Можно ли быть хорошим человеком и не спастись?
Этот вопрос часто можно услышать от людей, далеких от Церкви, да и на лекциях профессора Московской духовной академии Алексею Осипову его задают не реже. А ведь действительно, в мире есть немало хороших, добрых, честных людей, разве они не угодны Богу? И пускай они не ходят в храм и не молятся по утрам и вечерам, но разве они не достойны войти в Царствие Небесное? Давайте разберемся в этом вопросе более подробно. Казалось бы, тут все понятно, логично и в пояснениях не нуждается. Все мы прекрасно понимаем, что такое хорошо, а что такое плохо. Это только у маленького сына из стихотворения Владимира Маяковского возник вопрос к отцу, а нам то взрослым все предельно ясно. Но ясно ли? Можно ли считать хорошей злобную бабульку, которая придирается ко всем соседям и детям житья не дает? А если она помогает бездомным животным и ежемесячно переводит определенную сумму в детский дом? Тогда как? А можно считать плохим профессора института, который дает ученикам хорошие знания, всегда идет навстречу при сдаче экзаменов, но зато своих пожилых родителей отправил в дом престарелых? Причина такой путаницы состоит в отсутствии объективных критериев понятия «хороший человек». У каждого они свои, и обусловлены воспитанием, принятыми в обществе нормами и правилами, собственными стереотипами и мнениями, сложившимися под действием тех или иных обстоятельств. То, что один считает нормой, для другого будет неприемлемым, и наоборот. Можно, конечно, взять за аксиому мнение статистического большинства, но XX век с его революцией и отечественной войной убедительно доказал, что в разделении людей на хороших и плохих могут ошибаться целые народы. Да и сегодня можно с уверенностью утверждать то же самое, глядя на то, что происходит в Украине и Европе. Не зря еще святитель Иоанн Златоуст предупреждал, что «в конце времен девять больных придут к одному здоровому и скажут: ты болен, потому что ты не такой, как мы». Если обратиться к христианскому вероучению, то можно столкнуться с определенными трудностями в поиске расшифровки понятия «плохой человек» и «хороший человек». В Евангелие вообще не встречается такого четкого разделения между людьми. А причина проста – христианство не отождествляет людей с их поступками, мыслями и действиями. Христос никого не называл «плохим» или «хорошим». Он призывал лишь не судить, говоря: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете». Почему? Да потому что христианство четко разделяет человека и его грехи. Все мы хорошие, ведь созданы по образу и подобию Божьему, а вот грехи, пороки и страсти как раз и делают нас плохими. Поэтому православие призывает любить человека, но ненавидеть грех. Именно для этого, собственно, и пришел Иисус Христос – освободить нас от плена греха, дать возможность вернуть себе тот облик и ту сущность, которые были задуманы Творцом. Зачастую, говоря о спасении, люди просто не понимают сути этого термина. Что значит спастись? От кого эти верующие все спасаются? Не секрет, что христианство обещает своим последователям райскую жизнь в Царствие Небесном, вот только представляют ее люди по-разному. Многим воображение рисует картинку, как стоящих в очереди перед вратами рая людей стражники во главе с апостолами делят на две кучки, одной из которых уготована жизнь в благоустроенном санатории с красивым видом из окна, а других ждет этап в лагерь строгого режима без права переписки и возможности помилования. Конечно, никто не хочет идти по этапу, а тем более не хочет заживо поджариваться на раскаленной сковороде, которую крутит страшный бес. Поэтому многие стремятся жить «по совести», а делая добрые дела, ставят галочку в голове, так называемый «зачет в карму». Но ведь реальная картина мира совсем другая. Христос пришел спасти «людей Своих от грехов их» (Матф. 1:21). Вот почему книжники и фарисеи постоянно обвиняли Его в том, что Он общается со всяким, как сегодня сказали бы, сбродом – мытарями, прокаженными, блудницами и пр. На что Он отвечал, что пришел, чтобы исцелить больных, ведь здоровым исцеление не нужно. Под «болезнью» Он понимал грех – то, что убивает человека изнутри, что наносит ему самый большой и страшный ущерб. Один известный рок-музыкант, наркоман со стажем, который на краю гибели обратился к Богу, написал книгу о своей жизни с говорящим названием «Спаси меня от меня самого». Враги, которые еще при жизни повергают нас в геенну огненную – это мы сами. Конечно, свою лепту в это вносят и духи злобы, но мы сами предоставляем им такую возможность, а если бы мы стремились к обожению, достижению святости, то им просто не за что было бы ухватиться. Конечно, это особенно сильно бросается в глаза, когда речь идет о закоренелых грешниках – наркоманах, алкоголиках, осужденных за убийство. Не зря общающиеся с заключенными люди – адвокаты и прочие нередко говорят о том, что в их глазах отражается тьма со всеми ее пороками и ужасами. В случае с обычными среднестатистическими людьми это не так видно, но любой человек – что злобная старушка-соседка, что ученый интеллигентный профессор являются самыми худшими губителями для самих себя, для которых и приходит Спаситель. На самом деле сама постановка вопроса: спасутся ли хорошие люди, некорректна, а точнее – бессмысленна. Тот, кто его задает, либо совсем ничего не знает о христианстве, либо считает свое положение относительно стабильным и надежным. Не отождествляя себя со злодеями и убийцами, такие люди считают себя вполне хорошими и добрыми. «Это пусть закоренелые грешники идут каяться в храм», – рассуждают они. «Нам то это ни к чему. У нас и так все в порядке». Таким людям Христос не нужен, как не нужен он был фарисеям и книжникам, которые его в конце концов и распяли. Но Он и не к ним приходил. Он общался с простым народом, людьми, нередко далекими от веры, или теми, кого ни все остальные, ни они сами хорошими считать никак не могли. Он привечал всех, никого не отвергая и не осуждая. Напомним, что первыми в рай вошли не ревнители веры, не те, кто чтил и соблюдал закон, а разбойник, распятый по правую руку от Христа. Назвать его хорошим не повернется язык. Наверняка за свою жизнь он ограбил и убил не одного человека, так почему же именно ему выпала честь первым ступить в обитель Отца Небесного? Да потому, что он то как раз понимал всю бедственность своего положения, весь ужас творимого им при жизни. Вися на кресте, он раскаялся в содеянном, за что и получил прощение, отпущение грехов и обещание сегодня же быть в раю вместе с Сыном Божиим. В чем состоит проблема большинства современных, далеких от веры людей? В том, что они видят себя хорошими. Даже один из самых страшных массовых убийц в истории Пол Пот, который истребил не меньше четверти населения страны, сказал в одном интервью: «Моя совесть чиста... Да, мы совершали определённые ошибки, но они носили вынужденный характер. У нас не было иного выбора…». Современные нацисты вот тоже не считают себя плохими людьми, как не считают это пропагандируемые на Западе педофилы и представители ЛГБТ-сообщества. Чем от них отличаются верующие христиане? Тем, что осознают свои грехи и пороки, тяготятся дурными делами и сомневаются в своей хорошести, а святые угодники Божии и вовсе считали себя хуже всякой твари, не зря в древние времена было немало великих подвижников, которые завещали бросить свое тело после смерти на съедение псам – вот насколько грешными и нечестивыми они (это они то!) себя считали. Поэтому Иисус Христос и говорил, что пришел исцелить больных, потому что здоровым исцеление не нужно. Тех, кого их соплеменники считали хорошими людьми – книжников, фарисеев и садукеев он осуждал, говоря им: «…Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие». Удивительно, но именно они – сборщики налогов и женщины, как сегодня принято говорить «с низкой социальной ответственностью» были оценены Христом выше, чем знатоки и ревнители иудейского Закона! А почему? Да просто потому, что они, в отличие от фарисеев, мнящих себя выше других, были уверены, что никаких заслуг перед Богом и людьми не имеют. Это были изгои, отверженные своим народом, не вызывающие ничего, кроме осуждения, но у которых оставалась надежда на милость Божию. Именно эту милость, ими незаслуженную, они и получали. Конечно, это вовсе не означает, что для того, чтобы прийти к Богу, нужно обязательно опуститься на дно. Но нередко бывает так, что только опустившись на это самое дно человек понимает, что тонет. А ощутив под собой опору, он получает возможность оттолкнуться и всплыть на поверхность. Даже номинально верующие люди, не отрицающие существование Бога, не понимают всего масштаба беды. Кто-то думает спастись, не посещая храм, но стараясь без этой, обрядовой стороны, жить по заповедям Божьим, кто-то оставляет приход к Богу до старости. Типа, вот выйду на пенсию, заняться мне будет нечем, начну ходить в Церковь, замаливать грехи, авось к 80 годам и отмолю. Проблема в том, что ни один из нас своего будущего не знает. Эпидемия коронавируса и начавшаяся военная операция на Украине показали, как ничтожна человеческая жизнь и как легко и безвременно она может оборваться. Да, медицина сегодня шагнула далеко вперед. Вакцинация победила множество болезней, диагностика и профилактика позволяют держать свое здоровье под контролем, но в любом случае эликсира бессмертия еще не изобрели, а значит мы все рано или поздно умрем. Кто-то от старости, кто-то – от несчастного случая, кто-то – на войне, но это случится, хотим мы того, или нет. По сути, все мы начинаем приближаться к смерти в момент своего рождения. Каждая прожитая секунда приближает нас к концу. И вот здесь возникает целый ряд вопросов: если со смертью все заканчивается, то непонятно, зачем это вообще все было нужно? Ну появился человек на свет, ну радовался, мечтал, страдал… Пытался познать мир, себя в этом мире, искал смысл своего существования, а оказалось, что он сам, его дети и дети его детей приговорены к смерти. И остается лишь потратить выделенное время на получение максимального количества удовольствий, которые тоже со временем приедаются и теряют ощущение новизны, но это все-таки лучше, чем ничего… Христианство же предлагает совершенно иной подход к жизни и смерти. Жизнь на земле – это лишь переходная ступень в жизнь вечную. Душа бессмертна, но качество ее загробного существования зависит от того, как человек прожил на земле, какой след после себя оставил. Кто-то может сравнить это с театрализованной постановкой, экспериментом, который Бог проводит над людьми, наблюдая свысока за их барахтаньем и бесплодными попытками выкарабкаться на берег. Но на самом деле Господь тут совершенно не причем. Да, он сотворил человека, но вот только смерти Он не создавал. Первые люди были бессмертными и были созданы с очень высоким предназначением – быть наместниками Бога на земле. По замыслу Творца, Адам и Ева должны были царствовать над материальным миром, выполняя волю Божью об этом мире. Господь предоставил им полную свободу и вот эта самая вскружившая им голову свобода их и сгубила. Они отвернулись от Бога, оторвались от источника своей жизни и стали тленными и смертными, передавая эти последствия первородного греха своим потомкам. Все это привело к патологическим изменениям не только в физической, но и духовной природе человека. Он стал «удобопреклонным ко злу», о чем говорил еще апостол Павел в своем послании к Римлянам: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». Отпадение от Бога произошло именно из-за уклонения человеческой воли ко злу. Господь пришел, чтобы восстановить эту связь, которую первые люди так неосмотрительно разрушили. Теперь для спасения необходимо привести свою волю в соответствие с Волей Божией, которая находит выражение в заповедях. В этом, казалось бы, и состоит ответ на вопрос: можно ли быть хорошим человеком, исполнять заповеди и спастись, не будучи при этом христианином. Но проблема в том, и это подтвердит вам каждый верующий, что заповедям следовать не так-то просто, а точнее вообще невозможно. На первый взгляд кажется, что все просто – уклоняйся от зла и твори благо, и будет тебе счастье, а точнее спасение и Царство Небесное. Но только одни верующие христиане знают, как это трудно. Зачастую далекие от веры люди думают, что все ходящие в храм по воскресеньям – святые, а когда узнают, что это не так, очень удивляются, типа «как же так, верующий, а такое творит!» В том то и дело, что наша искалеченная первородным грехом нравственная природа не в состоянии самостоятельно противиться злу. Мы как алкоголики, которые обещают «завтра завязать». Мы думаем, что нам это ничего не будет стоить, но приходит завтра и мы снова держим в руках бутылку и стакан. Какой тогда, вы скажете, смысл ходить в храм и молиться, если все равно невозможно что-то изменить и хоть немного попытаться жить по заповедям Божьим? Да, если бы Христос дал эти заповеди просто как формальное знание о добре, для падшего человека они оказались бы непреодолимой преградой. Но Господь обещал свою помощь каждому, кто решится следовать за Ним: «… И вот, Я с вами во все дни до скончания века». Эту Божью помощь христиане называют благодатью, и именно ее влиянию приписывают совершаемые добрые дела. Господь говорит: «Без Меня не можете делать ничего». От нас лишь требуется волевая решимость, а силы нам дает Господь. Церковь – это лечебница, а врач в этой лечебнице – Господь. В храм не идут здоровые, а точнее те, кто мнят себя здоровыми. Туда идут те, кто понимает, что без Бога он – ничто. Кто-то может обвинить христиан в том, что они делают добро в награду за уготованные на небесах блаженства. Типа, все они корыстные люди. Действительно, такие мысли могут возникать в голове новоначальных. Есть даже мнение, что сначала человек служит Богу из страха, потом – за обещанную на небесах награду, но в конце концов каждый достигает последней третьей ступени, когда он служит из любви к своему Творцу. Выздоровление он рассматривает как награду за решимость отправиться на излечение. Бескорыстное творение добра может оказаться для человека бесполезным, если оно не приводит его к Источнику всякого блага. Поэтому бессмысленно запускать «хороших» людей в санаторий – они превратят его в ад. Как превращают в ад землю, даже самую прекрасную и цветущую со всеми ее вкусными фруктами и ласковым морем неонацисты, сторонники ЛГБТ и люди, призывающие к эвтаназии и абортам. Что Бог делает с такими людьми по ту сторону смерти? Конечно, мы можем только предполагать и рисовать себе самые страшные картины адских мучений со сковородками и кипящими котлами, но одно можно сказать наверняка – Бога там не будет. Отрицая Его при жизни, человек никогда не увидит Его после смерти. Ад никогда не сможет вторгнуться в рай, преодолеть «Великую Пропасть» между спасенными и погибшими. Этот гнев Божий – это Его любовь, когда она полагает предел не исцелимому злу. На самом деле все мы по своей природе хорошие и добрые, ведь такими нас создал Господь, создал, как известно, по Своему образу и подобию. Все мы внутри себя стремимся к добру независимо от своих религиозных убеждений. Это и есть тот самый нравственный закон в человеке, который так удивлял Иммануила Канта. Именно этот нравственный закон толкает злобных старух помогать детским домам, гаишников прыгать в воду за утопающей в машине девушкой, а боевых офицеров бросаться на гранату, спасая новобранцев. И людей, которые подсознательно следуют этому естественному закону добра, очень много. Несмотря на поврежденность Образа Божьего, его «запыленность» грехами и страстями, мы бережно храним в себе искорки природного добра, интуитивно понимая, что это самая большая наша ценность в этом мире. Так изможденный долгими странствиями по пустыне путник дорожит последними каплями воды в своей фляге. Встреченный им оазис с прохладной и чистой водой он может принять за мираж и пройти мимо, а может припасть к этой воде, восполняя силы, снимая усталость, смывая грязь и пот. Самарянке у колодца Иисус Христос сказал: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». Это сказано о жажде добра, о стремлении к истине как к высшему благу. Тому, кто творит добро ради самого добра Господь обязательно открывает Себя. А вот примет ли человек Своего Спасителя или посчитает достаточным просто следовать букве закона как одному из множества этических учений – это вопрос лишь его личного выбора. Если вы считаете себя хорошим человеком, который надеется спастись вне Церкви, то вас ждет большое разочарование. Что значит «хороший» и что значит «плохой»?
Осуждать грех, не осуждая человека
Спасти от самих себя
Здоровым исцеление не нужно
Масштаб беды
«… Невозможное человекам, возможно Богу»
Стремление к добру