12.04.2023

Христианская любовь как основное начало нравственности

Любовь… Мало кто из людей может сказать, что никогда не испытывал этого чувства. Даже если человек еще слишком молод и не влюблен, он любит своих родителей, а родители любят его. Для кого-то объектом любви является домашний питомец – собака или кошка. Проявление этого чувства в той или иной степени мы видим во всем окружающем нас мире, а в христианстве она считается основным началом нравственности. Христианская нравственность целиком утверждается на законе любви. Эта любовь – и ее основа, и вершина. 

Первейшая заповедь

Что такое христианская любовь? Это самое возвышенное, сильное и яркое из всех существующих чувств, а еще это свободное исполнение нравственного закона. Никто не будет спорить с тем, что любовь – это свободное чувство, не зря в народе сложено об этом столько пословиц и поговорок типа «насильно мил не будешь». Заставить человека кого-то полюбить невозможно, это чувство всегда идет от сердца, а полюбить Бога насильно тем более нельзя. Любовь к Богу – это желание уподобиться Ему, достичь единения с Ним как с единственной истиной, добром и красотой, конечной целью всех желаний сердца, которое жаждет вечного и неизменного блаженства и счастья.

Сам Спаситель завещал нам: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки... Так поступай и будешь жить» (Мф. 22: 35–40. Ср. Лк. 10: 25–28). Святитель Иоанн Златоуст пишет: «В сей заповеди (то есть о любви) сокращенно и вкратце вмещается весь состав заповедей, так как начало и конец добродетели есть любовь». 

Любовь – это тяготение друг к другу

Христианская любовь представляет собой переживание особой духовной и нравственной близости, сильнейшее внутреннее тяготение одного человека к другому. Это вовсе не любовь к себе самому, которой учат сегодня доморощенные психологи из соцсетей. Сердце любящего человека принимает в себя и себя же отдает. Об этом интересно сказал своим духовным чадам апостол Павел: «Сердце наше расширено к вам, коринфяне, вам в нас не тесно». 

Мы любим потому, что каждая человеческая личность до такой степени связана с другими, что достичь полного и всецелого совершенства она может только при взаимодействии с другими личностями. И мы видим этому массу примеров, когда партнеры в браке дополняют друг друга, но в целом демонстрируют единство мыслей, чувств и желаний. Любящий и любимый составляют одно целое. Жизнь одного переливается в жизнь другого, переживается другим. А идеал такой христианской любви – полное единение душ по образу единства Отца с Сыном. Наиболее полно этот идеал осуществился в первоначальной христианской общине, где у всех было «одно сердце и одна душа».

Самопожертвование

Сегодня мало кто готов терпеть безответную любовь. Все хотят взаимности, но ведь так бывает не всегда. Тогда приходится терпеть или, по выражению апостола Павла, «долготерпеть», надеясь, что тебя оценят по достоинству, поймут и ответят любовью на любовь. Но когда человек любит искренне, его не может ранить или принизить факт отсутствия взаимности. Ведь он любит не для того, чтобы что-то получить в ответ. Христианская любовь – это особое чувство, приближающее человека к Богу, Который Сам есть Любовь. В сфере земных чувствований нет чувства выше, чем самопожертвование.

Так любит мать своего ребенка, так патриот любит свою Родину. И так Отец Небесный любит свое творение, потому что вся история отношений Бога к человеку есть сплошная история самопожертвования. Отец наш Небесный ведет ко спасению каждого, не делая различий между праведниками и грешниками и не щадя для нашего спасения Своего Единородного Сына. Вочеловечившийся Сын Божий умирает на кресте для того, чтобы люди вернули утерянную блаженную вечность, а умирая, Он дает завещание-заповедь, идеал: «Как Я возлюбил вас, так и вы – да любите друг друга...». 

Богооткровенная любовь

Некоторые моралисты считают, что любовь как главное начало нравственной жизни глубоко естественна и присуща всем и каждому. Действительно, мы можем наблюдать ее проявления и в природе, когда, к примеру, самка защищает своего детеныша до последней капли крови, животные разных видов помогают друг другу, а живущие рядом с человеком высказывают свою признательность за уход и пищу. Но что в мире неразумных существ проявляется инстинктивно, в человеческом роде возвышается в сознательно-свободном выборе.

Само собой разумеется, что любовь есть начало и нашего познания о Боге, ведь знать Бога могут только любящие Его (1Ин. 4: 7–8). Да, любовь свойственная животной и человеческой природе, но для закона любви есть метафизические основания, которые приведены в Божественном Откровении. Любовь может тогда только стать высшим принципом жизни, лишь в том случае иметь для людей обязательное значение, когда она воплощается в безусловной личности Божества. Бог есть любовь, и Он прежде возлюбил нас, и в своей душе мы носим отпечаток этой любви. Мы уже потому нравственно обязаны поставить ее началом своей жизни и деятельности, что она же составляет и внутреннее существо самого Божества.

Любовь Бога всех нас сделала родственными, подобными Ему, а потому всякий любящий Бога любит и духовных чад Божьих. То есть в любви к Богу заключен залог любви к ближнему, и наоборот. Нельзя любить Бога, но не любить ближнего. Этот закон прекрасно выразил апостол Иоанн: «Кто говорит: Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» (1Ин. 4: 20). 

Спасение во Христе Иисусе

В послании к Галатам сказано: «Едино во Христе Иисусе» (Гал. 3: 28). Все мы являемся братьями и общими наследниками Царства Небесного. Мы все – члены одного и того же организма – организма духовного, матери Церкви, мы рождены одним Крещением, вкушаем от одного Тела и Крови Христовой, все имеем одинаковые благодатные дары одного и того же Духа Святого. Поэтому тот, кто не любит своего ближнего, остается вне общины христианской и на деле не является христианином. Любовь друг к другу автоматически соединяет нас со Христом, всегда пребывающим и действующим с нами и в нас. 

Выполняя эту заповедь, мы подражаем Спасителю, Который говорил: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Лк. 10: 45). Согласно этой заповеди степенью и мерой любви нашей к ближнему должна служить не простая естественная любовь к себе, а любовь, узнанная нами от Христа и через Христа от Самого Бога Отца. Вот каков критерий христианской любви как основного начала нравственности! Мы должны любить ближнего так, чтобы делать ему то, что хотели бы сделать себе, и не делать того, чего не хотели бы себе. 

Любовь Христа чиста и бескорыстна, а потому в наших отношениях с ближним также не должно быть никакой корысти, выгоды, себялюбия. Господь возлюбил нас до полного самопожертвования, а посему и наша любовь к ближним должна быть жертвенной. Кто чужд такой самоотверженной любви, тот не имеет права называться учеником и последователем Спасителя, – считают святые отцы. 

Взаимообщение любви

Однако на деле реализовать такую братскую любовь к людям не так-то просто. Свойственная каждому из нас по природе эмпатия всегда будет подавляться противоположным самолюбием, которое господствует в нашей поврежденной грехом природе. Одного понятия о братской любви, даже самой правильной и возвышенной недостаточно, чтобы она разгорелась в сердце. Нужна нравственная сила для реализации, и эта сила во Христе, в живом духовном взаимообщении с Ним, взаимообщении любви.

Если христианин действительно любит Бога, то он не может отделить Его дела от Его Самого. А главное дело Христа – спасение всего человечества – спасение, которое основано на любви Спасителя к спасаемым. Любовь христианина к своим ближним – это результат его любви ко Христу, потому как любящий Христа любит и то, что Ему дорого, ради чего Он не погнушался жизнь Свою отдать на кресте, спасая от проклятия и смерти. Каковы бы ни были недостатки того или иного человека, они уже не закрывают его достоинства, его членство «тела Христова». 

Потому-то и говорит апостол Павел: «Любовь всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1Кор. 13: 7). Никакое преступление, никакой грех не может поколебать этой любви, потому что при всяком грехе ближний остается для нас наследником Царства Небесного. Господь Иисус Христос учил нас ненавидеть грех, но любить людей, поэтому мы должны сочувствовать заматеревшим в грехах людям, помятуя о вечном достоинстве их природы, за то, чем они должны быть и могут стать.

Поэтому заповедь Христа «да любите друг друга» является истинным признаком его учеников. Она неразрывно связана с Его именем, и это подтверждает сама история христианства с первых дней его существования. В любви, которая составляет предмет этой заповеди, заключается истинное преобразование, возрождение человека. Одушевленный таким живым и святым чувством, христианин уже не может ограничиваться одним воздержанием от запрещенных законом действий, он будет постоянно стремиться к совершению добра и уклонению от зла. Это – отличительная черта христианского духа и основное начало нравственности.

Пока в сердце человека горит огонь любви – светильник и елей (Мф. 25: 1–10), в нем преобладают нравственные начала и идеи, и наоборот. Когда светильник гаснет, а елей любви иссякает, тогда нравственные начала и идеи постепенно исчезают из сознания. Это отношение между теоретическим правилом и сердечным движением есть самое обыкновенное явление в нравственной жизни грешного человека. Любовь Христова поддерживает сияние светильника и горение елея, наделяя своей силой все высшие добродетели – пророчество, ведение всех тайн, чудотворящую веру, подвиги самоотречения и мужества, которые обесцениваются без любви.

«Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует» – она делает человека терпеливым. кротким, смиренным и благожелательным но всем. «Любовь не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине...» Это – сила, которая все побеждает. Она усмиряет, уничтожает эгоизм и злобу, гнездящиеся в сердце человека. И эта истинная любовь всегда ищет правды и истины, а не лжи и угодливости. И, наконец, «Любовь все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает...». 

Да, именно – никогда. Ничто не может ее сломать – ни испытания, ни скорби, ни беды, ни лишения, ни разочарования. И в иной – лучший мир она пойдет вместе с христианином, и во всей полноте раскроется именно там, когда исчезнут не только дары пророчества и языков, но прекратятся уже вера и надежда. Вера заменится там зрением лицом к лицу, а надежда станет сбывшеюся; одна любовь будет царствовать во веки веков. И поэтому-то и говорит тот же апостол: «Любовь есть исполнение закона» (Римл. 13:10).

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram