Мощи – это только нетленные тела людей?
Читая жития святых, узнавая об обретении где-то очередных мощей и перенесении их в определенное место, большинство людей представляет себе нетленное тело угодника Божия, дошедшее до наших дней в целости и сохранности. Так ли это на самом деле, и что Церковь понимает под мощами святых? В переводе с греческого термин «мощи» означает «оставлять» или «останки». Что такое «останки», знает каждый. Это то, что осталось от человека, но не только в плане телесном. Для Церкви «останки» – это и одежда, и личные вещи, то есть все то, что имело отношение к святому и соприкасалось с ним во время земного существования. История как древней христианской Церкви, так и Церкви Русской хранит немало примеров благоговейного почитания останков великих подвижников или святых мучеников, сохранившихся хотя бы в виде отдельных частей тела, костей или же просто пепла и праха. Конечно, многое зависит от того, какой смертью умер человек. Если речь идет о мученике или священномученике, то уже из одного этого определения понятно, что человек умер не от естественных причин, а был замучен и убит. Вряд ли в этом случае можно говорить о сохранности всего его тела. К примеру, от святого Игнатия, епископа Антиохийского, после мучительной смерти от растерзания дикими зверями осталось лишь несколько самых твердых костей, которые верующие с благоговением собрали. Священномученика Поликарпа, епископа Смирнского, убили мечом и сожгли, а то, что осталось, христиане хранили «честнее многоценных камней и дороже золота». С чем же связано такое благоговейное почитание? Свидетельства о почитании мощей святых мы встречаем еще в Ветхом Завете. К примеру, случай, когда мертвец ожил после прикосновения к костям пророка Елисея (4Цар. 13:21). В Деяниях Апостолов также можно найти немало историй исцеления подобного рода. В частности, платок, которым опоясывал тело святой апостол Павел, тоже демонстрировал чудодейственную силу, исцеляя людей от болезней и изгоняя из них злых духов. А все потому, что у подвижников Божиих святой является не только душа, но и тело. Непрестанные труды и подвиги очистили тело настолько, что оно стало жилищем, храмом для Святого Духа. Потому то Церковь и верующие и почитают останки святых как храм Живого Бога, в которых Он обитает, изливает свою благодать и творит чудеса – от них и через них. Создав человека по Своему образу и подобию, Господь тем самым утвердил достоинство человеческой личности, а Боговоплощение утвердило достоинство человеческой телесности. Христиане верят в спасение души, но и телу они отводят в этом деле не последнее место. Свидетельствовать о своей вере можно не только духом, но и телом, храня его, заботясь о его чистоте, чтобы ничто дурное не поникло в него и не касалось его. Так можно «открыть двери» для Святого Духа, чтобы тело стало храмом для него и оставалось таковым и после земной кончины. Как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Бог разделил с нами святых: Сам взял души, а нам даровал тела, чтобы святые их кости мы имели постоянным побуждением к добродетели». А еще он говорил: «Бог для того и оставляет нам тела святых, чтобы дать нам надежное прибежище и защиту против зол, отовсюду нас окружающих. Посему я призываю всех вас, в печали ли кто, в болезни ли, в другом ли каком мирском несчастии, и в глубине греховной, теките сюда с верою, вы получите помощь и с великою радостию возвратитесь отсюда». И сегодня мы находим немало подтверждений его слов. Сколько историй чудесных исцелений можно услышать от верующих, возвратившихся после посещения мощей святых угодников Божиих! Сколько бесплодных женщин получили возможность стать матерями, сколько расставшихся пар возобновили отношения, а страдавшие страстью пьянства или наркомании освободились от своих вредных привычек! Сверхъестественная благодать действует не только через сами мощи, но и через различные одежды, раки мощей, прах угодников. И потому даже их личные вещи и предметы быта издревле благоговейно почитаются верующими христианами. Мы знаем немало праздников, установленных в честь обретения и перенесения мощей, мы слышим о строительстве над обретенными мощами храмов, часовен и монастырей, но есть очень древний обычай, который обязывает возлагать в основание церковных престолов и в антиминсы частицы святых мощей. Все дело в том, что первые христиане совершали богослужения в катакомбах на гробах убиенных мучеников, и сегодня мы продолжаем эту традицию, совершая таинство Евхаристии с участием святых мощей как вместилище Святого духа. Церковь верит, что эти мощи гарантируют, что эти святые присутствуют на богослужении, участвуя в наши молитвах, предстоя перед Богом и подкрепляя их. Почитая святые мощи, мы верим не в могущество и силу самих останков. Мы верим в заступничество и помощь самих святых, которые всей своей жизнью и смертью засвидетельствовали веру Христову, сподобились Божественной благодати и имеют дерзновение перед Творцом просить за нас, грешных. Глядя на их останки, мы чувствуем близость к Богу, мы преисполняемся желанием самим стать храмом для Святого Духа, принять участие в грядущем воскресении тел и после своей смерти. Вот как говорил об этом святитель Амвросий Медиоланский: «В теле мученика я почитаю раны, принятые за имя Христово, почитаю того, кто живет бессмертием добродетели; почитаю прах, освященный исповеданием Господа; почитаю в прахе семя вечности; почитаю тело, которое учит меня любить Господа и не бояться смерти за него». Что такое мощи?
Основания для почитания мощей
Как почитаются святые мощи?