25.12.2021

Катехизация или оглашение

В переводе с греческого термин «катехизация» означает «говорить кому-то», «устно наставлять», «оглашать». Сегодня мы понимаем этот термин как «наставление» учителем – священником своего ученика – будущего православного христианина. Нередко понятие «оглашение» используется в качестве синонима катехизации, что явилось следствием исторического развития Церкви. Сегодня катехизация имеет более широкий смысл, но обо всем по порядку. 

Что такое катехизация?

Катехизация – это обучение основам православной веры. Она же преследует цель обучить порядку церковной жизни, то есть приобщить человека к богоугодной жизни, воцерковить его. Вот основные цели и задачи катехизации:

  1. Приобщить оглашаемых лиц, то есть тех, которые готовятся принять Крещение, к знанию законов христианского вероучения.

  2. Приобщить людей к опыту церковной жизни. Речь идет о посте, чтении духовной литературы, соблюдении молитвенного правила, милостыне и др.

  3. Приобщение человека к общинноустроительной жизни на Церковном приходе.

  4. Духовно-нравственное воспитание.

О необходимости и важности катехизации знали и говорили еще древние отцы Церкви. Правила катехизации, ее каноны, этапы и прочие нюансы закреплены на нескольких вселенских Соборах. 

Чем катехизация отличается от оглашения?

Как уже было сказано, сегодня их используют как синонимы, но это не совсем корректно. В первые века христианства, когда в православие обращали язычников, им надлежало пройти долгую практику оглашения, предваряющую Крещение. Таким образом человек открыто заявлял о своем желании быть христианином, что во времена гонений было сродни подвигу, ведь не секрет, что схваченных христиан нередко подвергали мучениям и убивали. Но даже после прекращения гонений и объявления христианства государственной религией Рима, практика оглашения осталась, хотя и претерпела немало изменений.

Однако, основная ее задача оставалась неизменной – подготовить человека к таинству Крещения. В Советские годы большая часть населения крестилась во младенчестве, так что ни о какой практике оглашения речи уже не было, по крайнем мере с детьми. Современные россияне тоже в большинстве своем являются людьми крещеными, но вот понятие о религии имеют весьма формальное. Их тоже крестили во младенчестве, но так как родители не собирались приобщаться к жизни Церкви, то и выросшие дети оставались далекими от веры. А вот когда они сами, самостоятельно, уже будучи взрослыми принимают решение стать верующими не на словах, а на деле, тогда-то и возникает необходимость катехизации. 

Если практику оглашения в древней Церкви применяли по отношению к тем, кто только собирался принять Святое Крещение, то сегодня катехизические работы проводят со всеми желающими – как крещенными, так и не крещенными. Главное – это желание человека изучать основы христианства. Кроме того, в первые века христианства оглашение было преимущественно устным, а сегодня для этого используется специальная катехизическая литература. В то же время современная катехизация сохраняет преемственность с практикой оглашения в древней Церкви, потому как преследует одни и те же цели – научить вере. Поэтому эти два термина используют как синонимы со скидкой на историческую ситуацию.

Основы катехизации

Изучая основы и правила катехизации, необходимо детально познакомиться с основными ее понятиями:

  1. Катехизис – учебное пособие, который включает в себя вероучительные истины, понятия и определения, имеющие форму вопросов и ответов, и используемые для наставления в православной вере.

  2. Катехизатор – это специалист с богословским образованием, навыками и умениями, которые позволяют ему вести духовно-просветительскую работу.

  3. Катехумен. В переводе с греческого означает «наставляемый, поучаемый». То есть это тот самый человек, которого просвещают, объясняя истины православного вероучения и правила христианского образа жизни. В древности «катехуменами» называли тех, которые готовились принять Крещение.

  4. Катехуменат – система огласительной подготовки кандидатов к тому, чтобы принять Святое Крещение и поэтапно войти в общинноустроительную жизнь Церкви с соответствующим порядком передачи церковного опыта и катехизического знания.

В узком смысле катехизация предусматривает проведение огласительных бесед с людьми, которые готовятся принять Святое Крещение, а в широком смысле – это большая духовно-просветительская работа, которую ведут со всеми желающими приобщиться к нормам христианской жизни.

Воцерковление

Иногда от верующих людей можно услышать такое слово, как «воцерковление». Новоначальные говорят про себя что-то типа: «начал(а) воцерковляться», а что это значит? Основной целью катехизации как раз и является воцерковление, то есть приобщение людей к жизни с Богом и в Боге по Его заповедям в лоне святой Церкви. Воцерковленный человек приобретает необходимые знания, знакомится с внешней стороной христианской жизни – ритуалами, другими действиями, но не только. Конечная цель состоит в реальном преображении духа, всех своих мыслей, чувств и желаний в соответствии с образом и примером, которым для каждого является Сам Иисус Христос. 

По мере воцерковления человек все больше входит в организм Церкви, усваивает благодатный дух ее жизни, обретает нравственные и духовные связи с остальными членами общины, делается христовым по духу, нраву, отношениям, а через это становится живой клеткой богочеловеческого организма Христовой Церкви. Многие далекие от православного вероучения люди не понимают, зачем нужно обязательно ходить в храм? Разве нельзя верить в Бога «в душе», молиться дома, совершать добрые дела и милосердные поступки? Все дело в том, что только в Церкви видимым образом проявляется все православное вероучение. Церковь – это Тело Христово, и именно здесь христиане соединяются со Христом в единый богочеловеческий организм.

Как телу присуще сохранять единство, так и христианин стремится к единству с главою Церкви – Христом и со всеми верующими, которые объединены во Христе в единое тело. Для церковно-приходской общины характерны 4 важнейших свойства – единство, святость, соборность и апостольность. Таким образом воцерковить – это значит ввести человека в жизнь церковной общины, чтобы приобрести все свойства церковного организма, стать их носителем. А для этого применяются следующие инструменты:

  1. Евангелие. Желающий воцерковиться человек обязательно делает ее своей настольной книгой, руководствуется ею в своей жизни.

  2. Символ веры. Новоначальному объясняют его смысл, преподают основы христианского вероучения и мировоззрения, которые основаны на Священном Писании.

  3. Канонические правила и церковная дисциплина. 

  4. Евхаристия. Конечно, таинство Причащения святых Христовых Тайн – это не инструмент – это центр всей православной жизни христианина, и именно это доносит до катехумена катехизатор.

  5. Учения святых отцов Церкви. По мере духовного роста катехумену предлагают почитать труды Феофана Затворника, игумена Никона (Воробьева), Иоанна Лествичника и др.

Посредством катехизации происходит постепенное воцерковление верующего христианина. Мало-помалу он приобщается к церковному вероучительному знанию, опыту церковно-уставной дисциплины и молитвенно-евхаристической богослужебной жизни. Все это способствует преображению его духа, очищению от греха и стяжанию добродетелей, что в целом и приводит человека ко спасению. Спастись – это главная цель и задача каждого христианина. Но спасение невозможно в одночасье. Это огромная и трудная работа, которая продолжается всю жизнь. Человек постепенно совершенствуется в добродетелях, отсекая свою пристрастную волю, преодолевая самолюбие, гордыню, корысть, самомнение. 

Духовно-нравственное совершенствование возможно только благодаря аскетике, важными составляющими которой являются пост, молитва, духовное бдение, милостыня. При этом люди воцерковляются не по одиночке, а все вместе, в стенах прихода. Здесь им легче не только вырасти духовно, но и обрести соответствующие связи, построить братские отношения, какие были у первых христиан. То есть в наше время под катехизацией принято понимать деятельность по содействию в воцерковлении тех, кто хочет стать церковным человеком и вести благочестивый образ жизни, жить по Евангельским заповедям.

Неважно, кем был человек до этого – язычником или атеистом, как в наше время. А может быть он разочаровался в какой-то другой религии? В православном храме специально поставленные для этого люди помогут ему познать истину и прийти к Богу, войти в жизнь Церкви, стать полноправным ее членом и примером для других, ведь вера без дел мертва. Как говорил святитель Иоанн Златоуст:

«Ни Крещение, ни отпущение грехов, ни знание, ни причастие Таинств, ни священная Трапеза, ни принятие Тела, ни причастие Крови, ничто другое из этого ни в состоянии будет нам помочь, если не имеем жизни правой и удивительной, и свободной от всякого греха». 

Значение катехизации

Значение катехизации для каждого православного христианина и всего православия в целом трудно переоценить. Во все времена главным делом Церкви на Земле было открытие Благой вести о Христе и руководство христиан в том, чтобы они обрели богоугодную жизнь во спасение. Если человек крестится без должного оглашения, без предварительных бесед, то вместо ревностного христианина, радеющего о спасении своей души, мы получаем заведомо нецерковного, «номинального христианина», который не имеет жизненно важных знаний и духовных ориентиров.

Именно такими «номинальными христианами» является большинство из тех, кого крестили во младенчестве в советские времена, да и сегодня немало людей не имеют никакого понятия о вере и крестят детей «по традиции», «потому что так старшее поколение хочет», «для здоровья» и т. п. По сути, они ничем не отличаются от древних язычников. Но ведь в первые века христианства идолопоклонники были вынуждены пройти долгую, нередко многоэтапную подготовку, прежде чем получить право называться христианином и не просто называться, а подтвердить этот статус всей своей жизнью. 

Сначала человек был просто «вопрошающим», то есть начинающим учеником. Потом через несколько специальных обрядов становился «оглашенным». Подготовка могла длиться годами. Да, сегодня такая практика сошла на нет. Вряд ли кто-то из современных людей готов годами готовиться к Крещению. Большинство просто откажется от этой затеи, да и все. Или пойдет в приход, которым руководит более сговорчивый батюшка. Но если человек не собирается «врастать» в христианскую жизнь, то зачем ему вообще нужно Крещение? Так ли необходимо это «простое погружение в купель»?

Следует хорошо подумать над этим, прежде чем креститься. Крещенный без оглашения человек не знает существа своей веры, православного мировоззрения, церковного вероучения. А ведь знать свою веру и обретать жизнь по вере – это его священный долг. Только знающий способен любить, ценить, хранить, приумножать и передавать другим это сокровище. Не секрет, что во время таинства Крещения и миропомазания человек омывается от греха, получает особые дары Святого Духа. Но к любым дарам нужно быть готовым, чтобы их не растерять. Когда человек подходит к Крещению подготовленным, он получает возможность больше не грешить.

Неподготовленный будет грешить, и запачкается снова. То есть у прошедшего катехизацию лучший старт, чем у того, кто от нее отказался. У первого больше шансов войти в Церковь, стать полноправным ее членом, чем у второго. Крещение становится для него важнейшим событием в жизни. Не простой формальностью, а отправной точкой, духовным перерождением. Новокрещеный с таким опытом – это готовый молитвенный участник Литургии. Это свой человек на приходе. Если человек крестится и уйдет из храма, чтобы уже больше никогда не вернуться, то смысл в таком Крещении? Непростительно потерять веру, ибо без веры невозможно угодить Богу и спастись! (Евр. 11:6), (Мк. 16:16).

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram