Новые записки
Елицы.записки в новом дизайне!
Закрыть
03.12.2021

Искушение. Как люди искушают друг друга

Авва Антоний говорил: «Никто без искушений не сможет войти в Царство Небесное». То есть искушения нам необходимы, они нужны каждому человеку для того, чтобы испытать свою волю, чтобы сделать свободный выбор в сторону добра и зла. А как люди искушают друг друга? 

8 способов искушения человека

Святые отцы выделяют 8 способов искушений человека, а точнее искушений с восьми сторон: сзади, спереди, слева, справа, сверху, снизу, изнутри, извне:

  1. Искушение сзади – это память о ранее совершенных грехах. При этом человек снова и снова думает об этом, рассуждает, отчаивается, а иногда и впадает в сладострастие, то есть вспоминает о совершенном с ностальгией.

  2. Искушение спереди связано со страхом перед будущим. Человек думает о том, что будет, боится этого, переживает.

  3. Искушение слева – это открытый и явный призыв к совершению греха.

  4. Искушение справа нередко приходит под видом добра. Так искушается человек, совершая добрые дела, но делая их с недобрыми намерениями. Кроме того, искушение справа включает в себя призраки и видения, которые кажутся человеку от Бога, а на самом деле ангелы и другие сущности, которых он видит, являются порождением бесов и демонов.

  5. Искушение сверху – это все то, что человек мог бы сделать, но не делает из-за своей лени.

  6. Искушение снизу – это все то, что человек делает с излишним рвением и безрассудным напряжением, как говорят берет ношу не по силам. Например, накладывает на себя пост во время тяжелой болезни или заставляет читать большое молитвенное правило. Сюда же можно отнести и стремление узнать тайны Священного Писания, когда человек делает это не по своему духовному возрасту.

  7. Искушение изнутри – это то, что исходит из собственного сердца и искушает человека. Речь идет обо всех греховных помыслах, желаниях, похотях. Так человека искушает не только дьявол, но и все окружающие его люди со своими злыми намерениями и желаниями, внутренним грехолюбием, исходящим из неочищенного сердца.

  8. Искушение извне. Речь идет обо всех внешних вещах и поводах, которые входят в человека через «окно его души». Причем этот внешний провоцирующий фактор может быть не злым сам по себе, но рождает он ответную реакцию, которая наводит на зло и грех. 

Духовная брань

Как видно, человек искушается со всех сторон. Ежечасно, ежеминутно он подвергается искушению, и чем сильнее он в духовном плане, тем крепче и чувствительнее искушение. Это закон духовной жизни, который не обошел стороной даже Самого Спасителя. Иисуса Христа искушал в пустыне дьявол. Искушения посылались Ему через братьев, законников, фарисеев. Даже в последние минуты Своей жизни висящий на кресте Господь страдал от чувства Богооставленности, и это тоже было искушением. Но само по себе искушение грехом не является. Нет греха искушения, есть грех, побеждающий нас.

Он победил Адама в раю, который подался искушению дьявола и вкусил запретный плод с дерева познания добра и зла. Второй Адам – Христос, пережив всю тяжесть человеческого греха и пострадав за него на кресте, принес Себя в жертву, чтобы вернуть людям утраченный рай, а заключается этот рай в полной преданности воле Божией с отсечением первородного греха. Поэтому всякий христианин, следующий за Спасителем, непременно будет подвергнут испытанию своей веры и преданности Богу. Сама жизнь будет испытывать его на прочность, проверяя, насколько он приблизился или отдалился от Бога, насколько ему дорога истина и правда.

Пророки говорили: «Чадо, если приступаешь работать Господу Богу, уготовь душу твою в искушение» (Сир. 2:1). Человеку, вступившему на путь духовной брани, искушения необходимы, потому как именно они позволяют испытать свою веру, любовь, степень повиновения Богу, нашу нестяжательность, как у праотца Иова. 

Милость Божья

Но как ни сильно кажущееся искушение, как не роптал бы человек, что «сия ноша ему не по силам», необходимо понимать, что все посылаемые испытания и скорби происходят по воле Божьей, по Его промыслу и попущению. При этом мера испытаний всегда соответствует силе духа человека. Нет такого искушения, которое он не мог бы перенести. Вот как говорят об этом святые подвижники:

«Когда Божественная благодать утвердит мысли человека, чтобы во всем этом уповал он на Бога, тогда малу помалу начинает входить он в искушения. И благодать попускает, чтобы насылаемы были на него искушения, соответственные его мере, чтобы понести человеку тяжесть их. И в сих искушениях ощутительно приближается к нему немощь… Ибо умудриться человеку в духовных бранях, познать своего Промыслителя, ощутить Бога и сокровенно утвердиться в вере в Него невозможно иначе как только по силе выдержанного им испытания… Ибо чудная любовь Божия к человеку познается, когда бывает он в обстоятельствах, разрушающих надежду его. Здесь то Бог показывает силу Свою в спасении его».

То есть человек обретает Бога не в покое и расслабленности, а в скорбях, досаде, тяжелых жизненных испытаниях. Исаак Сирин сравнивает искушения с плаванием по бурному морю: когда путешествие окончено и достигнута тихая гавань, тогда человек благодарит Бога за все трудности своего пути. Но при этом преподобный подчеркивает, что Господь не посылает человеку искушений свыше его сил. Он всегда соизмеряет степень испытания с возможностями человека его перенести. А наградой ему за это будет преуспеяние в добродетелях. 

Кто нас искушает?

Было бы большой ошибкой думать, что нас искушает Господь Бог. Творец никого не искушает, но, как говорит апостол Иаков:

«Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью» (Иак. 1:14). 

У святых отцов часто встречается выражение «искушение от Бога», но это лишь словесный оборот. Господь попускает искушения, чтобы человек заглянул внутрь себя, понял, что он на самом деле собой представляет. Самому же Богу нет никакого смысла нас испытывать, чтобы понять, что мы собой представляем. Он и так это знает. А вот искушают нас враг рода человеческого и мы сами искушаем самих себя и друг друга. Сатана знает нас гораздо лучше, чем мы сами знаем себя. Других людей мы тоже видим «насквозь», можем быстро перечислить недостатки своих друзей, но при этом мы, «замечая в чужом глазу соломинку, в своем не видим бревна», а искушения позволяют не только это бревно увидеть, но и вытащить его.

При этом ежедневно читая молитву «Отче наш», мы просим в ней «не вводить нас во искушение». Почему? Ведь каждый христианин понимает, что искушения необходимы ему для духовного роста и совершенствования. На самом деле мы таким образом выражаем свое смирение. Мы как бы подтверждаем, что не способны перенести посылаемые нам искушения, поэтому нуждаемся в помощи Господа. Если Он не может нас от них освободить, то пускай хотя бы даст сил, чтобы мы смогли выстоять в этих испытаниях, справиться с ними. Так что слова «и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого», означают просьбу о том, чтобы Господь помог нам не впасть в искушение, а устоять и явиться такими, какими мы должны явиться. 

Из чего складываются искушения?  

Собственно, любое искушение включает в себя две составляющие – внешнюю, то есть обстоятельства, которые приводят нас в состояние душевного волнения, и внутреннюю, которая побуждает наше сердце откликаться на них не должным образом. Чем неустроеннее внутреннее содержание человека, чем меньше в нем покоя и гармонии с самим собой, тем больший резонанс возникает при давлении внешних обстоятельств. И напротив, чем чище и светлее душа, тем меньше она реагирует на внешние раздражители. Святые отцы сравнивают это с оковами без замка: их пытаются надеть на человека, но они падают, не держатся на нем.

Вот хороший пример: кто-то кого-то оскорбил и это оскорбление вызвало в душе бурю негодования. Почему так происходит? Потому что это оскорбление «зацепилось» за гордость, тщеславие и самолюбие. Свободный от этих грехов и страстей человек пропустит оскорбление мимо ушей, а может быть не просто пропустит, а пожалеет обидчика, скажет в ответ что-нибудь доброе, ободряющее. И так во всем. Современные люди постоянно искушаются друг другом. Они подвергаются нападкам в общественном транспорте, терпят хамство в дорожных пробках, испытывают неприязнь коллег и начальства, бытовые и семейные неурядицы, капризы детей.

Из этого всего складывается наша жизнь. Мы все терпим похожие искушения, но как по-разному мы на них реагируем! Кто-то может броситься в драку, если ему случайно наступят на ногу в общественном транспорте, а кто-то на прямые провокации обидчиков способен ответить улыбкой. Когда человек ведет церковную жизнь, когда у него есть опыт борьбы со страстями, то он всегда наготове. Он понимает, что возрастание души невозможно без скорбей, печалей, обид и житейских трудностей. По мнению преподобного Исаака Сирина, «нет другого способа приблизиться к Богу, кроме как если Господь посылает человеку непрестанные печали».

Однако смысл этого выражения многие понимают неправильно. Конечно, это вовсе не значит, что человек непременно должен постоянно пребывать в печалях и скорбях. Вовсе нет. Напротив, Господь посылает поводы для печали, чтобы человек раз за разом эти поводы преодолевал, решал свои проблемы с улыбкой на лице, повторяя про себя: «Как Богу угодно, так тому и быть». В этом истинный смысл искушения – через него смиряться и становиться ближе к Богу. Человек верующий так и делает. Он доверяет Богу и во всем полагается на Него. Для него все эти внешние раздражители желанны, так как он видит в них способ достижения Царствия Небесного.

Совсем иная ситуация наблюдается в случае, когда человек в Бога не верит. Для него все остальные люди – лишь провокаторы, которые мешают ему творить то, что он хочет. Собственно, мы наблюдаем это в сегодняшнем мире, когда предприниматели физически устраняют друг друга, чтобы занять нишу в бизнесе, когда родственники ругаются ни на жизнь, а на смерть из-за наследства, когда друзья ссорятся из-за какой-то ерунды, даже забывая впоследствии из-за чего, а общаться перестают совсем. А сколько разводов происходит из-за гордыни, из-за самолюбия, заставляющего человека «тянуть одеяло на себя», забывая, переступая через нужды и желания второй половинки. 

«Уготовихся и не смутихся»

Это слова великого псалмопевца царя Давида. Он советовал быть готовым к искушениям и не смущаться ими. Конечно, все мы люди, тем более все мы люди грешные. Даже имея соответствующий духовный настрой и поддерживая в себе готовность к испытаниям, имея решимость их преодолевать, мы все равно будем испытывать от них ущерб. У всех разные жизненные обстоятельства. Для кого-то даже музыка, звучащая из соседской квартиры, может стать триггером, который, как спусковой крючок, повлечет за собой неприятные последствия. А кто-то отчаянно держится, противостоит мелким пакостям судьбы, но когда случается что-то серьезное – потеря работы, близкого человека, сдается, не выдержав удара.

Царь Давид советовал быть всегда сосредоточенным и готовым правильно отреагировать на ситуацию, не впадая в смущение и смятение. Смущение опасно тем, что может заставить «сморозить» какую-то глупость, а там уже и до смятения недалеко. Смятение тоже не есть положительное качество. О нем преподобный Исаак Сирин писал, что «на нем, как на колеснице, дьявол въезжает в нашу жизнь, все там разбрасывая, раскидывая и разламывая». Смятение – неприятное последствие искушения, которое порождает еще больше искушений.

Святые отцы советуют учиться держать паузу между импульсом к действию и действием. Это полезно делать как тем, кого обидели, так и тем, кто собирается кого-то обидеть. Взять паузу и подумать, а надо ли это действительно делать? Надо ли отвечать оскорблением на то, что тебе нечаянно наступили на ногу в автобусе? Надо ли ругать старушку, которая долго возится со сдачей, мешая складывать продукты в тележку на кассе. Святые отцы советуют в момент, когда брань уже готова слететь с языка, сказать себе такое напутствие: «Господи, благослови!» Наверняка после этого вы сразу передумаете браниться.

О том, что собственные слова могут иметь тяжелые последствия, хорошо знают разведчики. Они никогда не отвечают на заданный вопрос сразу, давая себе время подумать, и этот секрет стоит взять на вооружение. Наши слова тоже имеют последствия. Мы ответим за них на страшном Суде. Да, он будет нескоро, но его возможную близость стоит всегда держать в своем сознании. 

«Все проходит, пройдет и это»

Самое главное, о чем должен помнить каждый христианин, у любого искушения есть начало, и есть конец. Ни одно испытание не длится вечно. А если это так, то можно и немного потерпеть, ведь жизнь состоит не только из одних скорбей. В ней полно поводов для радости. Потеряли работу? Но у вас есть семья, дети – поддержат. Нет семьи? Наверняка есть лучший друг, это ли не счастье?! Если кто-то или что-то нашептывает нам на ушко, что теперь так будет всегда, что конца этим скорбям не будет, то знайте, что такая мысль выгодна лишь врагу нашего спасения. Это он будет внушать, что вы больше никогда не найдете хорошую работу или не создадите семьи.

На самом деле это неправда. Человеческая жизнь состоит из взлетов и падений. Она, как зебра – то темная, то светлая. И если вы достигли дна, то дальше него вы не упадете. Напротив, вы обрели точку опоры, от которой можете оттолкнуться и подняться наверх. И точно также, когда бывает хорошо, нужно понимать, что когда-то будет хуже и пользоваться моментом – отдыхать, копить силы и сугубо благодарить Бога. А время скорбей – это время для терпения, время для преуспеяния в мужестве и доверия Богу. В человеческой жизни нет времени пустого, как нет времени бесполезного. В жизни, если эта жизнь с Богом, все не зря. Это все положительный опыт, который вас закаляет, поднимает еще на одну ступень духовного совершенствования, приближая к Богу. 

Уже одно это осознание будет большой победой, ну а если человек сможет… полюбить искушения, то он и вовсе нанесет по дьяволу сокрушительный удар. Вот как говорит об этом святитель Иоанн Златоуст:

«Бог попускает искушения для испытания. Бог попускает искушения не для того, чтобы поразить нас, но чтобы усовершенствовать нас. От искушения происходит спасение, и опасности служат величайшим очищением души для тех, которые переносят их с благодарностью».

То есть за искушения можно и нужно благодарить Спасителя. Конечно, это непросто, но вспомните, как в школе или институте вы готовились к экзаменам? Наверняка мало спали, откладывали другие дела, больше времени уделяя учебе, но при этом вам самим было интересно, а чего вы на самом деле стоите, на что способны? Так и в духовном росте. Искушение – это точка роста. Проходя ее, вы становитесь мудрее, особенно если провели после него разумную и серьезную работу над ошибками, ведь без этого невозможно эффективно двигаться вперед. 

Самое сложное – это увидеть во всем промысел Божий. Человек склонен полагаться во всем на себя и думать, что все происходящее в жизни – его заслуга. Он предъявляет к себе завышенные требования, а потом сам же от этого страдает. Если он очистится и освободится от своих грехов, покинет застенки своей самости, в которую сам же себя и заточил, то сможет увидеть Христа, поймет, как ничтожны и суетливы его собственные попытки чего-то добиться. Если человек ищет Бога, он Его найдет, потому что «близ Господь сокрушенных сердцем» (Пс. 5:33). 

Поэтому ни в какой, даже самой сложной ситуации нельзя отчаиваться. Господь при искушении даст и облегчение, если сохранять смирение и по возможности горячо молиться. На смену искушениям непременно придет период близости Божией, а на смену оставленности – ощущение присутствия Бога. Помогай вам Господь!

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.