Храмовая утварь. Для чего она нужна?
Каждый пришедший в православный храм на богослужение поражается его торжественности, особой благоговейности, с которой оно проводится, но еще больше поражает красота убранства, роспись потолка, оклады икон на стенах. Храмовая утварь тоже заслуживает отдельного слова. Сияющая золотом, она неизменно притягивает к себе внимание, подчеркивая возвышенность и исключительность происходящего. Раньше центром православной культуры была Византия и ее столица Константинополь. Здесь зародились основные каноны богослужения, традиции иконописи, возведения храмом. Византийцы с древности считались признанными мастерами церковной утвари, работа и творения которых долгое время оставались каноничными образцами для подражания, эталоном православного культа и искусства. С падением Константинополя и установлением Османской империи продолжателями традиции в создании храмовой утвари стали русские. Долгое время считающиеся незыблемым стандартом, труды византийских мастеров получили новую окраску. На Руси появились свои умельцы, изготавливающие иконостасы и распятия, престолы, жертвенники, чаши, которые становились настоящими произведениями искусства. Украшенные драгоценными камнями и металлом, витиеватой резьбой, они призваны подчеркивать торжественность богослужений, особое отношение верующих к Небесному Отцу, к таинствам Православной Церкви, ее обрядам. Ни один из церковных предметов не сделан просто так, для украшения. Да, все они очень нарядные и красивые, но у каждого есть еще конкретная задача и не одна. Все дело в том, что у священнослужителей просто физически нет возможности использовать в богослужениях столько различных вещей и предметов, сколько вспоминается обстоятельств из жизни Спасителя, поэтому одна и та же вещь может иметь несколько различных значений. Больше всего их, наверное, у престола. Это и трапеза, и гроб Христов, и жертвенник, и училище, и судилище. История происхождения церковной утвари
Предназначение храмовой утвари