Как оторваться от наркотиков
Наркомания – одна из самых страшных зависимостей, существующих в современном мире. Едва ли не за каждым богослужением возносятся в православных храмах молитвы за одержимых этой страстью, служатся молебны и акафисты. Мы часто слышим об очередном наркомане, умершем от передозировки, а часто ли мы слышим о том, что кому-то удалось побороть эту пагубную привычку? Но если мы ничего не знаем о таким примерах, это не значит, что их нет. Практика Церкви показывает, что не тщетны в своем уповании остаются близкие и родные зависимых и они сами, если примут решение бороться с помощью Божией. Чтобы понять, как бороться с той или иной проблемой, необходимо определить причины ее возникновения, механизмы развития. Обычным здоровым людям бывает сложно понять, что движет наркоманом, почему он снова и снова хватается за иглу, курит марихуану или химичит что-то с препаратами. Для окружения таких молодых людей это становится шоком. Родители сетуют: «Как же так? Благополучный мальчик (девочка), мухи не обидит, все есть, что только не попросит, чего ему не хватает?» Психологи говорят, что и для самого наркозависимого остаются непонятными собственные мотивы. Спусковым механизмом может стать любая незначительная деталь. Роль этой детали, говоря святоотеческим языком, играет «прилог». Он заключается в возникновении греховных помыслов и пожеланий. Затем наступает черед следующей ступени – «сочетанию», когда возникает интерес к помыслу, согласие с ним, а уже потом возникает пленение, то есть страсть. Первоисточник всех страстей – темные бесовские силы, не зря святые отцы говорят: «Страсти суть демоны». Надо сказать, что бесстрастных людей нет. Страстность есть следствие грехопадения, то есть она присуща падшей природе человека. При этом одна страсть, как правило, влечет за собой другую. Это выражено в классической формуле апостола Павла: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5:18). О том же говорит Блаженный Августин: «Пьянство – сестра любострастия». Почему молодые люди увлекаются наркотиками? Причин и спусковых механизмом великое множество. Для кого-то это праздность и отсутствие обязательств, большое количество свободного времени, которое некуда девать. Кто-то ищет новых ощущений, «повышает градус», так сказать, после сигарет и алкоголя, кто-то на фоне увлечения рок-музыкой активизирует восприятие, открывает для себя новое звучание. Отсюда можно сделать вывод, что страсть к наркотикам не возникает на пустом месте. Она всегда идет «рука об руку» с другими страстями, но главная причина – в нас самих. Когда родители наркозависимых детей сетуют, что виновато окружение, нехорошие друзья, наркоторговцы, они забывают, что следствием зависимости их сына или дочери стало неправильное воспитание. Кто-то больше занимался зарабатыванием денег, чем ребенком. Кто-то, напротив, закручивал гайки, не давая чаду шагу без родительского контроля ступить. Но самое страшное, что может сделать родитель для своего ребенка – это оставить его без Бога. Святые отцы считают, что поколение за поколением мы привыкли жить теплохладно, двойственно, нецелостно, забывая о Боге. Для Него в нашей жизни просто не остается места. Но природа не терпит пустоты. Место отсутствующего Бога обязательно займет кто-то другой, про кого апостол Павел сказал: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5, 8). Если наша жизнь состоит лишь в зарабатывании денег, если мы считаем, что воспитание наших детей сводится к «обуванию и одеванию», если мы привыкли заниматься собой и жить для себя, то не стоит удивляться, что при отсутствии навыков борьбы с грехами и страстями мы остаемся беззащитными перед темными духами злобы. Спасение от любого пагубного пристрастия – это встреча воли Божией и воли человеческой. Господь никому не желает погибели. Напротив, Он хочет всех спасти. Проблема в том, что Он наделил человека свободной волей, поэтому без его согласия и желания спасти утопающего в наркотическом болоте не может. Да, в Церкви Христовой есть все необходимые благодатные силы для помощи погибающим, но воспользоваться ими, или нет, человек решает сам. Но и одного желания здесь бывает недостаточно. Для того, чтобы человек оторвался от наркотиков, ему нужна сверхмотивация. Именно поэтому светские методики реабилитации недостаточно эффективны, а кодирование – тем более. Не получится переложить ответственность за себя и свою жизнь на кодировку, не прилагая собственных усилий для излечения от зависимости. К тому же святые отцы считают кодирование сходным оккультизму. Бесам, к которым, по сущности, и обращен метод кодирования, уже все равно, продолжает человек после этого колоться, или нет, ведь он их. Код, кстати, по латыни означает «начертание». Да, кодированный человек перестает колоться, вот только влечение к наркотикам никуда не девается. По окончанию кодировки она снова начинает их принимать, а еще чаще срывается раньше, чем кончается кодировка. Мотивы, предлагаемые методиками светской реабилитации, не могут в полной мере заинтересовать зависимого. Вылечиться – чтобы жить. А зачем жить, и как? Чтобы каждое утро вставать на работу, а вечером ругаться с женой? Чтобы снова ходить по ночным клубам и слушать попсу? Это слишком слабый стимул, чтобы покинуть пределы той феерической матрицы, в которой живет наркоман. У Церкви есть более убедительный мотив. Не секрет, что многие люди сначала сталкиваются с черной подосновой духовного мира – тем, с чем боролся Христос. О «белочке», которая приходит к алкоголикам, сложено немало анекдотов. Гостями наркоманов обычно становятся чертики и другие представители темных сил. Столкнувшись с этим в реальности, а не в фантастических книжках и сказках, человек понимает, что дурь надо победить не для того, чтобы «добиться успехов в труде и личной жизни». Попав в лапы к самой разрушительной и злобной силе этого мира, о которой не имеют понятия люди неверующие и трезвые, человек понимает, что разрушение и смерть тела – это не самое страшное. Страшнее навсегда оставить свою душу в царстве тьмы – и именно это становится той самой сверхмотивацией для спасения. Но именно поэтому не стоит рассчитывать на быстрый и положительный результат. Церковь – это не «фирма, гарантирующая излечение». Зависимому предстоит долгая и тяжелая духовная борьба с могущественными духами злобы, которые за многотысячелетнюю историю человечества весьма поднаторели в деле склонения людской воли ко греху. Не одним днем страсть укоренялась в душе, поэтому не одним днем человек избавляется от нее. Как сказал апостол Павел в своем послании к ефесянам: «Главная наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). Теперь пора перейти к конкретным советам, как оторваться от наркотиков. Первое, что советуют святые отцы – создать новое пространство. Все дело в том, что изменение человеческой души тесно связано с влиянием среды. Не секрет, что на нас оказывают воздействие родители, друзья, соседи, другие близкие к нам люди. Под действием окружающей среды формируются наши мысли, чувства, стремления. По мнению известного педагога и богослова Н.Е. Пестова, основной закон духовного совершенства состоит в том, чтобы «окружить себя обстановкой возвышающей, а не принижающей уровень души». Когда ведущий борьбу с греховной страстью остается в прежнем кругу общения, то он беззащитен от влияния многих соблазнов. Поэтому первая ступень к освобождению от зависимости – покинуть привычную среду. В связи с этим мне вспомнилась история одной матери, сын которой страдал от наркотической зависимости. Втайне от него она продала все, что у нее было, в том числе и жилье, и приобрела две путевки в Таиланд. Предложила чаду поехать отдохнуть на недельку. Он согласился. Каково было его удивление, когда спустя неделю они не вернулись домой. Мать сказала, что обратных билетов нет, и они остаются здесь навсегда. Почему она выбрала Таиланд? Потому что в этой стране за распространение наркотиков предусмотрена смертная казнь. Сын при всем своем желании не смог бы их достать. К слову, они так и не вернулись домой. Нашли там работу, сын избавился от зависимости и построил новую жизнь без наркотиков в новой стране. Да, самоотверженности и любви матери к сыну можно позавидовать. На такое способны не все. Но и смена города, даже района может принести положительный результат. Новая среда может дать лишь внешний стимул для изменений, но не может освободить человека от зависимости без личного усилия. Нередко наркоманы соглашаются отправиться в центр реабилитации под давлением своих близких. Они подчиняются обстоятельствам и переходят к этапу «сухой трезвости», который еще нередко называют «трезвостью со сжатыми кулаками». Да, человек перестает употреблять наркотики, но содержание его внутренней, духовной жизни не меняется. Не имея возможности утолить огонь своей страсти, человек впадает в крайне негативное состояние, в котором преобладают злобность, агрессивность, подавленность, жалость к себе и т. п. На этом этапе важно осознать свое сопротивление изменениям и преодолеть его. Опыт Церкви показывает, что главным условием преодоления наркотической зависимости является покаяние. Оно складывается из раскаяния, когда человек осознает совершенные поступки и сожалеет о них, и изменения души. Последнее заключается в решимости изменить свой образ жизни, вернуться к Богу. На этом этапе человек направляет свои личные усилия на то, чтобы принять веру во Христа и покаяться. Так зарождаются новые склонности сердца, то есть внешнее переходит во внутреннее, становится личным содержанием, определяющим сознание и поведение человека. В книге «Неамериканский миссионер» описана история одного петербургского священника, который оставил приход, семью и ушел в лес, где создал общину наркоманов. В его практике было немало случаев, когда человек несколько месяцев жил в общине, а потом уходил в мир. Священник предупреждал его, что этого мало, что можно сорваться. Так и происходило. Но батюшка радовался этому. Почему? Да потому, что человек возвращался уже без излишней самоуверенности. В нем появлялось чувство христианского смирения, надежда на помощь Божию, а это верный признак продолжения лечения. Схимонах Иосиф Спилеот (Пещерник) Ватопедский говорит: «Без ненависти к многообразному пороку в душе не открывается достоинство человека». Когда человек изучил природу страсти, научился сдерживать свое сопротивление, услышал голос совести и понял ошибочность выбранного пути, он переходит на следующий уровень, формируя новое отношение к своей зависимости. Под этим понимается устойчивая парадигма чувств и суждений о себе и своей страсти. Для этого человеку надо признать страсть своим врагом, перестать отождествлять себя со своей зависимостью, познать себя настоящего, осознать свое предназначение, а самое главное – получить представление о высшем Идеале и сформировать чувство уверенности в Его существовании. Когда человек встает на путь покаяния, ему нужно осознать себя личностью, вернуть утраченное достоинство – образ Божий. Грех человека и человек – не одно и то же. Стоит повториться, что брань, борьба духовная ведется не с творением Божиим, а грехом. Образ Божий невозможно уничтожить даже в состоянии греха и отпадения от Бога. Поняв это, можно приобрести правильную самоидентификацию и выработать новое намерение для ведения борьбы. Святитель Феофан Затворник советует: «Итак, надо нам раздвоиться. Себя поставить на одну сторону, а страстного человека оттолкнуть на другую — поставить его против себя и начать с ним брань и войну». А преподобный Ефрем Сирин говорит так: «Намерение есть уже дело; потому что в нем, как все производящем, водружено основание нашей свободы». Психологи дают определение намерению как сознательному стремлению действовать по заранее намеченной программе, чтобы достичь определенного результата. Намерение тождественно понятию воли. Подкрепленное волей, намерение перерастает в стремление, которое берет на себя функцию цели и мотива самой деятельности. Формирование нового намерения связано с воплощением третьей составляющей покаяния – стремления действительно изменить свою жизнь так, чтобы согласовать ее с представлением об обретенном идеале – Христе. На этом этапе, когда человек понимает природу своей страсти, знает о ее разрушительных последствиях, он напрягает все свои душевные силы на пути к духовно-нравственному идеалу, ведет духовную борьбу при благодатном содействии Бога. Почему светские методы реабилитации зачастую бывают неэффективны? Потому что они не подразумевают борьбу. Речь идет о лечении, коррекции, психотерапии, изменении поведения, воздержании, но не о борьбе. Но без личного целенаправленного усилия все они не возымеют должного результата. Иисус Христос учил: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12) и «подвизайтесь войти сквозь тесные врата». Борьба с грехом неизбежна, поскольку всякий грех нарушает связь человека с Богом и усиливает зависимость от дьявола. Сатана препятствует душе восстановить связь с Богом, а приобщение новому образу жизни через духовную борьбу есть приобщение жизни Христовой, жизни во Христе, потому что именно во Христе осуществляется переход человека из области плотского бытия и духовной смерти в область Божественного бытия и духовной жизни. Важнейшим принципом духовного взаимодействия человека и Бога является синергия. Да, Господь Бог наш всемогущ, премудр и силен, но преобразить человека Он может только при свободном и сознательном обращении к Нему. Постепенно, шаг за шагом, человек воплощает это условие в жизнь, и тогда Божья благодать становится внутренней духовной силой, делающей человека способным преодолеть грех, духовно возрастать и жить с Богом. Признавая личное бессилие, добровольно соглашаясь на спасение и сознательно совершая волевое усилие, человек приобретает надежду. Он получает возможность вернуться к свободе, потому что он не только хочет этого, но и может. Кто-то скажет, что это недостижимая планка. Да, для тех, кто видит освобождение от зависимости как комфортную психофизическую трезвость, помноженную на успех и самореализацию, она недостижима. А тот, кто не ограничивается этой жизнью и миром, кто задумывается над тем, кто я, куда и для чего иду, что ждет меня за чертой, может получить нечто большее – соединение с неиссякаемым источником радости и счастья Христом.Источник страстей
Сверхмотивация
Совет 1: сменить круг общения
Совет 2: приобрести новое видение
Совет 3: сформировать новое отношение
Совет 4: сформировать новое намерение
Недостижимая планка