Молитва рождает смирение
Далекие от Церкви люди зачастую неправильно понимают смысл смирения. Это вовсе не унижение как может показаться на первый взгляд. Слово «смирение» произошло от слова «мир» и заключается в приобретении мира в душе. Но приобрести его своими силами непросто. Дар этот дает Бог и дает заслуженно, смотря в самое сердце человека. А как смирению помогает молитва? Как уже было сказано, смирение – это приобретение мира в душе. Неправильно думать, что смиренные люди все слабые и безвольные, не способные на поступки, только и делают, что подставляют левую щеку вместо правой. Но если начать разбираться более детально и вдумчиво, то придется согласиться, что смирение – это не слабость, а напротив, очень большая сила духа, которая и позволяет человеку мужественно побеждать в себе гнев и обиду, подавлять злость, когда появляется желание ответить ударом на удар. Христианское смирение – это не малодушие и не внутренняя слабость. Малодушный и рад был бы отомстить, да внутренняя робость не позволяет. Нет у него на это телесных и душевных сил, а есть только констатация собственного бессилия. Смиренный же, заручившись личным мужеством, твердо уповает на Бога и во всем полагается на Его волю, а в каждом своем обидчике видит не источник зла, а орудие Промысла Божия. Смиренный живет с Богом и в Боге. Он непрестанно ищет Его помощи, черпая силы в молитве. Условно, для удобства восприятия, смирение можно разделить на три категории: Смирение по отношению к Богу. Человек настолько проникается любовью к Богу, что ради нее безропотно переносит жизненные невзгоды и трудности, подчиняя свою волю святой воле Божьей – благой и всесовершенной. Борясь с главной страстью – гордостью, человек стремится получить благодать, потому как сказано: «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать». Смирение по отношению к другим людям. Вот как говорил об этом преподобный Амвросий Оптинский: «Ведати подобает, яко три суть совершенного смирения степени. Первая степень – покоряться старейшине, не превозноситься же над равными. Вторая степень – покоряться равным, не превозноситься над меньшими. Третья степень – покоряться меньшим, и вменять себе ничтоже бытии». Смиренный человек чувствует себя ниже низшего, хуже всех, а потому он никогда не гневается и не раздражается на тех, кто вполне этого заслуживает. Смирение по отношению к самому себе. Смиренный человек непрестанно просит прощения – как у ближних, так и у Бога. Святые отцы говорят: «Кто просит прощения, тот опаляет бесов и делает их бессильными». Смиренный человек проводит свою жизнь в телесном труде и самоукорении, потому как именно они и взращивают смирение. Преподобный Антоний Великий говорил: «Люби труды, всем себя подчиняй, уста свои держи заключенными и достигнешь смирения. Смирение же привлечет отпущение всех грехов твоих». Однако, бывает и так, что смирение выставляется напоказ ради одобрения людей. Конечно, оно ничего общего не имеет с истинным смирением. Это ложное смирение, проистекающее от тщеславия, и такие примеры в православной Церкви тоже есть. Отличить их друг от друга несложно. По-настоящему смиренный человек избегает смиреннословия. Он старается ничем не выделяться среди других, скрывает свои праведные поступки. Он не вызывается на исполнение низких дел, но когда ему что-то поручают, то не противоречит, а исполняет с послушанием. Хорошим примером подлинного смирения является преподобный Макарий Великий, которого как-то раз оклеветали, сказав, что от него должна родить какая-то девица. Макарий не оправдывался, а стал еще больше работать, посылая заработанное этой девушке. Когда подошло время родов, она несколько дней не могла разрешиться от бремени и только тогда созналась, что оклеветала отшельника. Тогда все селение приняло решение идти к монаху и просить у него прощения, а он убежал и спрятался в Скиту. Без молитвы достигнуть смирения невозможность, ведь это не телесная и не душевная добродетель, а духовная. Она не присуща человеку по его естеству. У нее сверхъестественная природа. Авва Дорофей пишет: «Очевидно: смиренный и благоговейный, зная, что невозможно совершить никакой добродетели без помощи и покрова Божиих, не престает неотступно молиться Богу, чтоб сотворил с ним милость. Постоянно молящийся Богу, если сподобится сделать что-либо должное, знает, при посредстве Кого это сделано им, и не может превознестись или приписать своей силе, но приписывает Богу все свои исправления, Его благодарит непрестанно и Ему молится непрестанно, трепеща, чтобы не лишиться помощи свыше, чтобы не обнаружилась таким образом его собственная немощь. Он молится от смирения». По мнению преподобного Паисия Святогорца, «смирение отверзает двери Небесные, и приходит на человека благодать Божия». Можно пытаться всю жизнь жить духовной жизнью, читать Библию, поститься, трудиться, но так и не приобрести Божьей благодати, а причина – в отсутствии смирения. Другие же за короткое время приобщаются благодати, если смиряются. Но смирение невозможно без молитвы, как и молитва невозможна без смирения. Профессор Московской духовной академии Алексей Осипов говорит, что тяжело молиться тем, кто имеет какие-либо укоренившиеся в душе страсти, например, сребролюбие. Тяжело молиться сребролюбивому, как и тщеславному. Но Царствие Небесное силой берется, а сила – в немощи совершается. Все возможно тому, кто верит и уповает на Господа. Если невозможно добиться подлинного смирения сразу и сейчас, то возможно сделать это выполнением Евангельских заповедей. Преподобный Авва Дорофей учил: «Смирение естественно образуется в душе от деятельности по Евангельским заповедям». Стоит напомнить, что все они сводятся к двум основным: «Любить Бога всем умом и сердцем, а ближнего как самого себя» (Мк. 12:29–31). Невозможно любить Бога, если не видеть в каждом человеке Его образ, Его подобие, как невозможно причинить кому-то зло, любя его, как самого себя. Каждый, кто хоть раз пытался исполнять эти заповеди знает, что сделать это непросто. Своих собственных усилий здесь недостаточно. Враг рода человеческого не дремлет. Он постоянно искушает верующего, который, увлекаясь своими грехами и страстями, вопреки своему желанию делает противоположное Божьим заповедям. Стремление исполнить заповеди и видение невозможности этого открывает человеку печальное состояние поврежденной грехопадением сущности, обнаруживает его отчуждение от любви к Богу и ближнему. Человек понимает, что неспособен исполнить предначертанное Богом добро и вот тогда в нем рождается надежда на Божье милосердие, сострадание, помощь. Он уже не может обвинять других в их греховных слабостях и немощах, потому как понимает, что и сам слаб. Прося у Бога помощи для освобождения от власти греха, он естественным образом смиряется, подчиняется воле Господа. «Это и есть Божественное смирение и кротость, которым Бог желает научить всех людей» (Мф. 11:29). Когда человек смиряется, появляется трезвое видение самого себя. При его отсутствии его можно сравнить с пьяным, которому «море по колено», который не в состоянии посмотреть на себя со стороны, адекватно оценить свои поступки. Смирение же отрезвляет. Человек начинает видеть всю свою греховную сущность, всю свою ничтожность. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что происходит по мере укоренения этой добродетели: «Начало смирения – нищета духа; середина преуспеяния в нем – превысший всякого ума и постижения мир Христов; конец и совершенство – любовь Христова».Что такое смирение?
Три степени смирения
Чем подлинное смирение отличается от ложного?
Молитва рождает смирение, а смирение – молитву
Без Божьей помощи не обойтись