Христианский взгляд на войну
«Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец» (Мф. 24:6). Войны сопровождали человечество во все время его земного существования. Люди воюют за землю, ресурсы, пропитание, за национальные и другие интересы. Сегодня в мире снова идет война, в условиях которой вопрос об отношении к ней христианства становится все более актуальным. Православные люди сталкиваются перед выбором: идти защищать свою родину, или отказаться? Как вести себя попавшим под мобилизацию, чтобы не опозорить христианского имени? В Священном Писании и Священном Предании Церкви содержатся ответы на все эти вопросы, отражающие подлинное отношение православной религии к войне и военной службе. Вот как говорит об этом преподобный Иустин (Попович): «Грехолюбие и злолюбие а через них самолюбие создает войны между людьми. Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» (Иак. 4:1) То есть война – это следствие прегрешений против Бога, нарушение верности Ему. Война – это возмездие народу за всенародные грехи. Однако кто-то может сказать, что народ может быть втянут в войну против своей воли. Что, если он вполне благочестив, но вынужден дать отпор внешнему врагу? Тогда даже при численном превосходстве неприятеля, его преимуществе в военном снаряжении и большом опыте ведения боевых действий Господь поможет одержать победу, ведь, как говорится, «если Бог с нами, то кто против нас?» В Священном Писании сказано, что «сила приходит с неба», поэтому какими бы возможностями не обладала воюющая сторона, смиренное осознание своих сил, личный вклад в победу и вера в помощь Всевышнего помогут посрамить противника. Как среди далеких от религии людей, так и среди верующих можно услышать мнение, что Бог против войны, что убивать врагов нельзя, да и просто брать в руки оружие, служить в армии. Это особенно касается священнослужителей, монахов. Но как же тогда быть с упоминаемыми в Библии воинах? Вспомним о римском офицере сотнике, слугу которого исцелил Господь. Про него Спаситель сказал: «Сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры» (Лк. 7:9). А Корнилий – сотник из Италийского полка, которому в видении явился Ангел Божий? Ни того, ни другого ни Господь, ни апостолы ни разу не осудили. Напротив, апостолы ввели правило «каждому оставаться в том звании, в котором призван» (1Кор. 7:20). Это явно указывает на то, что в римских войсках служили и солдаты-христиане. Собственно, именно служащие христиане стали прародителями существующего и поныне образа воина Иисуса Христа, оружием которого является слово Божие, молитва, пост, духовное трезвление. Что касается невозможности воинского служения для тех, кто посвятил себя священству или монашеству, то в истории Церкви мы видим немало примеров отхождения от этого правила. Так, одними из первых, кто был благословлен на ратный бой, были монахи Пересвет и Ослябя, которых преподобный Сергий Радонежский отправил на войну для укрепления духа армии Димитрия Донского. Подобным образом преподобный Афанасий Афонский благословил своего постриженика полководца Торникия на войну с арабами. И таких примеров немало, не говоря о целой плеяде прославленных и причисленных к лику святых князьях русских и полководцах. Картина современного мира наглядно демонстрирует, что есть страны, которые развязывают войны, а есть те, которые их подавляют путем введения миротворческих войск. Церковь не только не осуждает это, но приветствует, «ибо сказано: блаженны миротворцы, а миротворец тот, кто дает мир другим». Преподобный Исидор Пелусиот указывал на необходимость различать, какую роль и функцию играет народ в войне: «Войны воспламеняются больше всего ради приобретения чужой собственности. Но не должно обвинять всех ведущих войну; положивших начало или нанесению обиды, или хищению справедливо называть губительными демонами; отмщающих же умеренно не надлежит и укорять, как несправедливо поступающих, потому что делают дело законное». То есть даже воюя и убивая, можно делать дело законное, что, собственно, и совершал русский народ во время войны с Наполеоном, гитлеровской армией и др. Святые отцы говорят, что убийство врагов, совершенное воинами в бою, как и убийство сотрудником полиции преступника, который оказывает сопротивление, в грех убийства не вменяется. На VI и VII Вселенских Соборах постановили, что «убивать непозволительно, но истреблять неприятеля на войне и законно, и достойно похвалы; поэтому отличившиеся в бранях удостаиваются великих почестей, и им воздвигаются памятники, возвещающие об их заслугах». Если в грех убийства не вменяется, да еще и достойно похвалы, то тогда быть может на войне можно смыть все грехи кровью? Убить как можно больше врагов, получить ответную пулю и сразу в рай? Стоит разочаровать того, кто рассуждает подобным образом. Война пусть дело и благородное, но, по мнению святых отцов, не совсем чистое и безвредное для души солдата. Во времена пророка Моисея воинов, замаравших свои руки кровью, семь дней держали вне стана для очищения. А во времена святителя Василия Великого вернувшихся с войны на три года отлучали от Причастия. На Руси служивых отправляли в монастырь, чтобы они поработали в качестве трудников и привели в порядок свой душевный настрой. То есть каким бы ни был воинский подвиг высоким, сам по себе он святости не дает и в рай не ведет. А все потому, что он, как и все остальные гражданские добродетели, не обеспечивает спасения без совершенства в христианских добродетелях. Среди святых отцов можно найти немало высказываний как за, так и против участия в военной службе и военных действиях. Конечно, не стоит рассматривать это как прямое указание на существующий в Церкви раздрай и неопределенность. Необходимо учитывать, что они касались частных, отдельных случаев и не являлись общим указанием для всех. Святые отцы выступают против идеализации военной службы, чрезмерной гордыни, которую она порождает у воинов, самодовольства, бахвальства, ощущения превосходства над другими, безнаказанности. Служение на благо отечества может сохранить душу и даже принести ей пользу только при условии, что воин будет соблюдать определенные православные принципы. Вот как говорят о ведении военных действий ученики равноапостольного святого Мефодия в своем древнем православном тексте «Закон судный людям»: «Отправляясь на бой с супостатами, подобает остерегаться всех недобрых слов и дел, направить мысль свою к Богу и молитву сотворить и сражаться в ясном сознании, ибо помощь дается от Бога светлым сердцам. Не от большей силы победа в бою, а в Боге крепость». Немало мест в Писании посвящено духовной подготовке воинов к битве. Она заключается в устремлении мыслей к Богу, а также в усиленной молитве. Писание учит милосердию к побежденному и обезоруженному неприятелю, предостерегая от чувства озлобления и злорадства (Притч. 24:17–18). Борясь с грехом, важно не приобщиться к нему, не впустить зло в свое сердце. В древнем церковном памятнике «Апостольские постановления» содержится такое предание: «Если приходит воин, то пусть учится не обижать, не клеветать, но довольствоваться даваемым жалованьем; если повинуется, да будет принят, а если прекословит, да будет отринут». Отсюда следует, что православный воин не может мародерствовать, вымогать взятки, отнимать имущество у граждан. Святитель Амвросий Медиоланский призывал быть милостивым к врагам безоружным и покорным, которые просят пощады. Это же касается и мирных жителей, не оказывающих сопротивления. Грабеж и насилие во время войны – это грех и беззаконие, – считают святые отцы Церкви. Кто-то спросит: «А если поступил такой приказ?» Святитель Тихон Задонский ясно говорит по этому поводу: «Что не противное закону Божию приказывают, слушай и исполняй: в противном не слушай, так как подобает больше повиноваться Богу, чем человекам. Так поступали мученики святые... если [командир] велит неправду делать, обидеть, украсть, солгать и прочее, – не слушайся. Если грозит за это наказанием, – не бойся». Однако если приказ заповедям Господним не противоречит, то непослушание ему Церковь не одобряет. Это касается в том числе и нарушения присяги, потому как клятвопреступление – это грех. Осуждает православие и дезертирство из армии, разрешая не допускать таких ко Причастию. Мнение о том, что Господь посылает войну за грехи, в общем-то не лишено смысла. Как говорится в народе, «пока петух не клюнет в одно место, мужик не перекрестится». Только в нужде, лишениях и горе человек вспоминает о Боге, а война – это и есть сплошные лишения, горе и нужда. Как известно, на войне неверующих нет. Вера не только помогает выстоять, но и повышает моральные качества бойцов. С этим соглашаются даже военные специалисты, не верующие в Бога. Так, военные психологи заметили, что нравственный климат в воинских частях с регулярным духовным окормлением намного выше, чем в тех, где он отсутствует, да и количество самоубийств гораздо ниже. Вера дает силы и мужество сражаться даже неопытным новобранцам. Святитель Николай Сербский приводит историю одного боязливого солдата. Все потешались над его трусостью и лишь один товарищ подошел, чтобы ободрить. На слова робкого товарища: «Погибну я, враг совсем рядом», он ответил: «Не бойся, брат: Господь еще ближе». Такое простое и благое слово полностью преобразило настрой и душевное состояние бойца. Он вернулся с войны с орденами и медалями за храбрость. О том, что Церковь дает свое благословение воинам, общеизвестно. Традиция обращаться перед походом или сражением за молитвенной поддержкой епископа или священника уходит своими корнями вглубь веков. Сегодня не только священники, но и миряне молятся за защитников своей родины, о спасении плененных, об упокоении погибших. Помимо молитв, Церковь оказывает помощь в виде духовно-нравственного воспитания воинства. В разное время разными священнослужителями были даны напутствия полководцам и их воинам «храбро и мужественно подвизаться с Божьей помощью за святые Божии церкви и за всех православных христиан, – против супостат твоих... всегда проливающих кровь христианскую и разоряющих святые церкви», «в чистоте и покаянии и в прочих добродетелях», «пострадать за святые церкви и за святую веру христианскую» и т. п. Еще один способ поддержки армии – наличие полковых священников. С древности они сопровождали войска в походах, делают они это и сегодня и, конечно же, погибают, как и все. Недавно от нас ушел Протоиерей Михаил Васильев. На его счету более 30 командировок в Косово, Боснию, Сирию, Северный Кавказ, Абхазию и др. Он и такие как он делают огромное дело – поднимают боевой дух армии, а самое главное – приводят людей ко спасению. Ко спасению там, где царит разрушение, тьма, смерть. О мужестве и подвигах полковых священников мы знаем очень мало, но от этого они не становятся меньше. Мы чествуем прославленных святых воинов, а учитывая, что человечество ведет войны на протяжении всего своего существования, их будет еще немало. Множество как полководцев, так и рядовых бойцов причислено к лику святых – великомученики Димитрий Солунский и Георгий Победоносец, Андрей Боголюбский, Александр Невский, преподобный Илия Киево-Печерский… Их жизнь и подвиг – наглядное свидетельство того, что воинское звание не является препятствием для добродетели и святости. Эти прославленные в лике святых воины сподобились такой чести не столько своим участием в освободительной и справедливой войне, сколько своей благочестивой жизнью, трудами и подвигами на благо святой Церкви и своих ближних.Почему возникают войны?
Бог против войны?
«Блаженны миротворцы…»
Смывает все грехи?
А на войне – как на войне?
Значение веры во время войны
Благословение Церкви
Прославление святых воинов