Как читать Библию? Святые отцы о Библии
Чтение Библии – это священная обязанность каждого христианина, потому что она заповедана Самим Богом. Однако, как часто можно услышать даже от верующих людей, что им некогда читать Священное Писание, да и мало что они из него понимают. Почему так происходит, и как читать Библию правильно? Через чтение Слова Божия мы познаем самого Господа Бога, поэтому не стоит брать в руки эту Книгу тем, кто хочет просто убить время, развлечься или подтвердить или опровергнуть какие-то исторические события, научные тезисы и т. п. Все эти подробности – кто куда пошел, когда произошло то или иное событие не имеют для верующего человека никакого значения. Все, на что они способны – удовлетворить любопытство, и не более того. В Библии прежде всего нужно искать истины, объяснения смысла жизни, духовно-нравственных законов. Каждый слышал фразу «не хлебом единым жив человек». Ему, как Божьему творению требуется пищу духовная. Да, в свое время он заменил общение с Богом танцами, музыкой, изобразительными и другими искусствами, но потребность общения и Богопознания осталась. Удовлетворить ее может только Евангелие, которое является даром, посланным с небес Самим Господом Богом. При чтении мы видим Самого Христа, разговаривающего и действующего пред нами со святыми апостолами. Святые отцы, такие как святитель Ефрем Сирин, святитель Исаак Сирин советуют начинать чтение Священного Писания с молитвы, прося Господа просветить ум и открыть силу и значение Своих слов. Кроме того, читать Библию необходимо с верою, потому как то, что написано по внушению Духа Святого, может быть понято лишь при Его содействии. Ведь одно дело понимать смысл Слова Божьего буквально и совсем другое ощущать его сердцем. Один мудрец сказал, что христианину нужно читать Евангелие не как поэту, ученому профессору или историку: «Читайте его, как человек. Есть нечто выше воображения, науки, ума, гения, хотя бы это был ум всего мира или величайший гений; есть нечто, стоящее выше всего этого, и вы не станете возражать мне, что это нечто есть совесть, которой и нужно читать Евангелие». Господь говорил своим ученикам: «Что вам говорю, говорю всем» (Мк. 13,37). Поэтому необходимо быть не просто читателем или зрителем когда-то давно происходивших событий, а непосредственным их участником. Все эти прокаженные, расслабленные, слепые и хромые – все это мы с вами. Это мы думаем, пройти ли мимо ограбленного и избитого иноверца на дороге, покаяться, как ниневитяне, погрязшие в грехах, вернуться поблагодарить Бога за исцеление от проказы или уйти, как оставшиеся 9. Как говорит Н.А. Астафьев – христианский писатель: «Тогда-то именно, и только тогда, когда мы к себе применяем читаемое, мы испытываем на себе ту чудную возрождающую силу, которая таится в Слове Божием, как в семени». «Вкусив» Слово Божие, которое заключается в каком-то Его наставлении, необходимо стараться исполнить его, чтобы постепенно раз за разом это делание трансформировалось в навык к добру. Как писал святитель Тихон Задонский: «Нет никакой пользы читать и не делать того, чему книга учит. Если волю не будешь исправлять, то от чтения злейший будешь, нежели был». Несмотря на то, что Библию писали люди простые – рыбаки, плотники и другие работники тяжелого труда, понять некоторые места не так уж просто, ведь с тех пор многое изменилось, язык, например, да и традиции иудеев несколько чужды русскому человеку. В этом случае не возбраняется, а даже рекомендуется читать толкования на Священное Писание святых отцов. Как говорил епископ Игнатий (Брянчанинов): «Детоводителями к Священному Писанию да будут для тебя святые отцы Православной Церкви». Одним из самых известных византийских богословов и толкователей Священного Писания является Блаженный Феофилакт. Непререкаемый авторитет – Иоанн Златоуст. Большим уважением среди современников пользовались толкования Ефрема Сирина. В своем изучении Евангелия стоит обратиться к трудам Феофана Затворника, Андрея Кесарийского, Феодорита Кирского и др. Святые отцы советуют начинать с Евангельского и Апостольского чтений дня, указания на которые имеются в каждом церковном календаре. Эти тексты будут своего рода назиданием на предстоящий день, а вот более интенсивно изучать Священное Писание рекомендуется во время поста. Но в любом случае излишне усердствовать не надо. Зачастую даже одной единственной фразы достаточно, чтобы дать пищу для размышления на целый день. Священнослужители советуют читать по одной главе Нового Завета каждый день, а потом уже переходить к знакомству с Ветхим Заветом. Самое главное – прочитав всю Библию один раз, не прекращать изучение ее и дальше. Замечено, что при чтении одного и того же библейского текста в разные периоды жизни он открывается новыми гранями как бриллиант, которые поворачиваешь и видишь сияние новым светом – синим, красным, желтым и др. Так действует Слово Божие, которое по мере духовного роста человека открывает новые горизонты Богопознания. Как сказал епископ Феофан: «С одним Евангелием или Новым Заветом можно целый век прожить – и все читать, и до конца не дочитаешь. Сто раз прочитай, а там все больше останется недочитанного». Святые отцы Церкви уверены, что детям читать Библию просто необходимо. Это нужно как им, так и родителям, ведь именно из Библии ребенок узнает о необходимости почитать отца и мать своих. Есть немало авторов, которые адаптировали Священное Писание для детей, снабдили его красочными картинками. Одним из них является Иоанн Николаевич Бухарев – протоиерей и духовный писатель конца XIX века. Его книга «Ветхий и Новый завет. Библейские истории» может стать пособием для родителей, которые хотят воспитать своих детей в благочестии и вере. В Книге жизни искать только пути жизни
Предварять чтение молитвой
Прилагать читаемое к себе
Читать с толкованиями
Как читать Библию?
Читать ли Библию детям?