Идеи, христианства, изменившие мир. Милость выше справедливости
В этом письме мы расскажем Вам о том, как христианство привнесло в мир закон милосердия. Вы можете подать записки за себя и дорогих Вам людей, чтобы попросить Его о помощи и поблагодарить Всевышнего за заботу!
Просительный молебен ко Господу:
Благодарственный молебен:
Сегодня мы продолжаем цикл писем, в котором предлагаем Вам вместе рассмотреть те христианские идеи, которые сейчас считаются стандартом «цивилизованного» общества, но во времена Спасителя стали новациями, как в нравственном, так и в философском поле. Мы начали рассказ с истории, продолжили его идеями социальной помощи, а сегодня обсудим революцию человеческой морали, последовательно проведённую в мире Богом.
После грехопадения душа человека стала «удобопреклонной ко злу». Люди отсекли себя от благодати Божией и быстро стали терять человеческий облик, становясь уже неисправимыми, подобными падшим духам. Именно поэтому Богу пришлось однажды уничтожить допотопное человечество, сохранив жизнь лишь праведнику Ною и его семье. А также позднее покарать за предельное нечестие жителей Содома и Гоморры.
Ветхозаветные тексты говорят нам о весьма простых и низкоморальных нравах дозаветного человека, о праве сильного, как единственном мериле для возможного поступка. Если ты в силах сделать зло и не получить ответа – ты в своём праве. Воздержаться от того или иного действия следует только в том случае, если ответ будет мгновенным и жёстким. В случае же, если обиду нанесли тебе, постарайся убить обидчика.
Сожгли дом – убей, обокрали – убей, выбили глаз – убей! Убей своего противника и, желательно, уничтожь весь его род, чтобы с его стороны стала невозможной кровная месть тебе и твоим близким. Отомсти за ущерб предельно, устранив самую возможность навредить тебе ещё раз! Такая мораль ожесточала человечество до исторического момента, когда Бог заключил с Моисеем и евреями Ветхий Завет на горе Синай, положив начало ограничению зла в мире.
Достижения и порочность принципа ограничения зла
Ветхий Завет стал промежуточным законом, который позволил постепенно подготовить ожесточённое человечество к пришествию Господа Иисуса Христа. Этот Завет провозгласил принцип справедливого воздаяния за зло, который выражен в Библии словами «Око за око и зуб за зуб». Благодаря Ветхому Завету развилось «золотое правило этики»: «не поступай с другим так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой».
В постулате словами «Око за око и зуб за зуб» сокрыты, одновременно, великая мудрость и определённая порочность, о которой древние не догадывались. Мудрость заключалась в ограничении воздаяния злом за зло. Принцип справедливости Ветхого Завета ограничил ответное зло тождественностью ущерба. За выбитый глаз следует выбить лишь глаз, а не лишать жизни, за убитую соседом собаку – убить собаку, а не вырезать весь скот соседской семьи. Справедливость стала новым словом в общественном сознании, сильно облагородившим нравы тогдашнего человечества.
Порочность же этого морального принципа тоже лежит на поверхности: если сосед лишил тебя ока, а ты отплатил ему тем же, то твой глаз не вырос от этого на прежнем месте. Ты удовлетворил свою жажду мщения, но в итоге стали жить хуже уже вы оба. Если ты убил человека в отместку за убийство брата, то и его семья лишилась кормильца, и твой брат не воскрес. Есть вещи, которые невозможно компенсировать. Кроме того, отомстив за убийство родича по закону кровной мести, человек сам становился убийцей, присваивал себе право Бога распоряжаться жизнью каждого человека.
Святитель Иоанн Златоуст писал, что кажущаяся жестокость подобной заповеди для склонного к насилию человечества стала проявлением человеколюбия: «Законодатель предписал – око за око не для того, чтобы мы друг у друга вырывали глаза, но чтобы удерживали руки свои от обид; ведь угроза, заставляющая страшиться наказания, обуздывает стремление к делам преступным».
Приход Спасителя в этот мир положил в нём начало нравственной революции. Хотя Христос проповедовал людям в основном о Небе, Его идеи неуловимо сделали лучше и добрее даже этот земной мир. Господь заключил с людьми Новый Завет, который базировался на законе любви и призывал человечество к совершенно новому уровню нравственности, который Господь наш Иисус Христос задавал собственным примером.
Спаситель провозгласил принцип милосердия – прервать цепочку зла на себе, одержать над обидчиком моральную победу и отказаться от мести за причинённое зло. Таким образом, например, уходила в прошлое цепочка вражды, вызванная законом кровной мести. Простив обидчику его злодеяние, христианин в этом поступке уподоблялся самому Господу, прощающему нам наши прегрешения (вспомните молитву «Отче наш»).
Кроме того, ответ добром на зло часто имел глубинное победительное действие на душу обидчика и, поражённый поведением христианина, он довольно часто круто изменял свою жизнь, сам становясь последователем Христа. Наконец, ущерб от буйства страстей в этой ситуации также оставался наименьшим (например, глаза лишился только один потерпевший, но потом обидчик всю жизнь просил прощения и помогал по хозяйству покалеченному им человеку).
Евангелие буквально «перевернуло мир», снизив в нём градус зла и насилия. Благодаря принципу справедливости, а затем и принципу милосердия, Господь сделал мир вокруг нас гораздо более «человечным». Давайте же сегодня вместе возблагодарим Бога за Его постоянную заботу о людях, последуем Его примеру в отношении милости к собственным обидчикам и попросим Всевышнего не оставлять нас своей заботой и в будущем!