Как правильно относиться к духовному отцу?
«Никто не замышляй особиться и сам о себе тещи, никто не сдвигай ног своих от твердого камня веры отцу своему духовному». Преподобный Феодор Студит Святые отцы говорят, что каждому православному верующему желательно найти духовника – священника, к которому он будет регулярно ходить на исповедь, каяться, испрашивать совета, благословления, задавать вопросы и получать на них ответы касательно религии. Однако не каждый священник становится духовным отцом. Нередко человек годами ходит в один и тот же храм, исповедуется, причащается, но душевной близости с батюшкой не ощущает. Некоторые разочаровываются и уходят из храма, идут к другому священнику, а есть и такие, которые и вовсе отходят от Церкви. Кто в этом виноват? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Почему с одними людьми мы сходимся, приятельствуем, дружим, а другие нас отталкивают, вызывают чувство неприязни? Архимандрит Иоанн Крестьянкин сравнивает духовное руководство с браком. Сколько лет иные ищут вторую половинку, и все не могут найти! А найдя, не сразу женятся, а присматриваются друг к другу, общаются, проводят время вместе, ищут точки соприкосновения, а уже потом принимают решение быть вместе до конца жизни. Так и духовничество – это тоже в каком-то смысле брак, только духовный. Поэтому не стоит спешить с выбором, потому как сегодня батюшка соответствует предъявляемым к нему требованиям, а назавтра отношение кардинально меняется. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил: «Не утомляй себя напрасно исканием наставников: наше время, богатое лжеучителями, крайне скудно в наставниках духовных». Действительно, найти своего духовника сегодня очень трудно. Не всем «повезло» иметь батюшку, под опытным руководством которого можно пойти вперед к своему спасению, то есть пойти к Богу, но и оставлять надежды нельзя, потому как невозможно спастись самостоятельно без руководства пастыря и наставника, иначе есть риск еще глубже погрязнуть в болоте грехопадения или впасть в прелесть. Святитель Григорий Нисский писал: «Прежде всего должно заботиться о том, чтобы найти себе руководителя на этом пути и хорошего наставника, дабы по своей неопытности не пойти по каким-нибудь новым, непроходимым и уклоняющимся от истинного пути дорогам». Ведь ни у кого не возникает сомнений в том, что для изучения нового школьного материала нужен учитель, а для освоения новой профессии – наставник, советчик, более опытный и образованный коллега, начальник. Ведь и болезни мы не лечим самостоятельно, а идем к врачу, ведь он обучался своей профессии, он знает, как и чем лечить. В борьбе с душевными болезнями – грехами, страстями, пороками, не дающими приблизиться к Царствию Небесному, все то же самое. Нужен тот, кто помог бы избавиться от дурных наклонностей и приобрести добродетели. Живущему в мире, полном соблазнов, непросто отличить истину от лжи, правду от неправды, самостоятельно, без помощи разобраться в вопросах веры и духовной жизни. Духовный отец – это тот, кто прилагает усилия, старается привести свое духовное чадо ко Христу, стремясь внедрить в его душу духовные и нравственные качества, которые находятся в синергии со Священным Писанием и Преданием, вселить в душу Страх Божий и не только положить начало, но и довести человека до конечной цели спасения. Это отец, который в муках духовного рождения освободит от пут греха и от неведения, укажет путь к подобию Божьему. Вроде бы все просто, ведь каждый рукоположенный священник получает право вести подобную работу со своими духовными чадами, на то он, собственно, и поставлен, но не у каждого это получается. Святые отцы выделяют три степени духовничества: Приходской священник. Его главная задача – совершать таинства Церкви. Он может быть плохим проповедником, в конце концов, не каждому дано умение красиво и складно говорить. Он может не давать прихожанам никаких советов и никак не проявлять себя в пастырском отношении, но одно то, что он может совершать Божественную литургию, уже много значит, ведь не в каждом селе, не в каждой деревне есть храм. Иногда люди посещают его только по праздникам, приезжая издалека. Более опытный священник – отец. Он уже может дать наставление другому о том, как ему идти от земли на небо, но здесь есть риск оступиться и попасть впросак. Такой наставник должен помнить, что говорить и советовать он может только то, что знает доподлинно, что пережил сам. Он никогда не сможет довести духовное чадо до дверей Царства Божия, если он сам там не бывал. Старец. Его признак – это вовсе не седая борода и усы. Старчество получило такое название не по возрасту, а по уровню духовного роста. Этот человек осилил дорогу до дверей Царства Небесного и был послан обратно на землю, чтобы и других до него довести. Старчество сегодня – явление редкое. Когда-то им славилась Оптина пустынь, но в годы советской власти многие старцы были убиты, а иные почили в силу возраста. Но многие православные миряне стремятся найти именно такого духовного отца, хотя не всем это удается, а если и удается, то не всегда отношения складываются нужным образом. Человек покидает своего духовного учителя. Почему? Спаситель призывал: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11,29) Многие ли достигли в этом деле хоть каких-нибудь высот? Зачастую гордыня – мать всех грехов не дает человеку окормляться у выбранного духовного отца. А между тем само установление старчества, всецелое подчинение своей воли, своего разумения воле старца должно подражать примеру Христа Спасителя, который всей Своей земной жизнью доказал необходимость послушания. С юных лет Он находился в повиновении у Пречистой Матери и Иосифа. Смирение и кротость Он выразил, идя креститься от Иоанна Крестителя, но верхом его повиновения явилось добровольное согласие на казнь и подчинение воле Отца Небесного. Поэтому каждый, кто подчиняет свою волю воле наставника, подражает Христу, и в этом нет ничего удивительного. Ведь без смирения, без осознания своей немощности, без бессилия перед грехом невозможно победить свои дурные наклонности и пристрастия. А как похвально смирение, и как оно способствует спасению, не раз упоминается на страницах Евангелия. Вот как говорит об этом епископ Феофан Затворник: «… надо держаться смиреннейшей части и покоряться человеку – ради Бога. Путь этот оправдан опытами всех святых… Антоний Великий, Макарий Египетский, Пахомий, Иларион, Евфимий, Савва,и – все начало содевания своего спасения полагали покорением себя отцу своему духовному и обучались подвижничеству под его наставлением. Зато скоро созревали и усовершались без уклонения и опасных преткновений». Искать его нужно по расположению своей души, невзирая на регалии, наличие огромного множества духовных чад, славу, которая разносится об этом священнике или старце. Если человек доверяет своему духовному отцу, легко раскрывает перед ним свое сердце и открывает все тайны своей души, то это указывает на то, что он нашел своего наставника, с которым можно стяжать Царствие Божие. Еще один признак – получение духовной пользы. Если мирянин получает ответы на свои вопросы, поступает по совету духовного отца и видит положительный результат, то можно смело утверждать, что это «его» духовник. Если под руководством духовного наставник человек не растет, не совершенствуется, не добивается духовных высот, то имеет смысл оставить этого духовника и перейти к другому. Однако прежде всего нужно хорошо подумать. Нередко бывает так, что духовные чада возвращаются и просятся назад по разным причинам. Некоторые неправильно понимают слова батюшки, обижаются. Но может быть обижаются они потому, что он говорит им не то, что они хотели бы услышать? К сожалению, у святых отцов нет общих советов, как стяжать Царствие Небесное. Каждый человек индивидуален и подход к нему индивидуальный. Кому-то полезно услышать слова утешения, поддержки, а кому-то большую пользу принесет наказание, наложенная епитимья. Хотите найти хорошего духовника? Просите Господа послать вам его, и Он обязательно пошлет. Господь говорит: «Ищите и обрящете, стучите и отверзется вам». Легко ли найти духовного отца?
О необходимости руководства в духовной жизни
Три степени духовничества
Пример Спасителя как пример послушания
Как понять, что это «мой» духовный отец?