Идеи христианства, изменившие мир. История
Так что сегодняшними цивилизационными достижениями мы обязаны заботе Бога о нас. С нами Вы можете заказать записки за себя и своих близких, чтобы поблагодарить Всевышнего за заботу и попросить Его помочь в Ваших насущных нуждах!
С приходом Христа в мир люди не только получили шанс на спасение. Трёхлетняя проповедь Господа на Земле обогатила человечество целым рядом идей, благодаря которым люди стали добрее, светлее, чище, культурнее. В новом цикле писем мы предлагаем Вам вместе рассмотреть те постулаты, которые христианство принесло в мир и которые сейчас уже воспринимаются как должное, но во времена Спасителя стали совершенно новым словом в философии и морали. И начнём с понятия истории и формирования исторической науки.
Древние жители Средиземноморья по своим воззрениям на время были гораздо ближе к индуизму, чем к современному нам восприятию хронологии. Время представлялось древним бесконечным колесом повторений: дней и ночей, годов и целых жизней, этаким гигантским колесом или кругом. Мир в сознании его дохристианских обитателей (исключая адептов ветхозаветной религии), конечно, имел некую причину. Тех же греческих олимпийских «богов». Но совершенно не имел цели существования.
В мифах Греции как раз рассказывается об этом. О случайном появлении мира вследствие страстей «богов». О том, как затем бессмертные «боги» попросту развлекались в мире смертных, которые для них были наподобие муравьёв для нас – не более чем интересным объектом для наблюдений. Политеизм с его божественным «многоволием» просто не мог предполагать некоего единого замысла о мире. Соответственно, о понятии «истории», путешествии мира от своего начала к своему концу тогда тоже говорить не приходилось.
Христианство же полностью изменило представление о времени. С модели «круга» на модель «стрелы». А точнее – вернуло его к пониманию Адама и Ноя. Благодаря этому в обществе произошли фундаментальные изменения. Христианство постулировало создание этого мира единым Богом, то есть по единому безупречному замыслу, без каких-либо внутренних противоречий. Но кроме этого оно утверждало ещё и конечность бытия. Причём, не бытия отдельного человека, а бытия этого тварного мира в целом.
По учению Евангелия, рано или поздно, в будущем случится Второе пришествие Христа. Уже не в качестве Искупителя, а в качестве Судии. Во всей Божественной Славе. Старый мир будет свёрнут Богом, а ему на замену будет создан другой – уже поистине вечный мир. Данный же мир был создан Богом для воспитания человеческих личностей и стал несовершенным, падшим, вследствие волевого решения первых людей преступить райскую заповедь. Но, как уже было сказано выше, этот мир останется таковым не навсегда.
С приходом в мир христианства люди стали острее чувствовать ограниченность своей земной жизни. Ведь Евангелие возложило на них сложную задачу обожения, достижения в себе богоподобия. Теперь «просто прожить» человеку стало мало, понадобилось за отведённый жизненный срок успеть воспитать в себе личность посредством богообщения и соработничества с Богом и с другими людьми. «Считай потерянным тот день, в который хоть и делал добрые дела, но не преодолевал своих худых склонностей и пожеланий», – говорил об этом преподобный Никодим Святогорец.
Таким образом, в христианской цивилизации гораздо острее проявилась необходимость накопления знаний. Знаний не только о материальном мире, но и о духовной жизни. Христианство, как религия Книги, возвело знания в ранг системных ценностей. Именно поэтому к некоторым уже существовавшим научным трактатам, призванным облегчить текущее существование, и художественным произведениям, которые создавались для развлечения публики, добавились летописи и авторские изложения истории.
Первой задачей этих книг была передача важных знаний о мире и человеке, особенно о его духовных и нравственных решениях, будущим поколениям. Второй – формирование понятия движения времени, движения вперёд, которое часто схематично представляют в форме «полёта стрелы». Правда, это движение вперёд христианами связывалось не с прогрессом (ставшим модным в массах с XIX века), а, скорее, наоборот – с перспективной деградацией мира, возрастание беззакония в котором должно рано или поздно привести в него Антихриста, а затем и, вторично, Самого Бога.
Христианское Предание о Боге говорит нам о том, что Он не считает людей жалкими и низкими существами. Сотворённых им людей Творец готов принять не в положении рабов или наёмников, но детей, уподобившихся Ему. Для достижения богоподобия у христианина есть всё – воля, учение Христово о времени, данные Им заповеди. Нам остаётся только решиться и написать на скрижалях вечности историю собственного спасения! Помолимся же сегодня Господу о себе и своих близких, чтобы эта решимость пришла к нам через осознание всеблагости Божией!