может жить без общения с Ним. Он непременно будет обращаться к Нему, а это обращение и есть молитва. Тот, кто ведет настоящую духовную жизнь, всегда найдет, о чем поговорить с Творцом. Ведь Он для него – и любящий Отец, и могучий Защитник, и неисчерпаемый Источник помощи и силы. Конечно, у каждого человека она своя. Сегодня мы молимся так, завтра – по-другому, ведь все зависит от нашего сердечного расположения, настроения, происходящих в жизни событий, чаяний, надежд. Кто-то просит Бога о чем-то, кто-то – славословит, а кто-то – благодарит. В наших молитвословиях и богослужениях тесно переплетаются, взаимно сменяясь, три основных вида молитвы – прошение, славословие и благодарение. Первый вид – самый естественный и распространенный. Люди склонны просить Бога о чем-то, чего они сами добиться не в своих силах. Это не запрещено, ведь сам Иисус Христос говорил: «Просите, и дастся вам, ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет и ищай обретает, и толкущему отверзется». Однако, не все получают просимое, и не каждая молитва бывает услышана Творцом. Почему так происходит, и почему так важно «молиться духом и истиной»? Когда Иисус Христос встретился с самарянкой, Он совершил первую христианскую катехизацию. Он научил ее о Боге, предложил перейти на новую ступень понимания и должного поклонения – поклонения в «духе и истине». Если раньше это поклонение осуществлялось с помощью форм и жертв, то теперь Господь призывает обратить внимание на свое сердце, свое душевное состояние – вот он – основной принцип христианской молитвы. Человек должен собрать воедино все свои душевные силы, сосредоточиться на себе и своей душе, вдуматься, всмотреться в слова молитвы. Как часто мы молимся с глубокими сердечными переживаниями? Быть может мы обыкновенно витаем в облаках, телом присутствуя на молитве, а мыслями далеки от нее? Про таких «молитвенников» Иоанн Златоуст говорил так: «Тело твое было внутри Церкви, а мысль твоя летала неведомо где. Уста произносили молитву, а ум исчислял доходы, поля, владения, друзей... Ты сам не слышишь своей молитвы, как же хочешь, чтобы Бог услышал ее?..» А профессор Московской духовной академии Алексей Осипов говорит, что такая молитва оскорбляет Бога. Истинное поклонение в «духе и истине» предусматривает поклонение с добрым сердцем, чистой совестью, в правой вере и огромным покаянием в своих грехах. Казалось бы, с сердцем и совестью все понятно, но зачем говорить о вере? Ведь если человек молится, то он автоматически верует, но не все так просто. Когда мы читаем в Евангелие: «По вере вашей будет вам... Вера твоя спасла тебя..», то при этом забываем, что настоящая вера состоит в том, чтобы по-настоящему предать себя всеблагой воле своего Небесного Отца, положиться на Него, веря, что Он даст только то, что будет для нас полезным вне зависимости от того, будет наше прошение исполнено, или нет. При такой вере и преданности мы все равно будем благодарить Бога, а многие ли способны на такую веру? Молитва в «духе и истине» преследует цель внутренне измениться, преобразиться. Не просто получить желаемое и отойти от Бога. Молящийся стремится полностью изменить свою жизнь, отказаться от осуждения ближних, от пустословия, стяжать смирение, приобрести великодушие, любовь к Богу и ближнему своему. Молитва в «духе и истине» подобна молитве мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному!» В ней выражено все – и смирение, и покаяние, и вера. Напоследок хочется привести притчу о трех юношах, которые попали на необитаемый остров в результате кораблекрушения. Они не знали молитв, но придумали самую простую и короткую: «Трое вас, трое нас, помилуйте нас». Все жизнь они провели на острове и всю жизнь творили эту молитву. В один из дней на остров случайно приплыл корабль с епископом на борту. Он сошел на берег и говорил с тремя отшельниками, а когда узнал, как они молятся, то сказал, что для спасения этого недостаточно и надо хотя бы выучить «Отче наш». К слову сказать, отшельники отказались покидать остров. Они к нему привыкли и решили встречать смерть здесь, но вдруг люди с отплывающего корабля увидели трех старцев, идущих к ним по воде. Они догоняли епископа, чтобы он напомнил им молитву, текст которой они забыли. И тогда епископ поняли, что им не нужна больше никакая другая молитва. Они уже достигли святости, потому что молились в «духе и истине». Они обращались к Богу с чистым сердцем, со всецелой верой и всеми силами своей души. Необходимость молитвы
Виды молитвы
Поклонение в духе и истине