Икона в православном христианстве. История возникновения, значение, символика
Икона занимает в православии особое место, не зря ее называют «Библией для неграмотных», «живописным Евангелием», «богословием в красках». Через священное изображение на нас действует Божья благодать. Как сказал святой Василий Великий: «… ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней». Зарождение христианства произошло в иудейской среде, где изобразительное искусство ограничивала вторая заповедь Декалога. Во времена Ветхого Завета было запрещено воспроизводить всякий образ. И это понятно, ведь изобразить непостижимое и непознаваемое просто невозможно. Поэтому всякое изображение Того, Кого невозможно понять, представить и познать, считалось ложью. А ложный образ – это идолообраз, который уводит от истины. Именно поэтому в Ветхом Завете изображений Бога не было. Но все изменилось с приходом в мир Спасителя. Сын Божий вочеловечился, стал иметь наш лик, наши руки, ноги, глаза, нашу душу. Этот момент ознаменовал торжество Новозаветного образа. С тех пор мы воспроизводим лик Иисуса Христа, потому что он оставил нам Его в Своем Евангелие. Уже во II веке христианство обзаводится символическими изображениями, которые появляются на стенах катакомб, на саркофагах, в мелкой пластике и др. Когда Миланский эдикт даровал христианам свободу вероисповедания, строящиеся храмы стали украшать мозаиками, фресками, а также иконами. И не просто украшать. Их главная задача состояла в научении вере. Не все люди того времени могли читать, были грамотными. Для них икона стала книгой, окном в горний мир, отличный от земного. Даже несмотря на присутствие предметов видимого, чувственного мира, икона представляет их такими, какими они видятся со стороны святых – как объекты Божьего Творения и Попечения, как арена духовной борьбы между силами добра и зла. Благоговейно взирая на образ Божий или Его святого, человек духовно возносится к Самому Первообразу. Посредством молитвы перед ликом изображенного он соединяется с ним – Богом или святым. Во все времена иконы были невероятно важны как для Церкви, так и каждого верующего христианина. Во время пожаров их выносили из храмов и домов самыми первыми. В войну и голод люди продавали и обменивали на еду все, что у них было, кроме икон. Почему же люди с таким почитанием и благоговением относятся к, казалось бы, простым деревяшкам, покрытым красками? По сути, это картина, но для православного человека это нечто большее – это исповедание веры. Сам термин «икона», что в переводе с греческого означает «образ», святые отцы прежде всего относили к изображениям Спасителя, а также к Нему Самому. В таинственном акте Боговоплощения Бог Слово соединился с человеческой плотью, и тайна этого Боговоплощения является сердцевиной христианского учения и основанием для иконописания в целом. Согласно Церковному Преданию, первая икона появилась еще при жизни Иисуса Христа. Этот образ известен под названием «Нерукотворный Спас». А появился он после того, как Едесский царь Авгарь, который был болен проказой, послал к Иисусу своего архивария с просьбой прийти и исцелить его. Посланник был художником и имел поручение написать образ Спасителя и принести его своему властелину, если Христос откажется прийти к нему лично. Не секрет, что Иисус всегда ходил, окруженный толпой, так что посланный художник не смог подойти к нему близко и встал поодаль, чтобы нарисовать портрет Спасителя. Христос заметил это, умылся, вытер свой лик платом и передал его посланнику с отпечатавшимся на ткани образом. От этого портрета Авгарь исцелился, а оставшиеся повреждения на лице сошли после Пятидесятницы, когда в Едессу прибыл апостол Фаддей и обратил царя в христианство. Что касается икон Божьей Матери, то первые образы были написаны святым евангелистом Лукой. Сегодня в Русской Церкви насчитывается около 10 таких икон, являющихся списками с тех, которые когда-то были выполнены рукой евангелиста. Есть немало письменных свидетельств древних о применении и почитании икон в первые века христианства. Так, Тертуллиан свидетельствует об изображения Иисуса Христа на церковных потирах, где Он предстает в виде доброго пастыря. Евсевий упоминает выполненные красками иконы Апостолов – Петра и Павла, которые сохранились от обращающихся из язычества христиан. О наличии икон в первые века христианства говорит святитель Василий Великий: «Приемлю и святых Апостолов, Пророков и мучеников, и призываю их к ходатайству пред Богом, да чрез них, т. е. по их предстательству, милостив будет мне Человеколюбец Бог и да подаст мне оставление прегрешений. Почему чту и начертание их икон и поклоняюсь пред ними, особенно же потому, что они преданы от святых Апостолов и не запрещено, но изображаются во всех наших церквах». Первые самые известные иконы датированы VI веком. Они имели деревянное основание и были выполнены в технике энкаустика, что делало их похожими на «файюмские портреты» египетского эллинистического искусства. В VIII столетии Церковь сталкивается с иконоборчеством, но это нисколько не прекращает развитие иконописи, которая просто перенесла свои центры в отдаленные провинции и места, куда государство имело мало доступа. На VII Вселенском соборе в 787 году почитание святых икон было закреплено догматом об иконопочитании. С этого момента иконопись получает новый толчок в своем развитии, а осознание и понимание икон становится более глубоким. Эллинические традиции претерпели некоторые изменение. Иконопись стала условнее, лица поменялись на лики, отражающие духовность. При этом на Западе и Востоке появились различные направления иконописи. Ведущими стали страны, принявшие православие. Сначала иконописное искусство дошло до Болгарии, потом пришло в Сербию, а уже затем и на Русь. Первым известным иконописцем в России был Алимпий, более известный как святой Алипий, а расцвет русского иконописания пришелся на XIV–XV века. Самые известные мастера того времени – Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий. Не каждое изображение на религиозную тематику может считаться иконой. К примеру, религиозная картина тоже может отображать идеи православной иконографии, но при этом она не отвечает требованиям церковных канонов, а потому иконой считаться не может. Орос Седьмого Собора гласит, что самое главное требование, которое должно соблюдаться, заключается в соответствии вероучению Церкви. При этом мастера не ограничены в материале, стиле, технике исполнения, но при этом они должны помнить, что икона демонстрирует нам не только образ Бога, но и человека. Все мы созданы по образу и подобию Божьему, а значит предназначены, чтобы сиять светом Божьей славы. Мы сами – икона, правда ветхая и покрытая слоем грязи, которую следует очистить, отреставрировать, чтобы через нее просвечивал образ, задуманный Божественным художником. Глядя на святую икону, каждый из нас имеет возможность заглянуть в свое будущее, каким оно может стать, если мы действительно облечемся во Христа. Передать эту весть, послание и призыв может не каждый автор, вот почему как тогда, так и сегодня к мастерам иконописи предъявляются особые требования. В прошлые века к иконописи допускали только смиренных, кротких, благоговейных людей, хранящих душевную и телесную чистоту, живущих в посте и молитве, воздержании со смиренномудрием. Сегодня столь высокие требования претерпели значительные послабления, но это не значит, что каждый, кто умеет рисовать, может начать писать иконы. В любом случае человек должен быть верующим, действительным, а не номинальным членом Церкви, старательно соблюдающим все ее постановления. Будущий иконописец обязательно должен получить благословение своего духовного отца на написание икон. Икона – это глубоко символическое изображение. Здесь все имеет духовный смысл – особенности лика, изображение жестов, положение фигуры. К примеру, высокий лоб олицетворяет духовную мудрость и глубокомыслие, тонкие губы – признак аскетизма, большие глаза – способность проникать в Божественные тайны, удлиненные пальцы означают духовное благородство и чистоту дел. Согнутая в поклоне фигура демонстрирует смирение и послушание воле Божьей, склоненная голова – внимание в своем сердце Божьему гласу, а если у изображенного воздеты руки к небу, то это означает молитву. Недостаточно только смотреть на икону и прикладываться к ней. Украшение, почитание – это очень важно, но гораздо важнее услышать Весть, которую она несет. Икона – это указатель на путь в горний мир. На иконах Богородица Одигитрия указывает нам на Христа, Которого она держит на руках, святые в своих молитвенных жестах устремлены ко Господу, а Сам Спаситель воздевает благословляющую десницу, давая нам знаки, которые помогут достигнуть Царствия Небесного. Икона показывает нам новое видение, иное время, пространство и реальность, где нет зла и ненависти, а есть только новое небо, новое земля, любовь и Бог во всем. Как сказал архимандрит Зинон – крупный художник-иконописец: «Икона – это воплощенная молитва. Она создается в молитве и ради молитвы, движущей силой которой является любовь к Богу, стремление к Нему как к совершенной Красоте». В православии есть иконы, которые имеют особые названия: Аналойная. Эту икону возлагают в храме на аналой. Запрестольная или выносная. Эта икона хранится за престолом и выносится во время крестного хода. Мироточивая. Речь идет об образах, которые когда-то источали или в данный момент источают святое миро. Местная. Это икона, в честь которой освящен данный конкретный храм. Ее располагают рядом с иконой Спасителя. Кроме того, «местными» называют образы Спасителя и Царицы Небесной, располагающиеся по обе стороны от Царских врат. Надвратная. Икона, висящая над входом в храм или монастырь. Праздничная. Этот образ выносят и возлагают посреди храма в день, когда чествуют событие или святого, на нем изображенного. Нательная. Иконка маленького размера, которую носят на груди вместе с крестиком. Семейная. Она сочетает в себе изображения небесных покровителей всех членов семьи. Чудотворная. Это образ, через который обильно действует Божья благодать, что находит выражение в чудесных исцелениях, исполнении прошений, защите от стихийных и других бедствий. Складная или складень. Эта икона включает в себя несколько небольших образов, складывающихся вместе. Явленная. Это та икона, которая была чудесным образом явлена или обретена. Поясная, оплечная. В первом случае речь идет об изображенном по пояс святом, а во втором – об изображенном по плечи. Зная, какие иконы бывают, неизбежно встает вопрос, а может ли один и тот же образ сочетать в себе сразу несколько определений, то есть быть, например, складным и чудотворным, аналойным и мироточивым? Как показывает история Православной Церкви, может. В разное время то тут, то там иконы начинали мироточить, причем не только в храмах, но и дома у верующих христиан. В 2022 году в Прощеное воскресение заплакала кровавыми слезами икона Божьей Матери «Семистрельная» в главном храме Вооруженных Сил России, что довольно примечательно в свете происходящих в мире событий. Множество явленных образов ознаменовано чудесами, но святые отцы советуют не проводить безусловной и принципиальной грани между чудотворными и не чудотворными образами. Можно сказать, что всякая икона, перед которой человек горячо и искренне молится Богу, святым или бесплотным силам, становится чудотворной, так как пред ней совершается чудо преображения души. У каждого верующего православного христианина в доме есть иконы. Обычно их помещают в отдельное от других предметов место, например, устраивают домашний иконостас в переднем правом углу. Впрочем, если условия не позволяют, можно отвести ему какое-то другое место, где будут находиться исключительно лишь одни иконы, лампада или свечи, святая вода, просфоры, другие святыни. Крайне неуместно помещать образы святых угодников, Богоматери и Спасителя в книжные шкафы, тумбочки для косметики, туда, где они будут стоять вперемешку со статуэтками и другие предметами быта и декора. Кроме того, на домашнем иконостасе не должно быть фотографий священников, старцев и монахов, пусть людей и очень благочестивой и праведной жизни. Канонически это недопустимо, и вот почему. Все дело в том, что фото изображает человека в данный конкретный момент его жизни, а икона возвещает о нем как о святом, прославленном и преображенном. Если такие фото дороги человеку, он конечно же может их хранить у себя, но отдельно от красного угла. Что касается расположения икон в спальне супругов, то это церковным уставом не запрещено. Супружеская близость в браке грехом не является. Брачное ложе свято, поэтому нет ничего предосудительного, если в этой комнате будет располагаться домашний иконостас. На кухне или в столовой также должны быть иконы, чтобы можно было перекреститься и прочитать молитву перед едой и после нее, помянуть усопших во время поминального обеда. В любой комнате, где нет ничего дурного и скверного, можно поставить или повесить икону, но при этом помнить, что их количество в доме не прямо пропорционально благочестию православного христианина. Обычное коллекционирование икон, перед которыми не возносится молитва, может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека и тому есть немало примеров. Кроме того, с иконами связано и немало других мифов. Так, считается, что «намоленная» икона является неким накопителем Божественной благодати, которую можно почерпнуть при необходимости. На самом деле благодать исходит не от иконы, а через нее, то есть ее ниспосылает Господь всем верующим в Него. Поэтому не все прикладывающиеся к чудотворным иконам или мощам святых угодников получают исцеление болезней или просимое у Бога. Также необходимо помнить, что икона – это не оберег, не защита от темных сил и нехороших людей, не гарантия мира в семье. Очень прискорбно видеть, когда называющие себя верующими люди вешают образ святого или Богоматери напротив входной двери с мотивацией «чтобы от дурных людей и сглаза оберегали». Стоит напомнить им, что обереги, талисманы и прочая атрибутика характерна для язычества и магии, чему в православии места нет.История возникновения
Икона – образ
Развитие иконописи
Всякое религиозное изображение – икона?
Символика икон
Виды икон
Икона в доме