Идеи христианства, изменившие мир. Повреждённость человеческой природы
Возблагодарим же Творца за Его заботу о нас и попросим помощи в наших сегодняшних нуждах!
Молебен ко Господу:
Молебен о здравии и благополучии к святым:
Поминовение о здравии в дни Рождественского поста в 7 русских монастырях:
Сегодня мы продолжаем цикл писем, в котором предлагаем Вам вместе рассмотреть те идеи, которые сейчас уже воспринимаются как должное, но во времена Господа Иисуса Христа стали совершенно новым словом в философии и морали. Мы начали его с идеи истории, поступательного развития человечества, а сегодня продолжим христианским учением о повреждённости человеческой природы в результате грехопадения и её восстановлении Спасителем.
Ни одна религия до христианства не говорила о том, что текущее состояние человеческой природы ненормально. По мысли тех же древних греков или римлян, люди якобы итак были совершенны. Ну, или в любой момент могли стать таковыми, приложив к тому достаточно умственных и физических усилий. Отсюда – культ разума, почитание философов, столь развитое в полисах Древней Греции и городах Римской Империи.
Отсюда же проистекают Олимпийские игры и прочие порождения культа тела. Причём, мысли о базовом совершенстве человека придерживались и в других народах Земли. Вспомните самодовольное «мой бог меня рабом не кличет» новгородского удальца-язычника Василия Буслаева. Древние славяне ведь действительно называли себя «стрибожьими внуками». Скандинавские правители также возводили свой род к языческим «богам».
Из-за «исконной божественности» люди не имели острой необходимости развивать свою личность, делали это лишь по желанию. Вот только такое мировосприятие оставляло необъяснённой маленькую деталь – наличие в мире зла, творимого этими «совершенными» людьми. Не объясняло повсеместных нравственных изъянов. А также усталости, болезненности и смертности «совершенных» представителей человечества.
Этот ответ люди начали получать через пророков Ветхозаветной религии Израиля, а закончили с приходом в мир Христа Спасителя. Священное Предание говорит нам о том, что существо, сотворённое по образу Самого всесовершенного Бога и, в потенциале, способное бесконечно уподобляться ему, обоживаться, не должно быть игрушкой инстинктов. Христианство утверждает, что человеческая личность может и обязана развиваться.
По замыслу Творца каждый из нас способен, прикладывая усилие духа, совершать нечто особенное, подвиг ради Бога, постепенно совершенствуясь и уподобляясь самому Небесному Отцу. Вот только этот замысел натолкнулся на неправильный волевой выбор самого человека. Выбор Адама и Евы в пользу греха. Оказалось, что после грехопадения праотцев человеческая природа повредилась, душа человека стала «удобопреклонной ко злу».
Так люди стали смертны, подвержены греху, болезням и тлению. Своим неправильным выбором они отсекли себя от благодати Божией и быстро стали терять человеческий облик, становясь уже неисправимыми, подобными падшим духам. Именно поэтому Богу пришлось однажды уничтожить допотопное человечество, сохранив жизнь лишь праведнику Ною и его семье. А также позднее покарать за предельное нечестие жителей Содома и Гоморры.
Христианство сумело объяснить, почему теперь побуждать себя к добру человеку приходится с усилием. С его приходом стала ясна причина войн, насилий и несправедливостей, творимых людьми. Как и причина трагичного старения человека и разлучения в смерти с собственным телом, несправедливость которого каждый из нас интуитивно чувствует. И это знание стало благом! Ведь осознание болезни – первый шаг к её исцелению.
Повреждённая природа – не приговор!
Но посмотрите, сколь к нам милостив Господь! Он искупил наше непослушание своим послушанием, нашу вину – своей безвинной смертью. Однажды человеческая природа была воспринята на себя Господом Иисусом Христом. Своим воскресением из мёртвых Он победил смерть. Вместе с тем восстановив и освятив благодатью человеческую природу. Поэтому, теперешнее наше состояние – не приговор!
Сегодня каждый христианин может повторить путь обожения, последовав за Христом, став членом основанной им Церкви, участвуя в Таинствах, живя по заповедям Божиим и собирая в себе благодать Святого Духа. Теперь каждый человек своей волей и с помощью Божией может восстановить своё прежнее, нормальное состояние и даже достигнуть святости, может перестать творить зло и получить право на вечное блаженство.
Условно говоря, питаемый энергией Божества и прикладывая собственные волевые усилия, человек может «прыгать выше головы» вплоть до преображения собственной природы. Это очень хорошо показал в своей жизни Богочеловек Иисус Христос, добровольно пошедший на страдания и на смерть ради торжества божественного замысла о примирении падшего человека с Богом. Он воскрес в преображённом теле и в этом же теле вознёсся на небеса.
В Господе Иисусе Христе человеческая природа непрерывно обоживается, становясь всё более и более богоподобной. И мы в любой момент можем причаститься этой обоженной природы в Таинстве Евхаристии, зачерпнуть благодати Божией для исцеления собственных души и тела! И для этого нам нужно только горячо возжелать единения со Христом! Помолимся же сегодня Господу, чтобы эта решимость пришла к нам через смиренное осознание собственного несовершенства!
Поминовение о здравии в дни Рождественского поста в 7 русских монастырях:
Молебен о здравии и благополучии Святым: