24.09.2020

Как ко снам относятся христиане?

Большинство людей пусть не всегда, но время от времени обращает внимание на самые яркие, запоминающиеся сны, ищет интерпретацию в интернете, рассказывает друзьям и родным, спрашивая, что бы это могло значить. Христиане же весьма настороженно относятся к своим сновидениям и расшифровывать их не спешат. Почему? 

От чего зависит характер снов?

Для начала необходимо разобраться, как духовное состояние влияет на характер сновидений. Нет, нельзя утверждать, что христианам снятся другие сны. Собственно, чем христиане отличаются от обычных людей? Ничем. Это такие же грешники, как и все остальные, а разница состоит в том, что они со своими грехами и страстями борются, во всяком случае прикладывают для этого усилия. Поэтому они чаще видят во снах храмы, иконы, молящихся людей, да и молитвы вспоминают во сне чаще. Вот как говорит об этом святой Симеон Новый Богослов:

«Чем душа занята и о чем говорит наяву, о том мечтает и философствует она и во сне; проводит весь день в заботах о делах человеческих, об них же суетится она и в сновидениях; если же она все время поучается в вещах божественных и небесных, так и во время сна она входит в них же и умудряется видениями».

Об этом же говорят и ученые. Сон – это время восстановления и отдыха для всех внутренних органов и систем, но и время активной работы для мозга, который перерабатывает полученную за день информацию, ищет ответы на заданные вопросы. Вот почему говорят: «Утро вечера мудренее». Вечером человек еще может сомневаться и думать, как поступить, а утром уже готово верное решение. На характер сновидений оказывает влияние состояние тела. С этим явлением хорошо знаком каждый. Так, при наполнении мочевого пузыря человек во сне будет искать туалет, а испытывающий жажду – источник, чтобы напиться. 

Образ мыслей, чувства, мироощущение и мировоззрение определяют и характер сновидений. О чем болит душа, то человеку и снится. Душевная жизнь человека не прекращается и во сне, причем чем чище душа, тем светлее и чище сновидения, а у грешника ночные видения будут соответствующими. Заботит ли его собственное благосостояние? Он будет искать во сне несметные богатства, а блудник услаждаться видениями блудного содержания, и в этом нет ничего удивительного. Наяву собственное естество сдерживается сознанием, а во сне, когда исчезает контроль над собой, наружу всплывает подсознание, обнажая самые глубокие пласты души. Человек по-настоящему становится собой, не стесненный рамками приличий и голосом совести.

Время, когда властвуют темные силы

Живущий без Бога и не имеющий в себе Его Духа человек наяву пребывает во власти собственных грехов, пристрастий, земной суеты и беспокойства. Иначе говоря, он находится под влиянием лукавого духа, который ведет непрерывную борьбу за господство над его душой. С приходом ночи, когда человек теряет контроль над собой, внушить ему что-либо становится еще проще, чем и пользуются бесы. Во сне демоны овладевают душой, заставляя ее переживать нелепые, пошлые, нехорошие ситуации в соответствии с убеждениями и мыслями, допускаемыми наяву. Вот почему блудникам снятся эротические сны, а нечистые на руку видят видения, как они отнимают у кого-то его имущество, получают взятку и т. п.

Сон для демона – это не только возможность запугать, но и осквернить душу, развить имеющиеся страсти. Вот почему христиане относятся к интерпретации снов крайне негативно. Они понимают, что видения приходят к ним по внушению лукавого духа, и отвергают их. Действительно, это очень тяжело, когда ты днем прилагаешь все силы, чтобы побороть в себе какую-то дурную наклонность, а ночью окунаешься в нее с головой, да еще и получаешь от этого удовольствие. С тяжелым сердцем просыпается тогда человек и понимает, что до освобождения ему еще далеко. Слишком сильна в нем страсть, укоренилась дурная наклонность.

Приходят ли к простым смертным во снах добрые духи?

Высшая степень издевательства бесов – видения духовного характера, а точнее их имитация, мираж. Вот как об этом говорил преподобный Петр Дамаскин:

«Видя, что Христос по крайней благости Своей снисходит к святым мученикам и преподобным отцам, являясь им или Сам, или чрез ангелов, или иным необъяснимым образом, как Он сказал, начал и дьявол представлять некоторым многие обольщения в погибель. Потому и написали рассудительные отцы, что ничего такого не должно принимать: ни каких-либо изображений, ни света, ни огня, ни иного какого-либо обольщения. Ибо дьявол ухищряется хотя этим обольстить нас в сновидениях или чувственно».

Вот почему так опасны сны с участием Господа Иисуса Христа, Божьей Матери, ангелов и святых. В подавляющем большинстве случаев эти видения вызваны демонами и содержат в себе ложь. Простой, грешный человек небожителей никогда не видел, а потому отличить подделку от истины он не в состоянии. Да и не всем ведущим настоящую духовную жизнь это по силам. История Православной Церкви знает немало примеров, как через подобные видения в сети дьявола попадали иноки, монахи, священнослужители и прочие люди, приближенные к Богу. Можно быть твердо уверенным, что Господь, Богородица и ангелы к простым грешникам во снах не приходят просто потому, что для них это не полезно, так как стимулирует рост гордыни.

Действительно, что может подумать простой человек, увидев такой сон? Он может немало возгордиться, почувствовать себя чуть ли не пророком, ответственным за судьбы мира. Таким образом он не Божью волю исполняет, а впадает в прелесть – тяжелую духовную болезнь, основа которой – лесть самому себе, самообман, гордыня. Вот до какой степени злые духи овладели его душой, что он сам открыл дверь в свою погибель. 

А что, если видение действительно было от Бога?

Святые отцы говорят, что некоторые видения действительно бывают от Бога, ангелов и других представителей небожителей, но их все равно не стоит принимать. Духовно несовершенному человеку невозможно отличить их от бесовских наваждений, а потому не должно верить снам вообще. Более того, само отрицание увиденного во сне – это тоже часть духовной брани, оружие против бесов в борьбе со своими страстями. Блаженный Диадох Фотикийский называет это «добродетелью неверования никаким снам». Вот как он об этом говорит:

«Совершенно не верить никакому сонному мечтанию. Ибо сны наибольшей частью бывают не что иное, как идолы помыслов, игра воображения или бесовские над нами наругания и забавы. Если, держась сего правила, мы иногда не примем такого сновидения, которое послано будет нам от Бога, то не погневается за это на нас любвеобильный Господь Иисус, ведая, что мы дерзаем на это из опасения бесовских козней».

Отсюда можно сделать вывод, что оскорбить Господа своим неверием, если видение будет все-таки от Него, нельзя. Напротив, видя, что человек смиряется, не допуская мысли, что до первейшего из грешников может снизойти сам Господь, Он некоторым образом «умиляется», принимает этот факт. Можно быть уверенным, что Господь найдет способ донести свою «мысль» до человека, «достучаться» до него если не через сон, то через что-то другое. 

Надо ли исповедовать грехи, совершенные во сне?

Это тоже вопрос не праздный, и волнует многих христиан. Если бесы имеют такую власть, что развивают имеющиеся страсти даже во сне, стоит ли каяться об увиденном на исповеди? Святые отцы говорят, что соделанный во сне грех приравнивать к греху, совершенному во время бодрствования, нельзя. Действительно, во сне человек за себя не отвечает, но если раз за разом снится одно и то же, если человек чувствует, что вот-вот готов сорваться и совершить данное ему искушение во сне, наяву, имеет смысл упомянуть на исповеди, что согрешил нечистыми и блудными сновидениями.

Кроме того, желательно сделать после пробуждения несколько земных поклонов и прочитать молитву от ночного осквернения из Молитвослова или Канонника. Господь увидит, какую боль, какие страдания причиняют человеку такие видения и обязательно пошлет свою помощь. При этом нужно помнить, что появление подобных видений, а вместе с ними бесов в их собственном виде, всевозможных чудовищ, змей, нечистых животных и зрелищ адских мучений – это обычное явление в жизни каждого усердного христианина, ратующего за свое спасение. Так Господь укрепляет в вере, побуждает к усердной молитве, уверяет в силе крестного знамения.

Все духовная жизнь человека активизируется. Можно сказать, что он принимает боевую стойку, готовясь к предстоящему сражению с темными силами. Вся жизнь православного христианина – это поле брани, война, где ему предстоит выбрать чью-то сторону – добра или зла. Не прекращается эта война и ночью, во время сна. Наоборот, она только усиливается, потому как человеческое естество остается беспомощным, «обнаженным» перед теми, кто стремится овладеть его душой. Но не стоит думать, что душа предстает перед бесами безоружной. У нее есть два мощных оружия – молитва и Крест Христов.

Крестом можно осенить страшное видение. Не получается поднять руку? Сделать крестообразное движение кистью. В конце концов, можно дунуть в воздух в форме Креста или представить его перед собой. Молитва – вот что еще прогоняет бесов. Хорошо, если вспомнится во время сна молитва «Да воскреснет Бог…» или тропарь «Иже Крестом ограждаеми…» Даже самое простое: «Господи, помилуй!» обязательно возымеет свое действие. Необходимо стараться не принимать соблазнительных образов, сопротивляться им, отгоняя от себя. Все эти способы борьбы испробованы на деле святыми отцами, а значит имеет смысл взять их на вооружение. Помогай Господь!

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram