Можно ли быть хорошим человеком без Церкви?
Вопрос о том, «можно ли быть хорошим человеком без Церкви», волнует многих далеких от религии людей. «Действительно, – скажет кто-то, – вот выросло целое поколение атеистов при большевистской власти и неплохое, надо сказать, выросло. Победило фашизм, построило БАМ, воспитало детей, привив им морально-нравственные нормы и качества». Эти люди сами того не осознавая жили по заповедям Божьим, но в храм не ходили и в Бога не верили. В чем же они виноваты, и в чем их можно обвинить? Раз уж речь зашла о Советском Союзе, то стоит вспомнить и поговорку, распространенную в то время. Главное – это была профессия, твой, так сказать, вклад в становление и развитие страны. Нельзя сказать, что общество не интересовало внутреннее состояние человека, его морально-нравственные аспекты. Интересовало, но главная ставка была на труд, который, как известно, облагораживает. Но если следовать этой логике, то можно сказать, что «хороший человек – это не верующий человек». Цель христианства вовсе не в том, чтобы всех сделать хорошими и приличными людьми. Его цель в другом – в спасении человеческой души. Далекие от религии люди думают, что Церковь стремится к одному – держать людей под контролем. Считается, что власть вместе с церковью стращает адскими муками людей, чтобы легче было управлять сознанием народа. А то так и до анархии недалеко, когда каждый будет делать, что ему захочется – один воровать, другой – убивать, а третий – насиловать. Думая так, обычный человек может сказать, что он и безо всякой веры в Бога, рая и ада не собирается никого убивать, грабить и насиловать. Религия, чтобы держать себя в узде, ему не нужна. Он и без нее честный, порядочный и законопослушный гражданин. На самом деле религия – это не средство для перевоспитания людей. Спросите любого верующего, что сподвигло его прийти к вере, и вы не найдете ни одного, кто скажет, что захотел стать более справедливым, ответственным, добрым, милосердным, а потому и пришел в храм. Да, все эти нравственные ценности, принятые в обществе, действительно становятся частью его личности, то есть человек меняется, становится лучше с точки зрения морали, но это лишь «побочный эффект» веры. Как лекарство, исцеляющее от смертельной болезни, улучшает настроение и цвет лица, но создано оно не для этого, а чтобы спасти от смерти. Да, все мы знаем или краем уха слышали, что Иисус Христос учил людей милосердию, призывал любить друг друга, помогать друг другу. Благодаря ему люди полностью меняли свои взгляды на жизнь, свое мировоззрение. Да и сегодня происходит то же самое – пьяницы перестают пить, наркоманы – принимать наркотики. Закоренелые холостяки женятся, заводят много детей, бизнесмены жертвуют часть своих доходов на благотворительность. То есть люди становятся духовно богаче и чище, но все это лишь благодаря той надежде, которую и дал Христос – надежде на жизнь иную – ту, которая нас ждет за гробом. Далекие от веры люди часто говорят «живем один раз», а потому стремятся взять от этой жизни максимум здесь, на земле. Верующие знают, что это лишь переходная стадия как у насекомого, которое из гусеницы превращается в бабочку. Они понимают, что все преходящее, что все земные ценности не имеют никакого значения в Царствии Отца Небесного, а потому собирают не земные богатства, а духовные, которые они могли бы взять туда с собой. Теперь понятно, в чем состоит главное отличие верующего человека от приличного и добропорядочного. Жизнь последнего закончится «приличным и добропорядочным» трупом на кладбище. В Царствие Небесном он может оказаться перед закрытой дверью, ведь отвергая Бога на земле, он не сподобится Его любви на небе. Он водворится в том месте, которое избрал для себя сам. Верующий же надеется сесть за пиршественный стол у Своего Отца, он надеется стать членом нового, спасенного, преображенного мира, наполненного светом, радостью, красотой и ликованием. Его введут в небесный город, где он будет тепло встречен его гражданами, где его Царь Господь Иисус Христос примет и признает Своим. Вот почему многочисленные святые и праведники, среди которых немало мучеников, с радостью и надеждой встречали свой конец. Об этой радостной надежде писал святой апостол Павел: «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил. 1:23-24). Его не пугала и не страшила его мученическая кончина, потому что он знал, что ждет его за гробом. Противоположная ситуация наблюдается среди далеких от веры людей. В большинстве своем они смерти бояться, умирать не хотят, потому что не знают, не верят в жизнь вечную. «Хороший человек – это не профессия»
Побочный эффект
«Веруя в Сына Божьего имеете жизнь вечную» (1Ин. 5:13)