Как жить с алкоголиком: нести свой крест или уходить?
Современное общество демонстрирует два противоположных взгляда на алкоголизм и пьянство. Одни считают, что это болезнь, в которой человек не виноват, как не виноват он в сахарном диабете, например. Другие полагают, что это свободный выбор человека – пить, или не пить. И если он выбирает пьянство, то нечего его и останавливать. Что же делать близким таких зависимых людей – нести свой крест, или уходить? Православное вероучение считает пьянство грехом, тяжелым душевным заболеванием, которое сопровождается глубокими повреждениями психосоматического характера. Избавиться от него можно только при полном и искреннем покаянии. О том, что алкоголизм – это не просто привычка, можно судить по поведению человека, которого эта страсть захватывает настолько, что он готов на все, чтобы ее удовлетворить. Он готов лгать, притворяться, изворачиваться, он готов вынести из дома последнее, оставив детей ни с чем. Про таких говорят «ничего святого», и ничего святого в них действительно не остается. К сожалению, алкоголизм – это беда не только одного конкретного человека. Все мы живем в социуме и зависим друг от друга, а если у алкоголика есть семья, то она автоматически становится созависимой, то есть вовлеченной в его болезнь. И отсутствие в доме алкоголя – это только малая часть того, как близкие вынуждены подстраиваться под пьющего человека. Мы знаем немало примеров, когда жены начинали пить со своими мужьями, «чтобы ему меньше досталось», а потом спивались раньше них. Нередко матери жертвуют собой ради детей-алкоголиков, терпя всевозможные манипуляции, а то и побои. Мучающемуся с похмелья сыну мать может дать денег на бутылку или продать последнее, чтобы вызволить его из тюремного заключения. Какая там своя жизнь, какие интересы и увлечения? Созависимые близкие все содержание своей внутренней жизни приносят в жертву. Все их мысли, действия, поступки, желания и молитвы так или иначе связаны с пьяницей. Они полностью погружаются в проблему и делают ее смыслом своей жизни независимо от того, считают ли они это болезнью, в которой человек не виноват, или его свободным выбором. Они просто вынуждены существовать рядом. Кому-то некуда уйти, кто-то боится огласки, стыдится косых взглядов. А кто-то считает, что это его крест, который нужно нести до конца. А что говорит по этому поводу Православная Церковь? Зависимые от алкоголя люди не осознают своей проблемы, отрицают ее, но ведь и близкие нередко ее не замечают. Так часто бывает, когда человек любит другого безусловной любовью, закрывая глаза на грехи любимого. Жена может оправдывать мужа: «Да он выпивает только по праздникам», а мать говорить за сына: «Под забором не валяется, пьет как все, не больше и не меньше других». Тут кроется типичная ошибка, когда между пьяницей и пьянством ставится знак равенства. Это все равно, что поставить знак равенства между грехом и грешником. Церковь призывает бороться с грехом, но не бороться с грешником, то же самое и с пьянством. С ним надо бороться, но эта борьба не подразумевает таскание алкоголика из луж домой или покупку ему бутылки на «опохмел». Такой подход пользы ему не принесет. Напротив, он еще больше уверится, что ничего страшного в его увлечении алкоголем нет. А вот если близкие выразят свою жесткую позицию, несогласие с проявлениями алкоголизма, не будут вестись на шантаж и другие манипуляции, это будет первым шагом к осознанию проблемы, а значит и ее решению. Церковь считает, что потакая греху пьянства, родственники и сами грешат. Христианину не должно участвовать в грехе своего ближнего, даже если это противостояние приносит обоим душевные и физические страдания. Любое потакание или молчаливое согласие с грехом близкого требует искреннего покаяния. Обычно светские психологи дают созависимым людям совет самоустраниться, дистанцироваться от алкоголика. На первый взгляд это подразумевает переезд на новое место жительства, но ведь оставить его с проблемой один на один можно и живя с ним под одной крышей. Не встречать ночью и не ругаться. Можно вставить в дверь своей комнаты замок, чтобы он в нее не вошел. Не читать нотаций с утра, тем более не бежать в магазин за «опохмелом». Стараться, насколько это возможно, заниматься собой и своими проблемами, не обращая на пьяницу внимания. Церковь уверена, что это не будет считаться как то, что вы его бросили. Так вы позволите действовать Божьему промыслу, вверите зависимого Его попечению. Ваша задача – усердно молиться, ведь что невозможно человеку, возможно Богу. Именно поэтому созависимым нужно оставить все свое своеволие и не мешать Господу действовать, но здесь без веры не обойтись. Только искренняя и горячая вера позволит Господу войти в вашу жизнь и все управить. Поэтому первое, что нужно сделать – прийти в храм. Не просто поставить свечку за здравие пьяницы, и уйти. Подключите священника, православного психолога. Хорошо, если на базе прихода есть центр, где помогают людям с алкогольной и другой зависимостью. Начните ходить туда сами, а после, даст Бог, и близкий тоже начнет это делать. Даже Церковь, которая проповедует любовь, однозначного ответа на этот вопрос не дает. Выбор созависимого близкого сугубо индивидуальный и зависит от множества факторов. Если он все-таки принимает решение остаться, то должен быть готов к долгой и упорной борьбе. А ее исход во многом зависит от определенных условий: Осознания. В первую очередь оно должно прийти именно к созависимому. Увидев проблему, он сможет противостоять искушению подчинить свою жизнь нуждам и прихотям алкоголика. Худшее, что он может сделать – это отчаяться и бессильно принять этот грех. Желания. К сожалению, без желания излечиться, избавиться от алкогольной зависимости ничего не получится. Да, близкий может бороться, искать психологов, наркологов, привлекать на помощь других специалистов, но без движения свободной воли грешника в сторону Бога, без желания навсегда покончить с пагубным пристрастием это невозможно. Молитвы и участия в церковных Таинствах. Алкоголизм – это душевное заболевание. У этого недуга духовная природа, поэтому избавиться от него без обращения к полноте Христовой благодати практически невозможно. Верующие люди понимают, что в сердце этого человека ведется настоящая война между падшими духами и силами света. Практически им завладев, бесы так просто человека не отпустят, и здесь без молитвы, без церковных Таинств не обойтись. Постоянства. Духовная борьба всегда сопровождается обострениями, периодами взлета и падений. Воздержание от алкоголя может обострить другие страсти – гнев, раздражение. Поэтому самое главное – усердствовать в своем желании бросить пить, не расслабляться, не опускать руки. Любой срыв будет возвращать вас на нулевую точку отсчета и придется начинать все сначала. Удаления от источника искушений. Минимум, что можно сделать – очистить свой дом от спиртного, но этого, конечно, недостаточно. Необходимо сменить круг общения и друзей, перестать появляться в местах, где могут распивать спиртное. Занять свободное время поможет хобби, какое-то любимое дело. Как вариант, можно вообще переехать в другой город или страну. Помощи специалистов. Людей, которые сами смогли выбраться из болота пьянства – единицы. Без помощи это практически невозможно. Хорошо, если это будет квалифицированная помощь, а еще зависимым могут помочь люди, которые смогли побороть пагубную страсть. Зачастую близкие люди успевают испробовать все возможные средства, прежде чем решаются уйти. Осуждать их нельзя, ведь только тот, кто жил с алкоголиком знает, что это такое. В пьяном бреду они могут не только покалечить членов своей семьи, но и убить их, и таких случаев немало. А самое страшное, что вместе с пьющими родителями страдают дети, которые получают целый букет психических проблем. Привычка или грех?
Созависимость
Пьяница и пьянство – ставить ли знак равенства?
Самоустраниться
Остаться или уйти?