Есть ли в наше время старцы?
Общеизвестно, что старчеством в прошлом веке славилась Оптина пустынь, но за годы богоборческой власти многих из подвизавшихся в монастыре подвижников убили, а иные уже отошли к Богу в силу возраста. В одном из своих интервью архимандрит Кирилл Павлов на вопрос: «Есть ли сейчас в наше время старцы?», ответил: «Старцы – не знаю. Старики есть». Так а все-таки, есть ли в наше время старцы? Нередко миряне рисуют в своем воображении этакого дряхлого деда, который держась одной рукой за палочку, а другую завернув за спину, выходит на проповедь ко всем собравшимся, вещая им о Боге, или что-то шепчет в уголке понурившему голову человеку. Конечно, старец – это вовсе не тот, кто получил преимущество перед другим священником в силу возраста. Сам термин «старец» подразумевает духовную зрелость, но не только. Старец – это подвижник, наделенный особым даром. Дар этот не заработать и не приобрести с годами. Он рождается силой Святого Духа. В целом святые отцы сегодня выделяют три степени духовничества: Приходской священник. Это самый простой и обычный батюшка, который поставлен во главе определенного храма для служения и совершения таинств Церкви. Да, он может запинаться на проповеди, ведь не каждому дано умение складно и красиво говорить, он может промолчать и ничего не посоветовать пришедшему на исповедь, но одно то, что он способен совершать Божественную литургию, уже много значит. Опытный священник – отец. У этого батюшки уже есть какой-то опыт за плечами, позволяющий ему давать советы, наставления, делиться своими наблюдениями, ощущениями. У него уже есть какие-то свои внутренние переживания, откровения от Бога, которые помогают ему вести свою паству ко спасению. Старец. Это уже не просто духовник с большим духовным стажем. Это настоящий подвижник и аскет, который благодаря неустанному молитвенному подвигу достиг небывалых высот в своем духовном развитии. Можно сказать, что он всю дорогу прошел до дверей Царствия Небесного, и был послан обратно, чтобы довести до него других верующих. Золотым веком монашества были IV–V века, но постепенно стала прослеживаться тенденция оскудения духовной жизни. Святые отцы говорят, что старцев не стало потому, что не стало послушников. Действительно, а много ли сегодня даже среди истинно верующих мирян людей, готовых во всем подчиняться воле старца, причем не на словах, а на деле? А ведь это обязательное условие спасения – неприкосновенное послушание, потому как тот, кто подчиняет свою волю воле старца, подражает Христу, который заповедовал: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11,29). Когда нет таких людей, нет потребности верующих в старчестве, тогда и подвижнику нет смысла выставлять себя на показ. Во все времена истинные подвижники стремились как можно дальше удалиться от мира – уходили в леса, болота, поднимались в горы, заточались в пещерах. Так они стремились уберечь себя от соблазна на гордость, а людей – на зависть. Но это не значит, что современный мир живет без молитв праведников. Да, их стало гораздо меньше, а их труд – незаметнее для общества. Еще с первых веков христианства известно о пришествии времени, когда истинные подвижники духа будут работать Богу тайно. Как известно, Оптину пустынь населяли монахи самого разного уровня образования. Были там ученые и врачи, купеческий приказчик, бухгалтер, полиглот и др. Отсюда можно сделать вывод, что не книжные знания наделяли старцев даром вести человека к Богу, а Святой Дух. Именно в нем пребывала Мария Египетская, цитировавшая Священное Писание, даже не имея элементарного образования. Именно в нем пребывал Серафим Саровский, о котором еще до его прославления говорили, что «старец сей из простецов, но дает весьма мудрые советы». Многие из подвижников тех лет обладали даром прозорливости. Они были способны видеть волю Божью не только о себе, но и других людях, но достигалось это не званием и не возрастом. По мере очищения собственной души, искоренения страстей и замещения их добродетелями человек получал от Господа возможность видеть то, что сокрыто от глаз других – созерцать мир духовный, узнавать его законы и стяжать Царствие Божие. К таким подвижникам во все времена стекалось много народу. К преподобному Амвросию в свое время приезжали такие ученые мужи, как Ф. М. Достоевский, философ Владимир Соловьев, Л. Н. Толстой, Н. В. Гоголь и другие. Их волновали вопросы высшего порядка, ведь люди во все времена размышляли о Боге, стремились понять, каково место человека в мире. Простые люди нуждались в житейских советах, и старцы принимали и помогали всем независимо от социального положения, материального достатка и уровня образования.Кто такие старцы?
«Работают Богу тайно»
Великие старцы прошлых лет: какие они?