Любовь к ближнему. Что она означает?
Представьте себе картину: на улице вы увидели, как какому-то человеку стало плохо или его окружила толпа негодяев, насмехаясь над ним и угрожая. Вы прошли мимо, как ни в чем не бывало, а потом вдруг оказалось, что это был ваш близкий родственник или знакомый. Вот уж как было бы стыдно! Это отличный пример того, что к другим нужно относиться так, как если бы это были самые близкие нам люди. Но легко ли любить ближнего, и что вообще означает любовь к ближнему? Спаситель говорил: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34). Господь создал первого человека добрым, незлобивым, призванным постоянно работать над своим совершенством и несовершенством окружающего мира. После грехопадения он приобрел склонность ко злу, но зачатки добра в виде совести остались в нем. И эта самая совесть, данная Богом, свидетельствует о необходимости любви, не зря говорят, что именно голосом совести Господь говорит с нами. Принеся в мир любовь, Иисус Христос придал ей новый, возвышенный смысл, любовь по Своему примеру, жизнь положившему за других, но как тогда, так и сегодня, люди остаются слепы и глухи к этой любви. Потребительское сознание и культ удовольствий, пропагандируемый в наше время, только усугубляют существующее положение вещей. Люди отгородились друг от друга трехметровыми заборами и знать не хотят, как живут оказавшиеся за оградой соседи. Душа тянется лишь к земному – как больше заработать, как подняться по карьерной лестнице, где выучить детей, чтобы они получили престижное образование и нашли высокооплачиваемую работу. Нравственные ценности отходят на второй план. Счастье меряется деньгами, и сегодня за них можно купить все. А любовь? «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное» (Матф. 18:3). Господь призывает нас уподобиться детям, а что это значит? Нет, речь идет не об умственном развитии, а об особой способности души, которая, сама того не осознавая, живет по законам Божьим. Ведь как непосредственны дети! Как они добры и милостивы! У них полностью отсутствует предвзятость, они не ждут, с кого что можно поиметь и дружат не за что-то, а просто так, как и любят просто так. Именно к этому призывает нас Господь, но по мере взросления человек окостеневает душой, обрастает стереотипами, навязанными обществом догмами, а еще приобретает грехи и страсти, которые практически полностью лишают его возможности любить своего ближнего. «А за что я должен его любить?» – спросит кто-то. За что я должен любить соседа-алкоголика, начальника-самодура или водителя троллейбуса, ругающегося на пассажиров? Ладно бы еще любить своих близких – друзей, родных, приятелей, но Господь говорил: «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?» (Мф. 5:46). Конечно, гораздо проще любить того, кто тебя любит, но, как показывает практика, мы и этого не умеем. Как часто мы обижаемся на своих близких, что они отказали нам в какой-то просьбе? А как часто и сами отказываем им? Дружить стараемся с теми, с кем выгодно дружить, добро делаем лишь в ответ, да и то неохотно. А с каким удовольствием мы ведем пересуды, осуждаем наших друзей, перемывая косточки в компании всем отсутствующим! Способны ли мы на то, что в православии называется «сорадованием»? Или вместо того, чтобы порадоваться за своего друга, получившего повышение по службе или купившего новый дом, мы захлебываемся в зависти, негодуя, почему ему так везет, а мы не получаем желаемого. Необходимо наконец, честно признаться, что кроме себя самого мы больше никого не любим. Вопрос о любви к ближним один из самых важных в православии. В принципе, все Евангельское учение можно свести к двум основным заповедям – любви к Богу и любви к своему ближнему. Но если человек говорит, что он любит Бога и при этом понимает, что не любит своих ближних, то он лжет. Ибо сказано в Евангелие: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (Ин. 4:20). Как часто пришедший к вере человек и начавший выстраивать свои отношения с Богом, считает это только своим личным делом – своим и Господа. Есть я и есть Бог, а больше никого. А как же тогда «создание по образу и подобию»? Ведь каждый человек создан по образу и подобию Божьему. Когда человек чувствует в ближнем Бога, видит Его в нем, то он априори не может его не любить. Если он этого не видит и не чувствует, то он никогда не сможет познать истинного Бога, по-настоящему к Нему прийти. Как научиться любви? Хороший вопрос, тем более, что им задается каждый, кто делает свои первые шаги в храме. Как правило, люди приходит к Богу через скорби. Большинству на момент прихода к вере уже многое пришлось пережить, перенести, испытать предательства, унижения, оскорбления, осуждение своими ближними. Повернуться к ним лицом, снова поверить людям, научиться им доверять не так уж и просто. В целом полюбить ближнего было трудной задачей всегда: как в добиблейские времена, так и в 21 веке. Вроде человек начинает делать какие-то шаги в этом направлении, пытается разбудить в своем сердце хоть чуточку любви, так тут же все его усилия разбиваются о собственную немощь и страстность, ветхую природу. Но когда человек понимает, как он немощен в своих грехах и страстях, он начинает понимать и других таких же страдальцев, ведь они тоже находятся в плену греха. Ведь не осуждаем же мы больного подагрой за то, что у него подагра? Не говорим: «Ты посмотри, что он делает! Подагра у него! Ай-ай-ай!» Нет. Мы его жалеем, сочувствуем ему. Так почему же не сочувствуем тому, кто ослеплен яростью, кто шушукается на лавочке, обсуждая соседей, кто пьет вино в подворотне и матерится? Да, люди сегодня живут в страхе, они боятся подвоха, обмана, они не верят друг другу, но все это лишь следствие отсутствия веры в Бога и доверия Богу. Как это объяснить? Но лично нам нет необходимости объяснять раздраженному пассажиру, что не стоит обижаться на нахамившего водителя. Может быть стоит сначала научиться не обижаться и проявлять любовь к хамам, а уже потом объяснять, как это работает, другим. И уж тем более не надо пытаться примерять свое сострадание на преступника, а лучше начать с пьющего соседа или самодура-начальника. Святые отцы советуют осуждать не людей, а их грехи. Собственно, на этом и строится педагогика, которая призывает осуждать не самого ребенка, а его поступок. Например, нельзя говорить: «Ты плохой», надо говорить: «В этот раз ты поступил плохо». Чувствуете разницу? Точно также ее чувствуют и те, на кого направлен ваш негатив. Зачастую люди, избегающие общества ассоциальных элементов типа БОМЖей и пьяниц и всячески их осуждающие оправдывают себя тем, что хотят оградить свою душу от мерзости и пакости, но на самом деле они лишь тешат свою гордость, высокомерие и самость. Сознательно или бессознательно они считают себя выше этих перечисленных категорий, но в желании поддержать гигиену своей души необходимо помнить о необходимости любви самих людей. Ведь одно дело ненавидеть грех и ограждать себя от него и другие дело ненавидеть носителя этого греха – человека. Ведь точно также поступал и Господь. Он не любил и осуждал грех, но при этом любил людей. Вот как Он об этом говорил: «Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию!» (Мф. 9) Он одинаково любил блудниц, пьяниц, мытарей – всех заблудших и забывших о Боге людей. Вот почему в жизни каждого из нас так важна аскеза, внутренняя работа над собой. Необходимо заглянуть в себя и посмотреть, а не затаились ли в глубинах души гордость, своенравие, жестокосердие, зависть, злопамятство, в общем все то, что мешает простить, и понять другого человека? Когда человек освобождает свою душу от страстей, то он освобождает в своем сердце место для любви. Чистое сердце и к ближним относится чисто. Только преодолев себялюбие, можно научиться любить других. Конечно, каждый хотел бы, чтобы другие люди поступали с нами хорошо, проявляли доброту, приветливость, услужливость. Именно так и повелевал поступать с ближними Спаситель: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). Это главный маркер человеческих отношений, который работает в любой ситуации. Прежде чем что-то сделать другому человеку, необходимо подумать, а приятно было бы мне, если бы кто-то сделал то же самое для меня? Если совесть дает утвердительный ответ, то можно делать, если нет, то лучше воздержаться. Причем начинать необходимо с малого. Что толку от обучения гипотетической любви к чиновникам в Госдуме? И в обыденной жизни найдется немало поводов для проявления своей любви – приветливости к кассиру на почте, старушке, которая несет неподъемную сумку домой, ребенку соседа, потерявшему игрушку на детском площадке. Конечно, проще пройти мимо, сделать вид, что не заметили, оправдаться спешкой, но святые отцы советую заставлять себя. Да, зло сделать легче, а вот для сотворения добра нужно проявить усилие, постараться. Но именно так формируется навык. Конечно, сразу полюбить соседа-алкоголика, мешающего спать по ночам, не получится, но святые отцы советуют хотя бы не отвечать злом на зло. Не унижать, не ругаться, не укорять и уже одним этим вы сотворите для него, а значит и для Бога благо. Постепенно малу-помалу вы начнете и делать добро, утешать своего брата словами, кому-то помогать деньгами, за кого-то просто молиться. Так, поднимаясь с одной ступеньки на другую можно достигнуть вершины, когда станешь желать другому пользы, как себе и радоваться его успехам, как своим. Это и значит «возлюбить ближнего своего как самого себя». Православная Церковь знает немало примеров, как жестокие, холодные и закостеневшие душой люди преображались, приходя к вере, просветлялись в буквальном смысле этого слова, излучая добро и любовь. Кто читал книгу Виктора Гюго «Отверженные» помнит тот момент, как застигнутому врасплох за кражей подсвечников беглому каторжнику Жану Вальжану священник вручил эти подсвечники со словами, что теперь Жак уже не сможет оставаться прежним, что эти украденные им подсвечники навсегда изменят его жизнь к лучшему. Преподобный Макарий Великий объяснял это так: «Как пчела незаметно для людей строит соты в улье, так и благодать тайно созидает свою любовь в сердце человека, изменяя горечь в сладость, а жестокое сердце – в доброе. И как мастер по серебру, делая резьбу на блюде, постепенно покрывает его узорами и только после окончания своей работы показывает свою работу во всей ее красе – так и истинный Художник – Господь украшает резьбой сердца наши и таинственно обновляет их, пока мы не переселимся из нашего тела, и тогда обнаружится красота нашей души».«Да любите друг друга»
«Будьте как дети»
Бог есть любовь
Легко ли научиться любить?
Любовь – это навык, которому можно научиться