20.09.2020

Конец света – что это значит?

Странно, но Православная Церковь, из рядов которой, собственно, и вышел автор «Апокалипсиса», скромно молчит и не спешит разглагольствовать на тему конца света, а вот далекие от учения Христа люди мнят себя опытными специалистами, направо и налево давая советы, как выжить, когда мир падет и все вокруг окажется в огне. Обоснованы ли эти опасения, и нужно ли действительно готовиться ко второму пришествию Христа? 

Конец света в глазах общества победившего материализма


Надо сказать, что популярная в народе поговорка «судит по себе» имеет невероятно глубокий смысл. Чем человечество живет сегодня, какие идеалы проповедует, в том свете оно представляет и нашумевший конец света. Печется ли о материальном, заботится о благосостоянии, комфорте, того же будет искать и после того, как вернется на землю Сын Божий Иисус Христос, чтобы «судить живых и мертвых». «А вот пускай достанет меня в хорошо оборудованном бомбоубежище, где у меня и обрез приготовлен для непрошенных гостей!»

Масла в огонь подливают псевдоученые, рассуждая на всевозможных форумах о галактической тьме египетской, параде планет, рисуя графики, формулы, чертежи. Им вторят продюсеры и режиссеры голливудских фильмов, посвящая свои детища теме выживания человечества после глобальной катастрофы. Все это в мире торжествующего материализма, а что же в мире духовном? Со страхом ли верующие встречают Второй приход Мессии или с радостью и ликованием?

Мы ждать не перестанем

По мнению святых отцов, Православная Церковь жила ожиданием Второго пришествия Христа сразу по Его Воскресению. Святые апостолы, другие ученики и приближенные к Нему люди всегда оставляли одно место за столом незанятым на случай, если Он вернется и сядет с ними трапезничать. Это пришествие предсказывалось во всех книгах Нового Завета и мыслилось как «эсхатон», то есть конец этого мира. Вряд ли ближайшие соратники Христа представляли себе этот конец, как наши современники, иначе они тоже побежали бы строить бомбоубежища.  

Под концом света они понимали не разрушение всего творения, а его преображение, возрождение. Поэтому и ожидали они Спасителя не в мрачном настроении, а состоянии оптимистического подъема. 

Конца нет

Как можно перевести такой незнакомый для многих термин, как «эсхатон»?  Это край, предел. А что находится за границей привычной для нас реальности? Трансцендентная реальность, то есть потусторонняя, божественная. Именно в такую реальность попал апостол Иоанн на острове Патмос, куда его сослали и где он и написал полученное ему от Бога откровение – «Апокалипсис». Но неправильно будет думать, что этой чести, удостоился лишь один Иоанн. Что сказал Иисус Христос, когда вышел проповедовать после Своего Крещения и искушения в пустыне? «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15).

Господь говорит об исполнении назначенного Богом срока и пришествии Царствия Небесного уже сейчас. То есть оно уже здесь, и мы уже живем в эсхатоне. Потому как там, где Иисус Христос, где я соединен с Ним и живу с Ним, я перешагиваю за эсхатон, за пределы собственного пространства. Подтверждение этим словам мы находим в Священном Писании. Апостол Павел говорил своим чадам: «Вы уже оживлены Христом, вы уже живете во Христе, вы уже на небесах!» (Рим. 3:24).

Но, с другой стороны, в Евангелие говорится и о том, что наше спасение в будущем. Как понять эти два противоречащих друг другу утверждения? На самом деле они друг другу не противоречат. Иисус Христос искупил наши грехи своей смертью, но для некоторых сей факт ничего не значит. Он будет иметь значение только в том случае, если человек сам захочет спастись. 

Тенденция трезвения

В «Апокалипсисе» сказано, что Христос придет «скоро», но, когда стало понятно, что скоро – это не сегодня и не завтра, люди разделились на два лагеря. Одни стали придумывать какие-то фантастические события, этому предшествующие, предсказывать всемирный потоп, огонь с небес и прочие катаклизмы, а позиция других была более трезвой: жить, согласно учению Христа, не думая о конце, не ожидая его, но делая все, чтобы встретить его достойно, когда бы он ни был. 

Именно этой позиции придерживается Православная Церковь. Вот почему она по большей части молчит, не комментируя высказывания всевозможных кликушников и предсказателей. А зачем? Их все равно не переубедить, а тот, кто знаком с учением Христа, и так все понимает. 

А как же пророчества «Апокалипсиса»?

«Но как же так?», – спросит кто-то. Ведь в откровении Иоанна Богослова ясно сказано, что придет дракон, обрушив огонь с небес, набегут полчища саранчи, восстанут мертвые, разве это не настоящий конец света, о котором все говорят? Святые отцы предупреждают, что Апокалипсис – это не исторический прогноз. Нельзя воспринимать все написанное в этой книге буквально. Все дело в том, что составлена она была в особом жанре священной библейской письменности – жанре апокалиптики, а для него характерно использование метафор, символом, аллегорий. Да, в ней присутствуют откровения, пророчества, послания, но касаются они как будущего, так и прошлого, а вместе с ним и настоящего.

В своем откровении Иоанн Богослов повествует о том, что было, есть и будет, что совершается в глубинах истории, какие силы управляют планетой и к чему идет человечество, вся вселенная. Язык Апокалипсиса настолько символичен, что нужно знать и понимать все эти тонкие аллюзии и коды, чтобы его расшифровать. Апокалипсис – глубоко богословская книга и понять ее можно только в контексте Священного Писания. Она о том, как должно восторжествовать Царство Божие на земле и что можно сделать для этого всем, кто причисляет себя к стаду Христову.

Непростая судьба книги

У откровения Иоанна Богослова непростая судьба. Эту книгу не читают за богослужениями в православных храмах, а вот в католических и протестантских читают. Почему? Все дело в разном к ней отношении на Востоке и Западе. Удивительно, но до V века на Востоке о ней мало что было известно. Связано это с осторожным отношением ко всякого рода «откровениям», потому как в то время в Малой Азии большое распространение имели всевозможные гностические ереси. На Западе ересей было меньше, и Апокалипсис очень рано включили в канон, тогда как на Востоке это происходило постепенно.

И если первые христиане правильно понимали смысл, утешались им в ожидании спасения в Царстве Божием, то со временем и эсхатон, и описанные в Откровении Иоанна Богослова события стали восприниматься как нечто ужасное, страшное, от чего нужно бежать. Первые читатели видели конечную цель: «Бог воцарится и совершит то, что замыслил…», а их последователи ужасы Дня Господня. 

Собственно, та же картина наблюдается и сегодня. Каждый видит в книге то, что хочет видеть, как он понимает ее с точки зрения своей духовности. Конечно, далекий от Церкви человек усмотрит ужасы и страдания, мучения, которые сулит ему вселенская катастрофа. Верующий же разглядит через столб огня дракона сияющий Иерусалим – венец радости! Каждый волен выбирать, и пока у нас еще есть время стоит поспешить сделать правильный выбор. Помогай Господь!

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram