Какие есть опасности при подготовке к исповеди?
Один афонский подвижник сказал, что «исповедь – это ключ от Царства Небесного». Казалось бы, все мы, кто считает себя православными христианами, готовы взять в руки этот ключ, получить с его помощью пропуск в рай, но у иного ключ ломается, у другого – ржавеет, а у третьего заедает. Какие же опасности подстерегают нас при подготовке к исповеди, мешая принести искреннее покаяние? Да, все мы знаем, какие есть грехи, а потому некоторые ограничиваются на исповеди словами типа «грешен во всем», «согрешил делом, словом и помышлением» или «каюсь в нарушении всех десяти заповедей». Но все это не имеет отношения к покаянию в конкретном грехе. Если ты украл, то где, у кого, при каких обстоятельствах? А то ведь ребенок может каяться в воровстве ластика у соседа по парте, а взрослый – об обмане инвесторов, вложивших миллионы в его проект. Однако, есть подробности, которые лучше опускать, чтобы не шокировать и не вводить в соблазн священника. Обычно это касается грехов блудной страсти. Не обязательно рассказывать где, с кем, а главное – как. Можно просто сказать: «Я изменила своему мужу/жене» или «каюсь в том, что совершила плотское излишество». Нередко как следует подготовиться к исповеди нам мешают слезы, а тем более истерика. Так психика стремится защититься от страха наказания, презрения, но к настоящему покаянию такая эмоциональность не имеет никакого отношения. Если чувствуете, что заводитесь, лучше выйти из исповедальной комнаты, успокоиться, взять себя в руки и зайти снова. Важно помнить, что плач мешает нам каяться, делает исповедь ущербной. После – пожалуйста, но до лучше сосредоточиться и сильно волю чувствам не давать. С этим часто сталкиваются воцерковленные люди, которые уже исповедовали тяжкие грехи, а с мелкими справиться не могут и стыдятся каждый раз исповедовать одно и то же. Действительно, гораздо проще сбросить с горы один большой камень, чем мешок, наполненный множеством мелких камней. Но и «невыносимое по своему свойству может сделаться легким, — говорит св. Иоанн Златоуст, – если мы примемся за него с охотою. Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). Кто больше делает, тот лучше видит, чего он еще не сделал или сделал не так. Нет пределов совершенству и нет пределов покаянию. Вы пришли каяться? Так почему же стараетесь оправдать себя? Дескать, да, поругался с женой, но ведь меня теща, зараза этакая, спровоцировала. Кабы не она… Самооправдание – первый враг исповеди. Это еще хуже, чем утаивать грехи от стыда, ведь оправдание насквозь пронизано лукавством. Подлинное покаяние – это тайна, которая совершается глубоко в сердце кающегося. Смысл от нашей исповеди, если готовясь к ней мы преследуем лишь одну цель – в своих глазах остаться чистыми и незапятнанными грехом? Да, нам часто стыдно исповедовать свои грехи, стыдно признаваться в них. Но святые отцы Церкви говорят, что нужно стыдиться совершать грех, а не исповедовать его. На Страшном Суде и на мытарствах нас будут судить именно за них – неисповеданные грехи, поэтому нужно успеть покаяться пока есть время. Кто-то скажет, что «нас никто не учил исповеди, поэтому мы допускаем при подготовке к ней различные ошибки», но когда есть главное – желание измениться, переосмыслить свою жизнь, выстроив ее заново, нам ничто не помешает, кроме нас самих. Подробность
Эмоциональность
Нечего исповедовать
Оправдание
Стыд