Новые записки
Елицы.записки в новом дизайне!
Закрыть
10.12.2021

Кто избегает дьявольских сетей или как избежать дьявольских сетей?

Один известный христианский подвижник – святой Антоний Великий сподобился дара видеть распростертые над миром и людьми сети дьявола. Вздохнув, он спросил Бога: «Кто же избегает их?» А Господь ответил: «Смирение избегает их. Они даже не прикасаются ему». Что же это за дьявольские сети такие и что нужно делать, чтобы их избежать? 

«Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы» (Ис. 14:12)

Каждый читавший Библию знает, что до своего преступления дьявол был ангелом, причем принадлежавшим к одному из высших чинов небесной иерархии. Он обладал множеством всевозможных совершенств и своей светозарностью, заключающейся в восприятии и отображении Божественного света, превосходил других светлых ангелов. О том, какими благами он был наделен и украшен, Бог напомнил ему через пророка Иезекииля:

«Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез. 28:14–15).

Но потом произошло страшное – светоносный ангел возгордился, сам захотел стать, как Бог. Он забыл, что все дары и достоинства, которые у него есть – все они от Бога, но он возомнил, будто сам является причиной своих даров. Эта безумная мысль, желание быть равным Богу его и погубило. Когда он возгордился, изменилось все его внутреннее существо: вместо любви к Богу возникла хула, вместо радости богообщения возникло стремление удалиться от Бога и существовать отдельно от Него. 

Надо сказать, что с ним от Бога отпала и еще некоторая часть светлых ангелов, которые стали темными духами. Следующим преступлением дьявола было заражение человека – Божьего творения тем же самым грехом – грехом гордыни. Сатана позавидовал людям, что они были близки к Богу и тоже имели многочисленные дарования. Явившись Адаму и Еве в виде змея, он соблазнил их на грех и вот так люди впервые попали в дьявольские сети, отпала от Бога, лишились Божественной благодати. 

«Имя мне – легион»

Чтобы понять, что это за дьявольские сети такие, стоит поближе познакомиться с самим значением имени «дьявол». На древнегреческом оно звучит как «диаболос», а ведь именно на этом языке написан Новый Завет. Приставка «диа» означает «через что-то, с помощью чего-то, используя что-то», а вот «болос» ни много ни мало «забрасывание невода или сети». То есть дьявол – это тот, кто пытается поймать нас, расставляя свои сети. Его приспешники темные силы – бесы и демоны занимаются тем же самым, заманивая нас в ловушку, а имя им – легион, то есть их бесчисленное множество. 

«Погибель наша совершилась через уничтожение общения нашего с Богом и через вступление в общение с падшими и отверженными духами. Спасение наше заключается в расторжении общения с сатаною и восстановлении общения с Богом», – говорит святитель Игнатий (Брянчанинов). Ни одному из людей не удается избежать встречи с темной силой. Великий писатель Ф.М. Достоевский говорил:

«В мире сатана борется со Христом, а поле битвы – сердца людей».

За душу христианина ежеминутно, ежесекундно борются два царя – один царь греха дьявол и второй Царь Истины – Христос. Надо сказать, что силы изначально были неравны. Господь немало превосходит по своей мощи врага рода человеческого, но почему же тогда там много тех людей, которые выбирают темную сторону? А причина проста – Господь не хочет принуждать кого-то силой подчиниться Себе. Если бы Он этого хотел, Он пришел бы в мир не как сын плотника, а как царь и сев на престол, всех подчинил бы Себе. 

Но Господь создал человека свободным. Мы праве сами выбирать с кем мы – с Господом или сатаной. Легко встать на темную сторону, как легко и просто было дьяволу соблазнить Адама и Еву в раю, а вот очиститься от греха, восстановить свою Божественную природу – это еще нужно постараться. 

«Сетями дьявола именуются страстные приражения к совершению греха» (Инок Никодим)

Что же это за «страстные приражения»? А это все наши земные привычки, привязанности и пороки. Некоторые считают их вполне естественными и до самой смерти не понимают, что были лишь слепым орудием в невидимых дьявольских когтях, полностью подчинившись сатане. Такая «духовная слепота» в той или иной степени характерна для каждого из нас. По сути, у нас у всех одни и те же грехи, просто у одних они проявляются в большей, а у других в меньшей степени. Все их можно свести к 8 основным человеческим страстям:

  • гордость;
  • чревоугодие;
  • тщеславие;
  • гнев;
  • блуд;
  • сребролюбие;
  • печаль;
  • уныние.

Вот как говорил о страстном мире преподобный Исаак Сирин:

«Мир есть блудница, которая взирающих на нее с вожделением красоты ее привлекает в любовь к себе. И кем, хотя отчасти, возобладала любовь к миру, кто опутан им, тот не может выйти из рук его, пока мир не лишит его жизни. И когда мир совлечет с человека все и в день смерти вынесет его из дому его, тогда узнает человек, что мир подлинно льстец и обманщик. Когда же будет кто усиливаться выйти из тьмы мира сего, порка еще сокрыт в нем, не возможет видеть пут его».

Действительно, пут мира сего мы не видим и грехов своих подчас не замечаем. Мы живем по законам земным, на первое место ставя земные блага цивилизации со всеми ее достижениями и удовольствиями. Для нас вполне естественно стараться заработать побольше денег, чтобы и позволить себе больше. О душе мы не думаем совсем или думаем очень мало, а если когда и «припечет», возникнут скорби и неприятности, то откладываем решение этого вопроса на потом, ведь «жизнь долгая, еще успеем». 

«Человеку однажды попавшему хотя бы в одну из сетей дьявольских, невозможно без помощи Божией самостоятельно освободиться из нее, потому что получивший доступ к человеку коварный враг, имеет власть помрачать ум своего раба так, что тот не видит истины и под видом «добра» творит зло» (Инок Никодим). 

То есть свои грехи еще надо увидеть, а это тоже большая работа над собой, доступная не каждому. Но и это еще не вся работа. Мало их увидеть. Нужно их искоренить, и вот здесь начинается настоящая духовная брань – война с самим собою. 

Как темные силы действуют в человеке?

Святитель Иоанн Кронштадтский сказал:

«Когда приступим искренне работать Господу и заденем за живое гнездящихся в нас демонов наших страстей, тогда-то они на нас вооружаются всею своей адскою злобою, всеми своими страхованиями, сильными пристрастиями к земным благам, пока не выгоним их из себя усердною молитвою или причастием Святых Тайн».

То есть пока человек живет, как жил, думая, что ему «и так нормально», никакого внутреннего дискомфорта он не ощущает. Как только же он понимает, что живет неправильно и надо что-то с этим делать, бесы тут восстают на него. Так бесноватые бывают спокойными до того момента, пока их не подведут к святыне, а как подведут, начинается крик, физическая ломка, хула на Господа, оплевывание святыни и т. п. А происходит это потому, что бесы встречаются с благой силой, которая им ненавистна, но которая во сто крат сильнее их и способна прогнать их вон из любимого «жилища».

По мнению святых отцов, существует три ступени действия темных сил на человека:

Пробуждение в душе тех или иных страстей, склонности ко греху, приражение пристрастия.

Вторая ступень начинает проявлять себя в случае, если человек успешно борется с греховным помыслом, не допускает укоренения в душе страсти. Тогда темные силы начинают действовать через других людей. Человек может ощущать недовольство в свою сторону, вражду, агрессию и даже ненависть. Против него вооружаются не только малознакомые люди, но и близкие, побуждая отказаться от веры и отступить от праведного пути.

Третьей ступени сподабливаются только благочестивые подвижники. Простым мирянам бесы редко являются в своем истинном обличье, запугивая, а то и воздействуя на человека физически. Из жития святых мы знаем, что таким нападкам подвергались Антоний Великий, Савва Освященный и другие святые

Когда человек заражается грехом, то его душа как бы открывается под влиянием дьявола. Сатана получает доступ сеять в душу человека всякое зло, а началось все с зарождения в человеке гордости, которой как ключом открылись двери для других грехов и страстей. При этом, как уже было сказано, дьявол может воздействовать не только на душу, но и на тело человека. Существование бесноватых, так называемых «одержимых» людей только в очередной раз это подтверждает. Другие люди, зараженные грехами, тоже могут быть орудием в руках дьявола, направленным против нас. Вот как многообразны и страшны дьявольские сети, распростертые над всем миром! Как писал отец Александр Ельчанинов:

«Чем больше живешь, тем убедительнее видишь, как силен сатана».

Цель дьявола – наши мысли

Зачастую люди, а тем более люди, далекие от Церкви, считают все эти разговоры о темных силах простыми байками, сказками. Конечно, хорошо жить в неведении и позиция страуса с головой в песке очень удобна, но она никак не отменяет войны, которая идет в духовном мире. Наша душа бестелесна, пощупать ее, потрогать руками никак нельзя, но многие уверены в ее существовании. Она бессмертна, но она может умереть, если окончательно отдалится от Бога. Пока мы живы, у нас есть шанс все исправить, вернуться к образу и подобию Божьему, по которым нас создал Господь.

Господь дал нам знание – Евангелие, где мы можем найти ответы на все вопросы. Господь не бросил нас, не оставил, Он отлично подготовил нас к духовному сражению, но сражаться за нас Он не будет. Нам нужно сделать это самим. Необходимо помнить, что цель дьявола – это наши мысли. Именно с мыслей начинает грех, укореняется в душе, а потом находит отражение в действии. Почему именно мысли? Потому что разум является нашим командным пунктом. Штабом, из которого ведется управление нашей жизнью.

Если командный пункт в наших руках, а еще лучше – в Божьих, то все идет так, как надо. А если он переходит противнику, то результат может быть весьма плачевным. Но при этом надо помнить, что Господь попускает темным силам действовать на человека, без Его ведома они ничего совершить не могут. Так Господь закаляет нашу силу духа, укрепляет нас в духовной брани. Как сказал один священник: «Вы взяли в руки оружие, и удивляетесь, что в вас стреляют?» Пока мы порабощены страстями, бесы дремлют, мы и так в их власти. Как только мы просыпаемся от греховного сна, восстаем против страстей, на нас тут ополчаются темные силы

Напомним, что они могут действовать через других людей, провоцируя нас, но тут нельзя забывать, с кем мы воюем. Мы никогда не воюем против других людей. Наша цель – грех, а не его носитель. Христиане призваны любить людей, молиться за них, прощать им их грехи, ведь это гораздо легче сделать, когда ты понимаешь, что источником является не сам человек, а темные силы, которые его одолевают.  

Борьба с темными силами

Безусловно, что всем новоначальным, еще не окрепшим духовно христианам необходимо проявлять осторожность в отношении темных сил. Не следует их недооценивать, но и слишком зацикливаться на этом не нужно. Нет необходимости искать какие-то специальные молитвы от влияния бесов, а тем более отправляться на «отчитку» к какому-то батюшке. Православная Церковь относится к этому с большой осторожностью, не каждого священнослужителя благословляя на это дело, потому как последствия могут быть страшными как для него, так и тех, кого отчитывают.

Вспомним притчу о бесе, который вышел из «выметенного и убранного дома» и вернулся, захватив с собою еще 7 бесов, злее себя. Если человек не исправится, не встанет на путь покаяния, то его жизнь может стать еще хуже, чем после «отчитки». Православие – это не магия и не язычество. Никакие заговоры здесь не работают и по мановению волшебной палочки измениться нельзя. С момента воскресения Христова звучат его победные слова: 

«Я победил мир» (Иоан. 16,33).

и

«Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28,18).

И сила Господня, и сила Его Креста, и благодать таинств, и добродетель смирения таковы, что спасают от сатаны всех, кто с верою прибегает к Богу за помощью. Вера и смирение – вот основа нашего спасения и главное оружие в деле борьбы с сатаной. Именно о смирении говорил монаху бес в одноименном фильме «Монах и бес». Он упрекал инока в отсутствии смирения, когда тот сокрушался и спрашивал, почему, за что он его одолевает – простого и ничем не примечательного монаха. Нам стоит вспоминать об этом почаще, когда мы будем ощущать уныние и отчаяние.

«Эти искушения и сети неизбежно должны коснуться всякого человека. И тогда человеку бывает томительно и тяжко».

Так говорил старец Адриан Югской пустыни, много претерпевший от нападений темных сил. При этом святые отцы и подвижники, близко соприкоснувшиеся с ними, не любили говорить о них, как не любят вспоминать о войне те солдаты, которые побывали в самом ее пекле. Не нужно и нам подробно знакомиться с сатаною, его царством, свойствами и проявлениями. Достаточно ограничиться тем, что сказано в Святом Писании и творениях святых отцов.

И хотя мы должны обладать знаниями и быть подготовлены к сражению, нам не нужно специально искать и читать литературу, непосредственно открывающую ужасающий образ страшного врага человечества и ту бездну пороков, грехов и бесчестия, которые насаждены им в людях. Зачем спускаться во тьму, когда наше спасение в приобщении к свету? Полезно ли нам дышать ядовитыми испарениями, которые идут из глубины? Велик риск, что эти испарения проникнут в нас, поэтому лучше бежать от них на чистый воздух – туда, где веет Дух Святой

По закону подражания для нас опасно все, что порождается сатаной – все виды страстей, грехов и пороков, пристрастий, лжи и лжеучений, душевных безобразий и нечистоты. Чем дальше мы будем от них стоять, тем меньше у них шансов запасть в душу, тем это безопаснее для нас. Не следует нам и брать на себя непосильного духовного подвига. На этот счет один опытный в духовной брани иеромонах дает такой совет:

«Не дразните врага. Лучше пусть поменьше он вас замечает. Не выдержать вам борьбы с ним. Не только доброго поступка, и молитвы то не прощает». 

Кто-то скажет: «Ну как же так, ведь сей род изгоняется лишь молитвой и постом!» Это все верно, вот только молитвенное правило и пост должны быть по силам христианину. Ночные бдения до утра, употребление в пищу лишь воды и хлеба – это задача, непосильная для обычного мирянина. Все-таки мы живем в миру и вынуждены соблюдать его законы – работать, управляться по дому, ухаживать за детьми и стариками. Постоянные стрессы, плохое питание делают нас невротиками, постоянно жалующимися на желудок. Меру поста необходимо подбирать со своим духовным отцом, который учтет физические и душевные способности своего духовного чада.

Смирение и Крест Христов – наше главное оружие

В духовной брани главным оружием каждого верующего остается Крест Христов. Наяву или во сне следует осенять себя им при любых проявлениях темных сил, а самое главное – бороться проявлением христианского смирения. Вот как об этом пишет старец Силуан:

«Война (с темной силой) упорна, но только для гордых, смиренным же легко, потому что они возлюбили Господа, и Он дает им Свое сильное оружие – благодать Святого Духа, которой боятся наши враги, ибо она их опаляет».

А вот как об этом говорит архиепископ Арсений (Чудовской):

«Святые подвижники не советуют бояться козней вражиих, которые проявляются в борении от помыслов и т. п., ибо демоны могут нам только угрожать, но овладеть нашим существом не в силах, если мы ограждаем себя молитвою, крестным знамением и духовным трезвлением. Боязнь же только расслабляет наше сердце, парализует все то, чем мы сильны против вражьей силы». 

Необходимо постоянно следить за своим сердцем и присматриваться, прислушиваться к нему, не препятствует ли что-либо соединению его со Всеблаженным Богом? Быть может вы омрачены унынием, беспокойством, неприязнью к людям, злостью, обидой? В этот момент вы должны четко осознавать, что вашей душой овладела темная сила, избавиться от которых можно, если немедленно «вооружиться» и начать молиться. Если на смену прошлым эмоциям придут радость, покой и мир в душе, тогда можно считать, что это сражение вы выиграли.

Но при этом всегда нужно помнить, что побеждаем мы лукавого не своей силой. Любая победа достигается силою Божией. А она дается только тем, кто ее призывает молитвой, участием в Таинствах Церкви и самом главном ее Таинстве – Евхаристии. В ней с нами невидимым образом соединяется Бог, а «если с нами Бог, то кто против нас?» Когда мы произносим прошение: «Но избави нас от лукавого», то мы молим Отца Небесного, чтобы Он избавил нас от дьявольских сетей, чтобы мы не запутались в них и не стали жертвами сатаны

Поэтому каждому из нас надлежит победить в своей душе гордость, быть предельно внимательным к себе и замечать любые свои грехи и недостатки, а грехи и недостатки других людей презирать, но не презирая самих людей. 

Почему попущено Богом?

Многие люди недоумевают, зачем же Бог попустил существование темных сил, их влияние на нас? Осмыслить это слабым человеческим разумом невозможно, как невозможно постичь премудрость Божию.

«Мои мысли – не ваши мысли» (Ис. 55,8).

Это сказал Господь устами своего пророка Исаии. Лучше пойти путем чистой неиспытывающей веры – путем простых пастухов, которые первыми пришли поклониться Сыну Божьему в Вифлеемской пещере. Значительно позже пришли к Нему мудрецы, да и то после долгого и тяжелого пути. Самое главное, что нужно знать – Господь ничего не делает во зло, а «все добро зело». Вот как говорит об этом священномученик Петр Дамаскин:

«Все существующее Бог сотворил к нашей пользе. Ангелы охраняют и научают нас. Демоны искушают, чтобы мы смирялись и прибегали к Богу; через них мы спасаемся и избавляемся от возношения и нерадения по страху искушений».

Ему же вторит преподобный Исаак Сирин:

«Для того умножил Бог искушения, чтобы мы, устрашаясь их, прибегали к Нему».

Не познав зла, мы никогда не познаем, что такое добро. Святой Иоанн Кронштадтский писал:

«Не испытаешь на себе действий злых козней духа злого, не узнаешь и не почтишь, как должно, благодеяний, даруемых тебе Духом благим; не узнавши духа убивающего, не узнаешь и Духа Животворящего. Только по причине прямых противоположностей добра и зла, жизни и смерти – мы узнаем ясно ту, и другую; не подвергаясь бедам и опасностям смерти телесной или духовной, не узнаешь сердечно и Спасителя, Жизнодавца, избавляющего от этих бед и от духовной смерти».

Поэтому каждый, кто отказывается смириться и постоянно задает Господу вопрос: «За что?», должен помнить, что тем самым он духовно отделяет себя, отсекает от великой заботы Божией, плюет на Его промысел о себе, отказывается признавать мир Божий своим. У Диккенса есть такие строчки: «И мое гордое сердце исцелялось страданием». Протоиерей Андрей Ткачев говорит, что хотим мы того или нет, но Господь все равно исцелит нас. Это произойдет либо через покаяние, либо через неизбежные скорби. От скорбей избавление – покаяние. Если мы не хотим скорбеть, мы должна каяться, а если мы не хотим каяться, нам необходимо приготовиться к неприятностям и несчастьям.

Да, познать Господа своим ограниченным разумом мы не можем. Узнать, что Он нам уготовал, тоже. Но мы знаем, что Он уготовал нам в доме Своем на небесах – вечное блаженство. Наша земная жизнь – лишь миг по сравнению с жизнью вечной. Мы здесь лишь гости и только от нас зависит, захотят ли нас пригласить еще раз, но уже туда, где мы будем пребывать в вечной радости и благодати. Помогай вам в этом, Господь!


Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.