27.07.2023

Христиане поклоняются иконам

Иконопочитание является неизменной составляющей православного вероучения, но далеким от религии людям кажется, что чествование изображений святых – это все равно что поклонение идолам. Действительно, раньше были деревянные истуканы, а сегодня деревянные картины, покрытые краской, так не все ли равно? 

Почему у людей времен Ветхого Завета не было икон?

Если обратиться к Ветхому Завету, то можно узнать, что вторая его заповедь звучит так: «Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им». При этом нужно вспомнить, что эту заповедь Господь дал своему народу неслучайно. В те времена он со всех сторон был окружен языческими племенами и идолами. Установив эту заповедь, Господь уберег евреев от идолопоклонства, и именно в этом контексте ее следует понимать. Она подчеркивала, что в отличие от языческих идолов Бог неизобразим, неописуем. 

Все изменилось с приходом в мир Спасителя. «В древности Бог, – пишет преподобный Иоанн Дамаскин, – бестелесный и не имеющий вида никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и с человеки поживе, изображаю видимое Бога». Боговоплощение предоставило возможность иконопочитания. Вочеловечившись, Господь позволил нам изображать Его в образе человека.

Иконопочитание – нужно или нет?

Когда мать смотрит на фото сына, кого она вспоминает и любит? Разве она обращает свои чувства к самой фотографии? Или тому, кто на ней изображен? Христиане почитают не иконы, не дерево с красками, а того, кто на ней изображен. Воздаваемая образу честь переходит на Первообраз, и это главный тезис иконопочитания. Если человек считает себя православным, но не почитает иконы, то в первую очередь он отрицает главный догмат христианства – учение о Боговоплощении. Кроме того, он отказывается от Символа веры, противопоставляя себя всей Церкви. Он искаженно, неправильно толкует Священное Писание, не понимает догматическое учение Церкви и в конце концов отсекает себя от источника Божественного откровения и средства молитвенного общения.

Что значит почитание образа Божьего?

На самом деле иконопочитание имеет очень глубокий смысл. Ведь это не просто лобызание, каждение, украшение и возжигание свечей перед ликом изображенного на иконе. Почитая образ Божий в духе и истине, христиане стремятся воссоздать Его в самих себе и в мире, возвращая мир Богу, обоживая его. Все мы созданы по образу и подобию Божьему, поэтому всем нам надлежит быть иконописцами и реставраторами этого образа. Не зря святые отцы Церкви говорят, что «каждый из нас есть иконописец собственной жизни». Поэтому истинные иконописцы – это святые отцы, которые сумели исполнить заповеди Господни и явить нам образ Божий в самих себе.

Оторванные от Бога, грешные люди склонны к чувственному восприятию духовной реальности. Если забрать у верующих иконы, они будут молиться и представлять себе святых, Богородицу, Иисуса Христа, искажая эти образы своей чувственной природой. Икона предупреждает такие нежелательные фантазии, вот почему изображенные на ней святые всегда «какие-то не такие». Иконописцы перед написанием иконы постились, сугубо молились, стремились быть верными Преданию. Воссоздавая в самих себе образ Божий, они шли святоотеческим путем, давая Церкви и миру возможность созерцать то, что им было явлено. 

Возвращение своей иконности

Не секрет, что главным таинством Православной Церкви является Евхаристия. Но чтобы по-настоящему принять Святые Дары, не растратить Божественную благодать, мы должны раскрыть в себе образ Божий, обожиться – вернуть свою иконность. Для этого нам была дарована свобода крестоношения – жизни по замыслу Божию. Чтобы исполнить Божественный замысел жизни – этот страшный дар и подвиг обретения иконности, нам и даются Святые Дары в таинстве Евхаристии.

Проявляя их в своей жизни, благодаря Бога и принося в жертву свою жизнь, мы демонстрируем свое иконопочитание как почитание Первообраза Бога. При почитании же Первообраза происходит наше приобщение, воссоздание, сохранение Его в себе и отображение Его в мире Божьем. Мы реально приобщаемся Богу силой и наитием Духа Святого, поэтому икона есть видимое соответствие реальности прославленного Тела Христова – Евхаристии. Это соответствие иконы нашему главному таинству и вычленяет ее из всякого другого изобразительного искусства. Образ наглядно демонстрирует, чем Святые Дары являются реально, но таинственно.

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram