Мытарства — что это такое, и почему они так называются
О таком явлении, как мытарства души, говорили многие святые: святой Афанасий Великий в Житии преподобного Антония Великого, святой Иоанн Златоуст, святой Макарий Великий, святой Исаия Отшельник, один из авторов Филокалии, преподобный Исихий Иерусалимский и многие другие, от Блаженного Августина до преподобного Иоанна Дамаскина.
Мытарства — это своего рода экзамен, посмертное испытание, которое должна пройти душа, когда она покидает тело и на третий день пытается вознестись на Небеса к Богу. На этой дороге, однако, ее будут поджидать демоны, разделенные в воздухе на несколько уровней, в соответствии с человеческими страстями - как на лестнице, ведущей на Небеса, каждая ступень которой – новое испытание для души.
С какими испытаниями столкнется душа после смерти?
Наиболее подробное описание мытарств можно найти в рассказе о прохождении через дьявольские препятствия блаженной Феодоры, пришедшем в видении ее знакомому, который молил Бога узнать, куда отправилась Феодора после своей смерти.
Она говорила, что бесы подстерегают каждую душу, которая пытается вознестись к Богу, чтобы допросить ее на основании страстей, за которые они ответственны. Им заранее известны все, даже малейшие, грехи души, за исключением тех, которые были исповеданы – эти грехи они не видят.
На стороне души всегда есть два ангела, которые помогают ей противостоять этим падшим духам. В защиту грешной души ангелы представляют либо покаяние человека, которое произошло еще на земле, либо его борьбу со страстями, либо добрые дела как доказательство и подкрепление в этой духовной борьбе. Молитвы других людей и Церкви также очень помогают душе.
Сколько всего мытарств должна преодолеть человеческая душа?
Феодора перечислила двадцать таких мытарств, представляющих двадцать видов человеческих грехов:
-
Мытарство празднословия
Мытарство лжи
Мытарство осуждения и клеветы
Мытарство чревоугодия
Мытарство лености
Мытарство воровства
Мытарство сребролюбия и скупости
Мытарство лихоимства (неправедных приобретений)
Мытарство неправды (неправый суд, обман в делах)
Мытарство зависти
Мытарство гордости
Мытарство гнева и ярости
Мытарство злопомнения
Мытарство убийства
Мытарство чародейства, обаяния, призывания бесов
Мытарство блуда
Мытарство прелюбодеяния
Мытарство содомских грехов
Мытарство ересей
Мытарство немилосердия и жестокосердия
Феодора также спросила двух ангелов, кто из людей может избежать этой муки восхождения по лестнице воздушных мытарств, и ангелы ответили ей, что люди, которые всегда говорили всю правду во время исповеди, ничего не скрывая и не утаивая, избегают этого.
Конечно, рассказ о мытарствах души блаженной Феодоры является образным. Несомненно, реальность гораздо страшнее, чем то, что описано словами земного языка.
Об этом нам ясно говорят слова святого апостола Павла: "Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать." (2-е Кор. 12:2). В книге Откровения святой Иоанн также постоянно использует слово "как" при описании реалий загробной жизни, сравнивая ее с земными вещами, чтобы описать события, которые совершенно неизвестны нам, потому что то, что он видел, действительно неописуемо и "невыразимо".
В подтверждение этому есть и другие рассказы о мытарствах души, которые происходят в разных местах, с разными описаниями. Их объединяет одно: если грехи не исповеданы и не покаяны, то в загробном мире душа "умершего" человека встречается с демонами мытарств, одним за другим, которые пытаются помешать ей вознестись на Небеса и, в большинстве случаев, добиваются успеха, поскольку во время испытаний каждая душа довольно сильно искушается демоническими видениями — это еще одна проверка на принадлежность к миру зла.
Только поистине христианская душа со славой пройдет через эти искушения, если не забудет Бога даже на мгновение. Но такая душа дважды подумает о том, чтобы своевременно исповедоваться на земле.