Как оградить детей от соблазнов мира?
Духовный подвиг и духовную жизнь пребывающих в миру христиан не назовешь легкой. Мало того, что в мире сегодня пропагандируют культ потребления, так еще и детей воздвигли в ранг настоящих идолов, которым нужно служить, поклоняться, выполнять все их прихоти. В связи с чем еще сложнее оградить их от соблазнов мира, защитить немощную душу от искушений. А что советуют на этот счет отцы Церкви? Наверное, никому не нужно доказывать, что при общении дети склонны повторять все друг за другом, перенимать привычки и наклонности. Еще царь Соломон говорил, что «обращающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится», и с тех пор мало что изменилось. Душевная болезнь так же заразительна для окружающих, как и физическая, и это особенно касается слабого и неокрепшего духовно организма. С детства он подвергается натиску целой индустрии развлечений и удовольствий, а позднее – индустрии сексуального развращения. Даже у взрослых людей не всегда хватает сил справиться с соблазнами мира, а что уж говорить о незакаленной детской душе. На примере асоциальных семей мы знаем, что большинство выросших в таких условиях детей ведут такой же аморальный образ жизни. Вырваться из тьмы греха и изменить свою жизнь удается лишь единицам, поэтому задача каждого православного родителя – защитить чистые души детей от скверн мира и от носителей скверны. Но легко сказать, да трудно сделать. «Что же его, под колпаком держать?» Конечно, ребенка не запрешь дома, но мы должны сделать все от нас зависящее для спасения его души. Если мы хотим оградить своих детей от нехороших, развращенных людей, то прежде всего должны оградить от них себя. Нам следует более вдумчиво и внимательно выбирать друзей и приятелей для общения, обращая внимание на их образ жизни, мысли и поступки. В своем послании апостол Иоанн пишет: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения (т. е. исповедания Христа), того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его». Будем же следовать примеру праведников и подвижников благочестия, которые воспитывали своих детей в полном уединении и сами преподавали им азы веры. Да, нанять хорошего, верующего учителя своему ребенку возможность есть не у всех, но сегодня все больше воцерковленных родителей отдает своих детей в православные школы, а еще многие переезжают из города в деревню, где меньше соблазнов, зато больше покоя и уединения, располагающих к молитве и духовному деланию. В деревне у детей и обязанностей, работы по дому больше, меньше времени на безделье и праздность, а труд полезен как для тела, так и души. Желая оградить ребенка от соблазнов мира, стоит внимательно следить за тем, что он читает, смотрит, как проводит время в сети интернет. Без ведома родителей он может увидеть там такое, от чего душа придет в настоящий раздрай и смятение. Поэтому имеет смысл поставить какую-то защиту на определенный контент и ограничить время пребывания за компьютером. Пропагандируемую сегодня музыку также нельзя назвать полезной для становления христианского мировоззрения. Необходимо с детства приучать ребенка к классике, чтобы он с младых ногтей понимал, где грязь и пошлость, недостойна его внимания, а где полет души и фантазии, где пронзительная нежность, где вдохновение и покой. Что касается книг, и самого популярного среди детей жанра – сказок, то святые отцы советуют избегать тех произведений, в которых представителей темного царства – всевозможных чертей, бесов, леших, домовых рисуют как глуповатых, смешных, а тем более добрых существ. Такое отношение к темной силе притупляет бдительность и приводит к тому, что повзрослевший ребенок не воспринимает их силу, злость и коварство всерьез, а это очень опасно. Кроме того, нельзя допускать, чтобы дети читали откровенно кощунственные, богоборческие, безнравственные книги. Не стоит испытывать крепость своей веры, ведь Сам Спаситель сказал: «Не искушай Господа Бога Твоего» (Мф. 4, 7). Такие произведения загрязняют воображение и вольно-невольно заставляют смотреть на мир глазами их авторов. Лучше приучать ребенка читать духовную литературу, совмещая ее с теми книгами, в которых авторы учат добру, милосердию, состраданию. Сегодня родители тратят немало времени, сил и денег, чтобы обеспечить ребенку хороший старт в жизни, дать образование, научить наукам, искусствам, позаботиться о его физическом развитии, достижениях в спорте. Кто-то скажет: «Ну и что в этом плохого?» Конечно, все мы стремимся дать своим детям только самое лучшее, вот только достижения науки и технический прогресс, а тем более большое богатство еще никого счастливыми не сделали. Напротив, как показывает практика, чем большего успеха добивается человек в жизни, чем больших высот достигает, тем менее счастливым себя ощущает. Дети и молодежь больше всего склонны поддаваться идеям, господствующим в обществе и держать курс на стяжание большого богатства. В самом богатстве, спорте или науке нет ничего плохого, пока оно не возводится в ранг кумира, идола, заменяющего Бога. Как говорит святитель Макарий Великий: «К чему привязано сердце человека и к чему влечет его пожелание, то и бывает для него Богом». Поэтому чем бы не занимался ребенок, чему бы он не отдавал предпочтение, родителям необходимо пристально следить за тем, какое место в душе и сердце ребенка занимает это увлечение. Необходимо как огня бояться того, чтобы это не стало для него идолом, не отдалило от Бога, не заглушило рост духовной жизни. Любые крайности в этом отношении вредны, вспомним заповедь Спасителя: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Лк. 20, 25). При этом непосильно нагружая детей кружками, не оставляя им время на отдых, а тем более общение со сверстниками, прогулки на свежем воздухе, они не учитывают, что это приводит к переутомлению нервной системы, психоэмоциональному истощению организма. Апостол Павел пишет: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор. 6, 12).Дурной пример заразителен
Ограждение от носителей скверны
Ограждение от книг, музыки, фильмов
Сохранение от пристрастий мира