Как приучить ребенка к духовному чтению?
Когда малыш появляется на свет, родители в первую очередь заботятся о его физическом и интеллектуальном развитии, а верующие на первое место ставят развитие духовное. Неизменной его составляющей является чтение духовной литературы, а как приучить к нему ребенка? Для начала стоит подумать, а то ли слово подобрано? И действительно ли к чтению «приучают»? К чему родителям приходится «приучать» подрастающее чадо? К соске, горшку, ложке… То есть тому, без чего младенец легко обходился. Многие сталкиваются с трудностями в приучении к чему-либо, но взрослые сознательно направляют свои усилия в нужное русло, потому что понимают, что это необходимо, хотя сам ребенок так не считает. Работает ли этот прием с чтением? Отнюдь. Да, малыша можно заставить читать из-под палки, но будет ли от этого толк, особенно если это духовная литература? Как говорится, «невольник – не богомольник», и заставлять ребенка насильно точно не стоит. А как же тогда быть? Чтение в семье – это очень давняя и древняя традиция. Представители просвещенных сословий регулярно устраивали чтения в кругу семьи, это было неизменным атрибутом духовного общения взрослых со своими детьми. Судя по биографиям и воспоминаниям известных людей, это играет огромную роль в духовном становлении личности ребенка, в развитии интереса к книгам и чтению, в сближении всех членов семьи и установлении между ними прочных и доверительных отношений. К сожалению, эти традиции, которые хранили многие поколения наших предков, сегодня незаслуженно забыты, а причина проста и связана с повсеместным развитием телевидения, интернета, компьютерной техники. Литература уступила свое место смартфонам, благодаря которым человек может найти любую интересующую его информацию, но пошло ли это на пользу интеллектуальному, нравственному и эстетическому развитию личности? Напротив, сегодня мы можем наблюдать повальное дурновкусие, вседозволенность и смещение нравственных ориентиров. Но без умения читать книги невозможно личностное становление, а без приобщения к чтению духовных книг невозможно вести по-настоящему духовную жизнь. К сожалению, современные родители практически не находят времени для чтения со своими детьми. Если даже художественную литературу рекомендуется читать детям вслух и обсуждать прочитанное, то что говорить о произведениях духовного содержания, которые мало сунуть ребенку и сказать: «Прочитай от сих до сих». Без живого и деятельного участия взрослого в этом процессе невозможно привить малышу любовь к Богу и всему тому, что с Ним связано. Поэтому так важно возродить традицию семейного чтения и по-настоящему заняться духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Не стоит недооценивать семейное чтение, ведь в такие минуты происходит тесный эмоциональный контакт, взрослый и ребенок вместе сопереживают героям книги, а ничто так не сплачивает семью, как совместные переживания. Именно в процессе семейного чтения посредством книги происходит передача идеалов добра и духовности от одного поколения к другому. Как же сделать так, чтобы ребенок вырос «читающим», а тем более «читающим» духовную литературу? Как уже было сказано выше, читать ребенку вслух, а еще очень важно тратить время, силы, а главное – деньги, чтобы малыш рос в мире книг. А то ведь как бывает: купит мама детскую Библию и жития святых, и все. По мнению профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии П.Е. Бухаркина, в формировании христианского мировоззрения играет роль не только откровенно богословская литература. Это касается и художественной литературы, если она дает представление о базовых нравственных категориях, учит добру, защите слабых, милосердию, состраданию. Поэтому нужно представить ребенку выбор, купить, показать книгу, рассказать о ней в общих чертах и предложить почитать перед сном. В дальнейшем, методом проб и ошибок определить, какой сюжет больше всего «цепляет» ребенка, что ему нравится. Ведь если одни зачитываются приключениями, то другим нравится фантастика. Конечно, родителю придется следить за новинками, сверять свой «топ-лист» со списками других педагогов и взрослых. Проще всего тем, кто сам является читающим человеком и большинство рекомендуемых для детей книг прочел сам. Впрочем, в нечитающей семье у ребенка практически нет шансов стать заядлым любителем книг. А ведь не стоит забывать, что здесь идет речь о духовной литературе. Духовное развитие человека – это такая сфера, существование в которой невозможно без личного участия. Это как родной язык. Мы же специально ему детей не учим? Ребенок говорит по-русски, потому что по-русски говорят его родители. Так и с духовной жизнью. Если ее ведут родители, то ее автоматически начинает вести и ребенок. Если родители далеки от Церкви, не посещают храм, не имеют понятия о Таинствах, не принимают участие в общей и домашней молитве, не читают духовную литературу, то о чем может идти речь? Малыш никогда не будет ее читать, он никогда не станет по-настоящему верующим человеком. Хотите приучить ребенка к духовному чтению? Создайте правильную атмосферу. Можно выключить свет, зажечь свечи и читать Библию при свечах в уютной и тихой обстановке. Дети запомнят это на всю оставшуюся жизнь, а их память будет бережно хранить атмосферу душевности, теплоты, доверия и понимания. Хорошо, если Священное Писание будет стоять на определенном, специально выделенном для этого месте, как иконы, а не пылиться в дальнем углу шкафа. Малыш обязательно запомнит, где стояла эта большая красивая книга, которую брала в руки мама и с благоговением открывала. Хорошо бы при этом прочитать молитву, например, «Царю Небесный» или просто помолиться, чтобы Господь помог открыть сердце и ум для восприятия Священного Писания. Необходимо с детства воспитывать у ребенка благоговейное отношение к Богу и Его Слову, это очень важно при чтении духовной литературы. По мнению филолога, педагога и матери пятерых детей Евдокии Варакиной, очень важно обсуждать прочитанное, объяснять непонятные моменты, а для этого нужно самому «быть в теме». Периодически нужно останавливаться и спрашивать, понимают ли дети, что означает то или иное сложное слово, а при лихо закрученном сюжете рекомендуется останавливаться, задавая вопрос: «Как ты думаешь, почему он так ответил?» или «А давай угадаем, как она сейчас поступит?» Нужно стремиться к тому, чтобы дети понимали причинно-следственную связь. Духовная литература не терпит поверхностного, беглого чтения. Необходимо помнить, что это не развлекательные книжки. Иногда полезно предложить детям задавать вопросы, объясняя непонятные и сложные моменты. Поэтому родителю имеет смысл ознакомиться с книгой прежде самому, найти толкование к ней, если в этом возникнет необходимость, какие-то культурные и историческое особенности того или иного события, а уже потом садиться и читать вместе с детьми. Большое значение для восприятия прочитанного детским сознанием имеет наглядность. Яркие и живые подробности, изложенные на бумаге в виде картинки или рисунка, создают и соответствующее впечатление, поэтому имеет смысл покупать духовную литературу с иллюстрацией. Можно попробовать как-то впечатлить ребенка от себя, чуть-чуть приукрасить, расцветить сухой текст. Действительно, библейские истории не всегда пестрят яркостью. Это во многом особенность времени, да и не записывали тогда все подряд. Писали главное, суть, поэтому при объяснении детям можно добавить красок в повествование. Очень важно связать прочитанное с жизнью семьи, с жизнью ребенка, и это особенно касается библейских текстов. Ведь и прочитанное в обычных книжках мы примеряем на себя, рассуждая, как бы малыш повел себя, если бы волшебник Гудвин из книги «Волшебник изумрудного города» и ему дал храброе сердце, как он дал трусливому льву. Связать книгу духовного содержания с жизнью семьи можно, если прочитать ребенку проповедь о том отрывке, который он сегодня узнал. Вспомним, что приходя в храм мы тоже слышим проповедь о прочитанном евангельском отрывке, вот и родители должны поступать точно так же, когда говорят с детьми о Боге. Конечно, не стоит путать нудное и бесконечное нравоучение с проповедью. Задача родителя – не укорить малыша, очередной раз ткнув его носом в собственные проделки, а побудить ребенка стать лучше, чтобы он сам захотел исправиться. По мнению протоиерея Алексия Уминского, нельзя научиться духовной жизни внешним образом, постичь ее как предмет – алгебру или географию. Она воспринимается как сама жизнь, и это же касается духовного чтения. Ведь ребенок также воспринимает это в контексте самой жизни, когда вспоминает, что у него была похожая ситуация, или у кого-то из его друзей. Очень хорошо, когда возникает такая рефлексия на библейские тексты, но плохо, когда родители пользуются этим, как ремнем, то есть в воспитательных целях. Например, говорят что-то типа: «Вот мы вчера с тобой прочитали, что нужно быть милосердными, а ты сегодня Кате пожалела куклу дать поиграть». Не нужно превращать Священное Писание и другую духовную литературу в орудие наказания, если вы не хотите, чтобы ребенок воспринимал их негативно. Преподнося Библию как систему бесконечных запретов, родители провоцируют ответную негативную реакцию, ведь никому не нравится слышать бесконечное «это нельзя, то нельзя». У ребенка должно быть позитивное отношение к религии и Богу, потому что только при таком условии он поставит их в центр своей жизни, будет опираться на них в своих мыслях и поступках. Не нужно смущаться и бояться сказать, что я поступил в этой ситуации так, как написано в Священном Писании. Мы из какой-то ложной скромности мало что объясняем детям, думаем, что еще рано, что они ничего не поймут. Но если попробовать порассуждать с ребенком и спросить: «А как ты думаешь, как мне нужно было поступить в этой ситуации? Правильно ли я сделал?» Если ребенка научили пользоваться Священным Писанием, то он ответит утвердительно, если не научили, то дальше прикладывания к этой Книге в храме дело не зайдет. Как известно, для формирования навыка нужна систематичность, и чтение духовной литературы здесь не исключение. Если мама или папа будет лишь изредка доставать книгу из шкафа, попутно сдувая с нее пыль, то ребенок просто отвыкнет от такого времяпрепровождения, интерес будет безвозвратно утерян. А можно ли «приучить» ребенка читать?
Традиция семейного чтения
Предоставить выбор
Создать атмосферу
Понимать текст
Связать с жизнью семьи
Вспоминать о прочитанном
Делать регулярно