01.02.2022

Можно ли быть хорошим человеком и не спастись?

Этот вопрос часто можно услышать от людей, далеких от Церкви, да и на лекциях профессора Московской духовной академии Алексею Осипову его задают не реже. А ведь действительно, в мире есть немало хороших, добрых, честных людей, разве они не угодны Богу? И пускай они не ходят в храм и не молятся по утрам и вечерам, но разве они не достойны войти в Царствие Небесное? Давайте разберемся в этом вопросе более подробно. 

Что значит «хороший» и что значит «плохой»?

Казалось бы, тут все понятно, логично и в пояснениях не нуждается. Все мы прекрасно понимаем, что такое хорошо, а что такое плохо. Это только у маленького сына из стихотворения Владимира Маяковского возник вопрос к отцу, а нам то взрослым все предельно ясно. Но ясно ли? Можно ли считать хорошей злобную бабульку, которая придирается ко всем соседям и детям житья не дает? А если она помогает бездомным животным и ежемесячно переводит определенную сумму в детский дом? Тогда как? А можно считать плохим профессора института, который дает ученикам хорошие знания, всегда идет навстречу при сдаче экзаменов, но зато своих пожилых родителей отправил в дом престарелых? 

Причина такой путаницы состоит в отсутствии объективных критериев понятия «хороший человек». У каждого они свои, и обусловлены воспитанием, принятыми в обществе нормами и правилами, собственными стереотипами и мнениями, сложившимися под действием тех или иных обстоятельств. То, что один считает нормой, для другого будет неприемлемым, и наоборот. Можно, конечно, взять за аксиому мнение статистического большинства, но XX век с его революцией и отечественной войной убедительно доказал, что в разделении людей на хороших и плохих могут ошибаться целые народы. Да и сегодня можно с уверенностью утверждать то же самое, глядя на то, что происходит в Украине и Европе. Не зря еще святитель Иоанн Златоуст предупреждал, что «в конце времен девять больных придут к одному здоровому и скажут: ты болен, потому что ты не такой, как мы».

Осуждать грех, не осуждая человека

Если обратиться к христианскому вероучению, то можно столкнуться с определенными трудностями в поиске расшифровки понятия «плохой человек» и «хороший человек». В Евангелие вообще не встречается такого четкого разделения между людьми. А причина проста – христианство не отождествляет людей с их поступками, мыслями и действиями. Христос никого не называл «плохим» или «хорошим». Он призывал лишь не судить, говоря:

«Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете».

Почему? Да потому что христианство четко разделяет человека и его грехи. Все мы хорошие, ведь созданы по образу и подобию Божьему, а вот грехи, пороки и страсти как раз и делают нас плохими. Поэтому православие призывает любить человека, но ненавидеть грех. Именно для этого, собственно, и пришел Иисус Христос – освободить нас от плена греха, дать возможность вернуть себе тот облик и ту сущность, которые были задуманы Творцом. 

Спасти от самих себя

Зачастую, говоря о спасении, люди просто не понимают сути этого термина. Что значит спастись? От кого эти верующие все спасаются? Не секрет, что христианство обещает своим последователям райскую жизнь в Царствие Небесном, вот только представляют ее люди по-разному. Многим воображение рисует картинку, как стоящих в очереди перед вратами рая людей стражники во главе с апостолами делят на две кучки, одной из которых уготована жизнь в благоустроенном санатории с красивым видом из окна, а других ждет этап в лагерь строгого режима без права переписки и возможности помилования. Конечно, никто не хочет идти по этапу, а тем более не хочет заживо поджариваться на раскаленной сковороде, которую крутит страшный бес. 

Поэтому многие стремятся жить «по совести», а делая добрые дела, ставят галочку в голове, так называемый «зачет в карму». Но ведь реальная картина мира совсем другая. Христос пришел спасти «людей Своих от грехов их» (Матф. 1:21). Вот почему книжники и фарисеи постоянно обвиняли Его в том, что Он общается со всяким, как сегодня сказали бы, сбродом – мытарями, прокаженными, блудницами и пр. На что Он отвечал, что пришел, чтобы исцелить больных, ведь здоровым исцеление не нужно. Под «болезнью» Он понимал грех – то, что убивает человека изнутри, что наносит ему самый большой и страшный ущерб.

Один известный рок-музыкант, наркоман со стажем, который на краю гибели обратился к Богу, написал книгу о своей жизни с говорящим названием «Спаси меня от меня самого». Враги, которые еще при жизни повергают нас в геенну огненную – это мы сами. Конечно, свою лепту в это вносят и духи злобы, но мы сами предоставляем им такую возможность, а если бы мы стремились к обожению, достижению святости, то им просто не за что было бы ухватиться. Конечно, это особенно сильно бросается в глаза, когда речь идет о закоренелых грешниках – наркоманах, алкоголиках, осужденных за убийство. Не зря общающиеся с заключенными люди – адвокаты и прочие нередко говорят о том, что в их глазах отражается тьма со всеми ее пороками и ужасами.

В случае с обычными среднестатистическими людьми это не так видно, но любой человек – что злобная старушка-соседка, что ученый интеллигентный профессор являются самыми худшими губителями для самих себя, для которых и приходит Спаситель. 

Здоровым исцеление не нужно

На самом деле сама постановка вопроса: спасутся ли хорошие люди, некорректна, а точнее – бессмысленна. Тот, кто его задает, либо совсем ничего не знает о христианстве, либо считает свое положение относительно стабильным и надежным. Не отождествляя себя со злодеями и убийцами, такие люди считают себя вполне хорошими и добрыми. «Это пусть закоренелые грешники идут каяться в храм», – рассуждают они. «Нам то это ни к чему. У нас и так все в порядке». Таким людям Христос не нужен, как не нужен он был фарисеям и книжникам, которые его в конце концов и распяли.

Но Он и не к ним приходил. Он общался с простым народом, людьми, нередко далекими от веры, или теми, кого ни все остальные, ни они сами хорошими считать никак не могли. Он привечал всех, никого не отвергая и не осуждая. Напомним, что первыми в рай вошли не ревнители веры, не те, кто чтил и соблюдал закон, а разбойник, распятый по правую руку от Христа. Назвать его хорошим не повернется язык. Наверняка за свою жизнь он ограбил и убил не одного человека, так почему же именно ему выпала честь первым ступить в обитель Отца Небесного? Да потому, что он то как раз понимал всю бедственность своего положения, весь ужас творимого им при жизни

Вися на кресте, он раскаялся в содеянном, за что и получил прощение, отпущение грехов и обещание сегодня же быть в раю вместе с Сыном Божиим. В чем состоит проблема большинства современных, далеких от веры людей? В том, что они видят себя хорошими. Даже один из самых страшных массовых убийц в истории Пол Пот, который истребил не меньше четверти населения страны, сказал в одном интервью: «Моя совесть чиста... Да, мы совершали определённые ошибки, но они носили вынужденный характер. У нас не было иного выбора…». Современные нацисты вот тоже не считают себя плохими людьми, как не считают это пропагандируемые на Западе педофилы и представители ЛГБТ-сообщества.

Чем от них отличаются верующие христиане? Тем, что осознают свои грехи и пороки, тяготятся дурными делами и сомневаются в своей хорошести, а святые угодники Божии и вовсе считали себя хуже всякой твари, не зря в древние времена было немало великих подвижников, которые завещали бросить свое тело после смерти на съедение псам – вот насколько грешными и нечестивыми они (это они то!) себя считали. 

Поэтому Иисус Христос и говорил, что пришел исцелить больных, потому что здоровым исцеление не нужно. Тех, кого их соплеменники считали хорошими людьми – книжников, фарисеев и садукеев он осуждал, говоря им: «…Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие». Удивительно, но именно они – сборщики налогов и женщины, как сегодня принято говорить «с низкой социальной ответственностью» были оценены Христом выше, чем знатоки и ревнители иудейского Закона! А почему? Да просто потому, что они, в отличие от фарисеев, мнящих себя выше других, были уверены, что никаких заслуг перед Богом и людьми не имеют.

Это были изгои, отверженные своим народом, не вызывающие ничего, кроме осуждения, но у которых оставалась надежда на милость Божию. Именно эту милость, ими незаслуженную, они и получали. Конечно, это вовсе не означает, что для того, чтобы прийти к Богу, нужно обязательно опуститься на дно. Но нередко бывает так, что только опустившись на это самое дно человек понимает, что тонет. А ощутив под собой опору, он получает возможность оттолкнуться и всплыть на поверхность. 

Масштаб беды

Даже номинально верующие люди, не отрицающие существование Бога, не понимают всего масштаба беды. Кто-то думает спастись, не посещая храм, но стараясь без этой, обрядовой стороны, жить по заповедям Божьим, кто-то оставляет приход к Богу до старости. Типа, вот выйду на пенсию, заняться мне будет нечем, начну ходить в Церковь, замаливать грехи, авось к 80 годам и отмолю. Проблема в том, что ни один из нас своего будущего не знает. Эпидемия коронавируса и начавшаяся военная операция на Украине показали, как ничтожна человеческая жизнь и как легко и безвременно она может оборваться. 

Да, медицина сегодня шагнула далеко вперед. Вакцинация победила множество болезней, диагностика и профилактика позволяют держать свое здоровье под контролем, но в любом случае эликсира бессмертия еще не изобрели, а значит мы все рано или поздно умрем. Кто-то от старости, кто-то – от несчастного случая, кто-то – на войне, но это случится, хотим мы того, или нет. По сути, все мы начинаем приближаться к смерти в момент своего рождения. Каждая прожитая секунда приближает нас к концу. И вот здесь возникает целый ряд вопросов: если со смертью все заканчивается, то непонятно, зачем это вообще все было нужно? 

Ну появился человек на свет, ну радовался, мечтал, страдал… Пытался познать мир, себя в этом мире, искал смысл своего существования, а оказалось, что он сам, его дети и дети его детей приговорены к смерти. И остается лишь потратить выделенное время на получение максимального количества удовольствий, которые тоже со временем приедаются и теряют ощущение новизны, но это все-таки лучше, чем ничего…  Христианство же предлагает совершенно иной подход к жизни и смерти. Жизнь на земле – это лишь переходная ступень в жизнь вечную. Душа бессмертна, но качество ее загробного существования зависит от того, как человек прожил на земле, какой след после себя оставил.

Кто-то может сравнить это с театрализованной постановкой, экспериментом, который Бог проводит над людьми, наблюдая свысока за их барахтаньем и бесплодными попытками выкарабкаться на берег. Но на самом деле Господь тут совершенно не причем. Да, он сотворил человека, но вот только смерти Он не создавал. Первые люди были бессмертными и были созданы с очень высоким предназначением – быть наместниками Бога на земле. По замыслу Творца, Адам и Ева должны были царствовать над материальным миром, выполняя волю Божью об этом мире.

Господь предоставил им полную свободу и вот эта самая вскружившая им голову свобода их и сгубила. Они отвернулись от Бога, оторвались от источника своей жизни и стали тленными и смертными, передавая эти последствия первородного греха своим потомкам. Все это привело к патологическим изменениям не только в физической, но и духовной природе человека. Он стал «удобопреклонным ко злу», о чем говорил еще апостол Павел в своем послании к Римлянам: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». Отпадение от Бога произошло именно из-за уклонения человеческой воли ко злу.

Господь пришел, чтобы восстановить эту связь, которую первые люди так неосмотрительно разрушили. Теперь для спасения необходимо привести свою волю в соответствие с Волей Божией, которая находит выражение в заповедях. В этом, казалось бы, и состоит ответ на вопрос: можно ли быть хорошим человеком, исполнять заповеди и спастись, не будучи при этом христианином. Но проблема в том, и это подтвердит вам каждый верующий, что заповедям следовать не так-то просто, а точнее вообще невозможно. 

«… Невозможное человекам, возможно Богу»

На первый взгляд кажется, что все просто – уклоняйся от зла и твори благо, и будет тебе счастье, а точнее спасение и Царство Небесное. Но только одни верующие христиане знают, как это трудно. Зачастую далекие от веры люди думают, что все ходящие в храм по воскресеньям – святые, а когда узнают, что это не так, очень удивляются, типа «как же так, верующий, а такое творит!» В том то и дело, что наша искалеченная первородным грехом нравственная природа не в состоянии самостоятельно противиться злу. Мы как алкоголики, которые обещают «завтра завязать». Мы думаем, что нам это ничего не будет стоить, но приходит завтра и мы снова держим в руках бутылку и стакан.

Какой тогда, вы скажете, смысл ходить в храм и молиться, если все равно невозможно что-то изменить и хоть немного попытаться жить по заповедям Божьим? Да, если бы Христос дал эти заповеди просто как формальное знание о добре, для падшего человека они оказались бы непреодолимой преградой. Но Господь обещал свою помощь каждому, кто решится следовать за Ним: «… И вот, Я с вами во все дни до скончания века». Эту Божью помощь христиане называют благодатью, и именно ее влиянию приписывают совершаемые добрые дела. 

Господь говорит: «Без Меня не можете делать ничего». От нас лишь требуется волевая решимость, а силы нам дает Господь. Церковь – это лечебница, а врач в этой лечебнице – Господь. В храм не идут здоровые, а точнее те, кто мнят себя здоровыми. Туда идут те, кто понимает, что без Бога он – ничто. Кто-то может обвинить христиан в том, что они делают добро в награду за уготованные на небесах блаженства. Типа, все они корыстные люди. Действительно, такие мысли могут возникать в голове новоначальных. Есть даже мнение, что сначала человек служит Богу из страха, потом – за обещанную на небесах награду, но в конце концов каждый достигает последней третьей ступени, когда он служит из любви к своему Творцу.

Выздоровление он рассматривает как награду за решимость отправиться на излечение. Бескорыстное творение добра может оказаться для человека бесполезным, если оно не приводит его к Источнику всякого блага. Поэтому бессмысленно запускать «хороших» людей в санаторий – они превратят его в ад. Как превращают в ад землю, даже самую прекрасную и цветущую со всеми ее вкусными фруктами и ласковым морем неонацисты, сторонники ЛГБТ и люди, призывающие к эвтаназии и абортам. 

Что Бог делает с такими людьми по ту сторону смерти? Конечно, мы можем только предполагать и рисовать себе самые страшные картины адских мучений со сковородками и кипящими котлами, но одно можно сказать наверняка – Бога там не будет. Отрицая Его при жизни, человек никогда не увидит Его после смерти. Ад никогда не сможет вторгнуться в рай, преодолеть «Великую Пропасть» между спасенными и погибшими. Этот гнев Божий – это Его любовь, когда она полагает предел не исцелимому злу. 

Стремление к добру

На самом деле все мы по своей природе хорошие и добрые, ведь такими нас создал Господь, создал, как известно, по Своему образу и подобию. Все мы внутри себя стремимся к добру независимо от своих религиозных убеждений. Это и есть тот самый нравственный закон в человеке, который так удивлял Иммануила Канта. Именно этот нравственный закон толкает злобных старух помогать детским домам, гаишников прыгать в воду за утопающей в машине девушкой, а боевых офицеров бросаться на гранату, спасая новобранцев. 

И людей, которые подсознательно следуют этому естественному закону добра, очень много. Несмотря на поврежденность Образа Божьего, его «запыленность» грехами и страстями, мы бережно храним в себе искорки природного добра, интуитивно понимая, что это самая большая наша ценность в этом мире. Так изможденный долгими странствиями по пустыне путник дорожит последними каплями воды в своей фляге. Встреченный им оазис с прохладной и чистой водой он может принять за мираж и пройти мимо, а может припасть к этой воде, восполняя силы, снимая усталость, смывая грязь и пот. 

Самарянке у колодца Иисус Христос сказал: 

«Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». 

Это сказано о жажде добра, о стремлении к истине как к высшему благу. Тому, кто творит добро ради самого добра Господь обязательно открывает Себя. А вот примет ли человек Своего Спасителя или посчитает достаточным просто следовать букве закона как одному из множества этических учений – это вопрос лишь его личного выбора. Если вы считаете себя хорошим человеком, который надеется спастись вне Церкви, то вас ждет большое разочарование. 

Мы рискуем остаться вне спасения, даже если являемся членами Церкви, и пример фарисеев явно нам это показывает, а что уж говорить о тех, кто не хочет призвать свои грехи и отчаянную нужду в Том, кто взял их на Себя. Самая страшная болезнь человеческого духа – уверенность в собственном здоровье, так помоги же нам, Господи, увидеть свою греховность и почувствовать желание исцелиться!

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram