28.06.2023

Как исповедоваться в первый раз?

Придя к вере, приобщаясь к церковной жизни, каждый человек встает перед необходимостью исповедать свои грехи. Это Таинство вместе с Таинством Евхаристии ведет человека к вечности, к спасению. Первая исповедь – самая сложная, ведь нам всегда страшно что-то делать первый раз, а в этом случае человек испытывает целую гамму чувств, начиная со стыда и заканчивая опасением, что Господь его отвергнет и никогда не простит. Как же преодолеть это искушение и как вообще исповедоваться впервые в жизни

Какие грехи исповедовать?

Пожалуй, это главный вопрос, который волнует всех, планирующих впервые приступить к исповеди. Человека мучает совесть, он места себе не находит, хочет сбросить этот груз, облегчить свою ношу, но при этом с трудом представляет, как и о чем будет говорить. Стоит ли рассказывать священнику всю свою жизнь, начиная с самого детства, или ограничиться перечислением только самых тяжелых и страшных грехов? По мнению игумена Нектария (Морозова), даже регулярно исповедующиеся люди редко делают это правильно, ведь исповедоваться еще надо учиться. Это приходит лишь с опытом, а скорее этот дар дает Сам Господь по мере духовного роста человека.

Самое главное – чтобы было желание каяться, ведь зачастую люди своих грехов не видят, считая самым страшным грехом драку в парке в молодости, а копнет священник, и всплывает, что мужчина жену заставил аборт сделать, мать в дом престарелых сдал и др. К сожалению, не все люди, даже из живущих церковной жизнью, знают и хорошо понимают Евангелие. А ведь лишь Священное Писание может дать ответ на вопрос, что такое грех, а что такое добродетель. Но даже при чтении Библии человеку не сразу открываются его прегрешения. Это происходит постепенно под действием Божьей благодати. Как говорил преподобный Петр Дамаскин, «начало здравия души есть видение своих грехов бесчисленными, как песок морской».

Это можно сравнить с отрывом листочков у капусты: сначала один, другой и, наконец, до кочерыжки добрались. Вот почему нередко бывает так, что только спустя несколько лет церковной жизни, регулярной исповеди и причастия человек приходит к пониманию, что ему нужна генеральная исповедь. Лишь у немногих людей она происходила в самом начале пути к Богу

Генеральная исповедь

Именно так называют первую исповедь, на которой человек кается во всех, успевших накопиться за долгую жизнь, грехах. Но разве реально пересказать батюшке всю свою жизнь? Священнослужители подчеркивают, что рассказывать надо не о жизни, а о грехах. Рассказывать подробно, но без мелких и незначительных деталей. Например, одного признания в том, что «в юности я был гневлив», явно недостаточно, но и все случаи проявления гнева рассказывать не надо. Достаточно привести только те, которые оставили след в душе, от которых она по-настоящему болит, например, «я ударил девушку, с которой тогда встречался, и она меня после этого бросила».

По мнению все того же игумена Нектария, в первую очередь надо каяться в тех грехах, о которых меньше всего хочется говорить. Обычно на первой исповеди говорят о самых тяжелых, мучительных грехах, носить которые в себе больше нет сил. Потом исповедь станет более полной, глубокой, но самая первая редко бывает таковой, и для этого есть масса причин. Одна из них, как уже было сказано выше, заключается в духовной слепоте, не видении своих грехов. Другая – в огромном чувстве стыда, которое испытывает кающийся. Но стыд – это как раз необходимое условие для нашего раскаяния. Напротив, если человек идет на исповедь, не чувствуя стыда, то вряд ли можно говорить об искреннем покаянии.

Поэтому иерей Александр Ермолин советует говорить на первой исповеди о том, о чем болит душа, даже если он правильно сформулировать это не может, не может понять, в чем состоит его грех, но при этом испытывает муки совести. Любой опытный священник раскрутит клубок за эту ниточку, задавая наводящие вопросы, спрашивая и уточняя подведет к другим грехам. Самое главное – это решиться, не откладывать на потом, не оправдывать себя занятостью, обилием работы, дел по дому и отсутствием подготовки

Подготовка к исповеди

Даже только начинающие воцерковляться люди и не знакомые со всеми правилами и канонами церковной жизни слышали и знают, что Таинству исповеди предшествует определенная подготовка. В практике иерея Александра Еромолина были такие люди, которые приходили в храм узнать, что нужно для подготовки к исповеди, а батюшка брал их за руку и сразу вел в исповедальную комнату. Оказывается, кроме желания и духовного настроя для этого больше ничего не нужно. А вот если человек планирует после исповеди причаститься святых Христовых Тайн, то подготовка необходима. Просто не всегда эти два Таинства идут рука об руку. Быть может, у человека просто возникло желание исповедаться, покаяться в грехах, и лишать себя этого, если не прочитаны каноны и не соблюдался пост, не нужно.

Исповедь – это отдельное Таинство, которое предшествует в церковной практике причастию, но, тем не менее, является отдельным Таинством, не требующим особенной подготовки. Конечно, нельзя сказать, что спонтанная исповедь всегда лучше той, к которой человек готовится заранее. Путь к Богу у каждого свой. Автор этой статьи лично знает женщину, которая настолько остро и резко осознала свои грехи, а также свое нежелание больше с ними жить и мириться, что посреди богослужения прокричала на весь храм, что хочет исповедоваться и сделала это тут же, при всей общине. Конечно, это скорее исключение из правил. На такое способны не все, поэтому в этом деле не стоит на кого-то ровняться. Равняйтесь только на себя, свои внутренние ощущения, потребности своей души. 

Подготовка к исповеди – продолжение

И все-таки на подготовке к исповеди стоит остановиться более подробно. Каждый грех на исповеди должен быть назван так, чтобы было понятно, в чем именно он заключается. Для упрощения задачи существует масса внешних пособий, призванных помочь человеку не просто узнать о своих грехах, но и осознать, а осознав, покаяться. Самым лучшим пособием на сегодняшний день является книга архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди». Сама по себе она вмещает массу различных источников, опыт духовничества и пастырского душепопечения.

Есть и еще одно полезное руководство «Грех и покаяние последних времен. О тайных недугах души» архимандрита Лазаря (Абашидзе). При подготовке к исповеди можно руководствоваться выдержками из книги «В помощь кающемуся» святителя Игнатия (Брянчанинова). Что касается многочисленных вопросников, но на этот счет единого мнения у священников нет. Одни одобряют их использование, другие – нет. Все потому, что в них могут присутствовать бестактные, грубые вопросы, касающиеся физиологии человека. Кроме того, некоторые указанные там грехи грехами не являются, например: «Стирал ли ты белье в воскресенье?» 

Если так хочется использовать разумный и подробный вопросник, то можно взять книгу иерея Алексия Мороза «Исповедую грех, батюшка». Вообще любое такое пособие в разумных руках может стать подспорьем, а в руках далекого от истинного понимания вероучения Христа станет лишь препятствием для настоящей духовной жизни. Формализм – вот чего нужно избегать, бояться, как огня. Вспомним, что именно из-за своего формализма и зацикленности на внешней стороне церковной жизни фарисеи и садукеи не узнали в Христе ожидаемого Мессию, не поняли Его и распяли на кресте.

Зачастую начинающие свое воцерковление люди придают большое значение церковным обрядам, каким-то предписаниям и запретам типа стирки белья в воскресенье, а об исправлении души радеют мало или не радеют совсем. Конечно, если относиться к вопроснику как к рабочему инструменту, как к плугу, которым один раз нужно всего себя перепахать, то, использовать его можно. Не зря в старину подобные руководства называли интересным словом «поновление». Действительно, с их помощью можно «поновить» себя как образ Божий, обновить старую, обветшавшую и закопченную икону. В идеале результатом исповеди должна стать метанойя, то есть перемена ума, полное духовное обновление человека. 

Верхушка айсберга

Сухая, холодная и формальная исповедь не имеет ничего общего с настоящим покаянием. Но и она, произносимая в храме при свидетеле в рясе, вопреки нашему неразумию и безрассудству ниспосылает на нас Божью благодать. И пусть пока у нас есть лишь намерение каяться, пусть пока оно сухо и безжизненно, но есть шанс, что эта смаковница принесет свои плоды. Ведь наша исповедь совершается в другое время и в другое время готовится. Одно дело, когда человек уже под дверями исповедальной комнаты начинает судорожно вспоминать свои грехи, и совсем другое, когда он заранее садится и разбирается в своей жизни

К примеру, самый частый человеческий грех – осуждение. Мы можем регулярно каяться в нем и продолжать грешить. Ну а что если сесть, и разобраться, а почему я это делаю? Хочу в своих глазах выглядеть лучше других? Получаю от осуждения удовольствие? И когда я понимаю, что, пока я осуждаю других, я не буду иметь благодати Божией, тогда сам себе говорю: «Господи, помоги мне, сколько же я буду убивать этим грехом свою душу?!» Тогда мы придем на исповедь и скажем: «Я без числа осуждал людей, я превозносился над ними, я находил для себя в этом сладость». Наше покаяние будет заключаться не только в том, что мы это произнесем, но и в том, что решим больше этого не делать. 

Да, возможно, у нас не сразу это получится. На пути к Богу мы еще не раз споткнемся, упадем и снова встанет, но главное – это намерение больше не грешить, бороться с собой. Тогда покаяние станет настоящим изменением, а не простой формальностью, так называемым «исполнением христианского долга». 

Без спешки и суеты

Первая исповедь редко бывает короткой и быстрой, особенно если человек планирует каяться в грехах, совершенных им за всю его жизнь. Для этого потребуется время, а потому лучше выбрать для исповеди не праздничный и не воскресный, а будний день, когда кающихся мало и священник может каждому уделить чуть больше времени, чем обычно. Можно прийти в храм заранее и поведать священнику о своем желании исповедоваться. Быть может, он сам назначит дату и время, удобную для всех.

Накануне Таинства рекомендуется помолиться примерно такими словами: «Господи, отверзи мне ум и духовные очи, дабы увидеть все мои согрешения, соделанные мной во все дни жизни моея». Вооружившись ручкой и листком бумаги, кратко, но с необходимыми подробностями описать все свои грехи, чтобы ничего не забыть. В назначенный час прийти и опираясь на изложенное на бумаге исповедовать свои грехи, говоря о них честно, открыто и с сокрушением сердца. Худшее, что можно сделать – это попытаться как-то себя оправдать. Тогда исповедь превращается в настоящий фарс – вроде как человек грешен, но вроде как и не грешен.

Вот почему так важно осознать свои грехи, прожить их, чтобы действительно обновиться в чистительной бане покаяния. Многие ищут для первой исповеди «особого» духовника, какого-нибудь монастырского старца. При этом кающиеся не подозревают, что в монастырях духовники обычно более строгие и взыскательные, которые могут наложить на кающегося непосильную епитимью по всей строгости канонов. Да, наказание может назначить и приходской священник, но, скорее всего, оно будет более мягким. В любом случае препятствием для исповеди это быть не должно. Духовник никогда не налагает на человека большее наказание, чем он может понести, и всегда обращает внимание на уровень, качество духовной жизни кающегося.

И самый главный совет для тех, кто готовится к первой исповеди – умышленно не скрывать свои грехи, даже самые сокровенные, даже те, про которые подумать страшно. Утаенный на исповеди грех вменяется сугубо. Кто-то спросит: «Ну зачем я должен это произносить? Ведь Господь и так все видит, все знает». Да, Он все видит, все знает, но исповедь нужна не Ему, а нам. Только благодаря этому болезненному выходу из «зоны комфорта» мы можем по-настоящему очиститься и исцелиться, стать другими людьми. Помогай вам в этом, Господь!

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram