Гуманизм глазами христианина
Американская ассоциация гуманистов дает такое определение гуманизму – это «прогрессивная жизненная позиция, которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает нашу способность и обязанность вести этический образ жизни в целях самореализации и в стремлении принести большее благо человечеству». А как видит гуманизм христианин? Дискуссии по поводу православного и светского, секулярного гуманизма ведутся в обществе уже давно. В них принимают участие политики, богословы, журналисты, представители общественности и др. В основной своей массе они разделяются на два лагеря: тех, кто поддерживает религиозные идеалы, и тех, кто выступает за мировоззрение секулярного гуманизма. На первый взгляд кажется, что спорить здесь не о чем. И те, и другие проповедуют любовь, равенство и братство. И те, и другие считают высшей ценностью жизнь человека, соблюдение его прав и свобод. Но главное, что разделяет эти стороны в обсуждении вопроса о ценностях – что является мерилом в этом вопросе? Кого считать авторитетом и примером при определении добра и зла? Для православных людей ответ на этот вопрос очевиден – это Бог и установленный Богом нравственный закон. Представители же светского гуманизма возводят на пьедестал самого человека и доводы человеческого разума. При этом, что примечательно, сторонники современного гуманизма решительно отвергают и выступают против христианских идеалов, призывая не возводить во всеобщий закон свои «частные» взгляды. Странно, что именно религиозный взгляд является «частным», тогда как христианство – это самая распространенная религия на земле. Что могут противопоставить ей светские гуманисты, которые даже не способны на что-то опереться в своих стремлениях? Они видят опору в самом человеке, но у каждого свой взгляд на то, что хорошо, а что плохо. Не успело отгреметь эхо войны, как нацизм сегодня снова поднимает голову и не просто поднимает, а собирает под своими знаменами тысячи людей, для которых идеи превосходства одних для другими – это норма, это хорошо. Так по какому же критерию различать гуманное и антигуманное? В основе светского гуманизма лежит либеральный стандарт, который провозглашает приоритет прав человека над всеми остальными ценностями. Другими словами, человек сам есть «мерило всех вещей». Но никто не может быть своим собственным мерилом. Ведь для того, чтобы понять, что твоя кость искривлена, к ней нужно приложить другую – прямую кость. Невозможно определить, правильно ли нанесены деления на собственной линейке, если пользоваться только этой линейкой. Каждый путешественник знает, что для успешного движения к своей цели нужна, собственно, сама цель, то есть конечный пункт прибытия, карта, на которой она обозначена, и навигационные приборы для определения собственного положения. У светского гуманизма есть только цель. Собственно, развитие человечества и его благо, желание жить максимально комфортно и безопасно – это все хорошо, вот только человека его последователи рассматривают исключительно как продукт собственного развития, который сам задает себе направление и сам оценивает уровень успешности на пути к совершенству. Неудивительно, что на таком закольцованном на себе мировоззрении не удается сформулировать хотя бы более-менее внятное представление о том, что считать нормой собственной человечности. Однако существование этой нормы и свое ей несоответствие осознает или смутно ощущает каждый из нас. Если ни один человек не может быть своим собственным мерилом, то должно быть что-то сверхчеловеческое, то есть внешнее по отношению к самому человеку. Если представить, что высшая реальность как источник нашего бытия личностна, разумна, нравственна и преисполнена любви, то у нее должны быть вполне определенные проявления. Если говорить о любви, то она выражается в стремлении дать другим наивысшее благо – благо общения с источником всякого блага. То есть Высшая Реальность будет стремиться привести нас к общению с Собой. При этом в понятие высшего блага входит понятие свободы, то есть принуждать нас к общению с Собой помимо нашей воли Высшая Реальность не будет. Высшее благо включает и нравственное совершенство. То есть Высшая Реальность будет стремиться развить в нас бескорыстную любовь друг к другу, признание ценности и уникальности личности каждого человека. При этом любовь уважает выбор другого, значит Высшая Реальность оставляет за нами право выбора и несение личной ответственности за его последствия. Любовь проявляется в отдаче другим, значит Высшая Реальность проявится в жертве. Есть у нас какие-то исторические свидетельства существования этой Высшей Реальности? Есть. Это Сын и Посланник Бога, который пришел, чтобы пострадать и умереть, взяв на Себя наши грехи, то есть последствия своего порочного выбора. То, что мы можем предполагать, исходя из наших морально-нравственных принципов, удивительным образом совпадает с тем, что нам известно из Нового Завета. Вечная надмирная любовь сошла к нам в лице Иисуса Христа, чтобы восстановить нашу связь с Богом и исцелить поврежденную грехом человечность. Сохранить наши собственные представления о нравственности невозможно без веры в надмирную любовь. С другой стороны, признавая реальность этой любви, нам будет трудно отказаться признать то, что она проявила себя в личности и искупительном служении Иисуса Христа. По мнению Церкви, человек изначально был задуман по образу, который Бог определил для Собственного воплощения. Именно будущее Рождество Спасителя стало основой замысла Божьего о том, каким будет самое изумительное и великолепное Его творение – человек. Для православного христианина сам этот факт задает перспективу развития, чего лишены те, кто не признает Христа Первообразом человека. Пока весь остальной запутавшийся мир ищет определение, что для человека нормально, а что – нет, верующие ориентируются на определенный и ясный критерий человечности – образ Христа. Поэтому призывы Церкви подражать Христу – это не просто педагогический прием, желание «держать всех в узде». Это естественная потребность глубинной сущности человека, не зря еще известный писатель, теолог и апологет Тертуллиан сказал, что «душа по природе своей христианка». Все свое поведение, все свои мысли, слова, чувства и желания христиане должны соотносить с тем, что известно из Священного Писания о словах, чувствах и поведении Христа. Без этого человек просто перестает соответствовать своей природе и остается человеком лишь постольку, поскольку. Для христианина любой человек – это живая икона его Бога. Поэтому в своих межличностных отношениях он руководствуется этикой общения с Богом. Он не может унизить, ударить другого, обругать его, обмануть, потому что тогда он все это автоматически сделает Самому Богу, следуя Его словам: «… Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40). Да, для христианина любой человек – это образ Божий, но при этом все мы знаем, что не каждый этому образу соответствует. Когда говорят, что человек создан по образу и подобию Божьему, то имеют в виду, что образ нам дан в дар, а вот подобия мы должны достигнуть сами. Это возможно только путем осознанного и целенаправленного усилия. Чтобы стать такими, какими нас задумал Бог, нужно Ему уподобиться, и прежде всего это уподобление заключается в умении любить. Именно к этому призывают все заповеди Евангелия, на которые должны ориентироваться все христиане. Получив в подарок образ Божий, мы преподносим ответный дар – стремление к подобию. Если мы в своих словах, мыслях, чувствах и поведении далеки от того, к чему нас призывал Христос, то можно считать, что мы тратим свой дар не по назначению, пренебрегаем полученным от Бога образом. Проще говоря, мы совершаем ошибку, промах, то есть грешим. Как видно, в православии есть четкое разделение самого человека и его греха. Потому и призывает нас христианская этика любить грешника, ненавидеть грех, осуждать пороки, но не осуждать самого человека. Человека как образ Божий христианство призывает любить и почитать, а вот грех – ненавидеть. К сожалению, не все могут производить такое разделение. Обычно грех считают неотделимой частью человеческой натуры, но для христиан это недопустимо. Тот, кто так делает, нарушает Божий закон любви. Господь призывал «побеждать зло добром» и других инструментов тут быть не может. На свободу как важнейшую для человека ценность светский гуманизм и православие также смотрят по-разному. Согласно секулярному гуманизму, каждый человек имеет право на собственный образ жизни, простирающийся так далеко, насколько это возможно, чтобы не причинять вреда другим. Другими словами, этика гуманизма проповедует безграничную свободу, единственный предел для которой – свобода другой личности. Такой подход совершенно упраздняет понятие греха, поэтому для православного вероучения это неприемлемо. Христианство считает, что это неизбежно приведет к нравственной деградации как отдельных членов, так и всего человечества в целом. При этом стоит заменить, что и для религии свобода является важнейшей ценностью. Об этом говорил еще апостол Павел, призывая христиан «стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал.5:1). При этом свободу православие видит не в угождении плоти, а в проявлении любви. Свобода для христианина – это не произвол, а стремление к добру в соответствии с волей Божией. Под последней понимают установленные Богом нравственные нормы и принципы, цель которых – не помочь приспособиться к этой жизни, а раскрыть в себе способность различать добро и зло. Только так можно реализовать высший замысел – спастись и достигнуть обожения, богоподобия. Для гуманизма характерна излишняя самоуверенность в нравственных силах человека, но православие уверено, что добиться успеха в личном совершенствовании без помощи Божией просто невозможно. После грехопадения первых людей в раю человек стал «удобопреклонным ко злу» и это тоже, надо сказать, явилось следствием дарованной им свободы. Адаму и Еве Бог предоставил выбор быть как добрыми, так и злыми, и они его сделали. Последствия этого выбора ощущает на себе каждый человек. Как пишет преподобный Макарий Египетский, «греховная страсть, привзошедшая в душу из-за преступления Адама, неисцелима у людей и может быть исцелена только Богом… иначе невозможно получить врачевание даже великим множеством духовных снадобий, если свободная воля и произволение не перестанет грешить, сослагаясь со злом». Неправильно понимая свободу человека, светский гуманизм может завести человечество в тупик, ведь под воздействием первородного греха мы не всегда способны отличить добро от зла, так как дезориентированы в познании истины. Ничем не ограниченная свобода не способна сделать человека счастливым, улучшить условия его жизни, а все потому, что его порочные привычки и греховные страсти, ставшие второй натурой, извращают само понятие свободы и унижают подлинное достоинство человека. По мнению русского философа Николая Бердяева, светский гуманизм ошибается в самом главном, считая человека самодостаточным, «самообоготворенным». Наедине с самим собою человек замыкается на себе, создает для себя идолов, которые и помогают ему возвышаться, и неважно, что эти идолы могут иметь довольно благоприятную морально-нравственную окраску, призывая к труду, справедливости, комфорту и всеобщему благоденствию. Они всегда будут действовать губительно по той простой причине, что подменяют собой Бога, отрицают или заслоняют под собой образ и подобие Божии. Идолы гуманизма крадут у человека подлинный смысл его жизни, которая одна. И все-таки христианство не считает светский гуманизм вселенским злом и отравой души. По мнению того же Бердяева, «отрицание Бога и богочеловечности в поверхностном сознании не означает отсутствия в человеке действительной богочеловечности». Как уже было сказано, душа по своей природе христианка, даже если человек считает себя сторонником светского гуманизма. Единство человеческой природы связывает гуманистов с евангельским вероучением куда крепче, чем все совпадения «общечеловеческой этики» с этикой Священного Писания.Различия светского и христианского гуманизма
Высшая Реальность
Душа христианка
Стремление к богоподобию
Важная ценность – свобода
Подлинный смысл жизни