Христиане поклоняются иконам
Иконопочитание является неизменной составляющей православного вероучения, но далеким от религии людям кажется, что чествование изображений святых – это все равно что поклонение идолам. Действительно, раньше были деревянные истуканы, а сегодня деревянные картины, покрытые краской, так не все ли равно? Если обратиться к Ветхому Завету, то можно узнать, что вторая его заповедь звучит так: «Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им». При этом нужно вспомнить, что эту заповедь Господь дал своему народу неслучайно. В те времена он со всех сторон был окружен языческими племенами и идолами. Установив эту заповедь, Господь уберег евреев от идолопоклонства, и именно в этом контексте ее следует понимать. Она подчеркивала, что в отличие от языческих идолов Бог неизобразим, неописуем. Все изменилось с приходом в мир Спасителя. «В древности Бог, – пишет преподобный Иоанн Дамаскин, – бестелесный и не имеющий вида никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и с человеки поживе, изображаю видимое Бога». Боговоплощение предоставило возможность иконопочитания. Вочеловечившись, Господь позволил нам изображать Его в образе человека. Когда мать смотрит на фото сына, кого она вспоминает и любит? Разве она обращает свои чувства к самой фотографии? Или тому, кто на ней изображен? Христиане почитают не иконы, не дерево с красками, а того, кто на ней изображен. Воздаваемая образу честь переходит на Первообраз, и это главный тезис иконопочитания. Если человек считает себя православным, но не почитает иконы, то в первую очередь он отрицает главный догмат христианства – учение о Боговоплощении. Кроме того, он отказывается от Символа веры, противопоставляя себя всей Церкви. Он искаженно, неправильно толкует Священное Писание, не понимает догматическое учение Церкви и в конце концов отсекает себя от источника Божественного откровения и средства молитвенного общения. На самом деле иконопочитание имеет очень глубокий смысл. Ведь это не просто лобызание, каждение, украшение и возжигание свечей перед ликом изображенного на иконе. Почитая образ Божий в духе и истине, христиане стремятся воссоздать Его в самих себе и в мире, возвращая мир Богу, обоживая его. Все мы созданы по образу и подобию Божьему, поэтому всем нам надлежит быть иконописцами и реставраторами этого образа. Не зря святые отцы Церкви говорят, что «каждый из нас есть иконописец собственной жизни». Поэтому истинные иконописцы – это святые отцы, которые сумели исполнить заповеди Господни и явить нам образ Божий в самих себе. Оторванные от Бога, грешные люди склонны к чувственному восприятию духовной реальности. Если забрать у верующих иконы, они будут молиться и представлять себе святых, Богородицу, Иисуса Христа, искажая эти образы своей чувственной природой. Икона предупреждает такие нежелательные фантазии, вот почему изображенные на ней святые всегда «какие-то не такие». Иконописцы перед написанием иконы постились, сугубо молились, стремились быть верными Преданию. Воссоздавая в самих себе образ Божий, они шли святоотеческим путем, давая Церкви и миру возможность созерцать то, что им было явлено. Не секрет, что главным таинством Православной Церкви является Евхаристия. Но чтобы по-настоящему принять Святые Дары, не растратить Божественную благодать, мы должны раскрыть в себе образ Божий, обожиться – вернуть свою иконность. Для этого нам была дарована свобода крестоношения – жизни по замыслу Божию. Чтобы исполнить Божественный замысел жизни – этот страшный дар и подвиг обретения иконности, нам и даются Святые Дары в таинстве Евхаристии.Почему у людей времен Ветхого Завета не было икон?
Иконопочитание – нужно или нет?
Что значит почитание образа Божьего?
Возвращение своей иконности