Ересь – грех ума. Сущность этого греха – богохульство
Ересь – произвольное и ложное учение о христианстве, которое отличается от учения Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Ересь считают грехом ума, а сущность этого греха – богохульство.
Понятие о ереси
Когда-то иудеи само христианство считали ересью, всячески его обличая. Однако, это вовсе не означает, что с момента установления Святой Апостольской Церкви не было случая возмущения и восстания против Творца, против всесовершенного Бога. По сути, это грех ума, грех духа. Это хула на Бога, вражда против Него, а причина одна – гордыня. Христианство можно принять только смиренной верой, а еретик к смирению не способен. Страшно подумать, он осуждает Бога, что по своим последствиям сопоставимо с падением отверженных духов.
Разум человека омрачается, сердце ожесточается, он упорствует в своем мнении, причем нередко увлекает за собой других. Вот почему человечество знает немало примеров совращения в ересь целыми народами, а вот обращение от ереси к православию – это лишь единичные случаи. Языческая философия и вообще человеческая ученость нередко закладывают основы для ереси. Как часто можно услышать от далеких от Церкви людей фразы типа: «Гагарин в космос летал, а Бога не видал», «Религия – это постыдный пережиток прошлого, опиум для народа», «Наука против религии» и пр. Зомбированные пропагандой земных ценностей люди просто не способны перейти из плотского и душевного состояния в духовное и получить живое, благодатное познание о Боге.
Ересь – грех ума
В эпоху богоборческой власти так называемая элита действительно была далека от Бога. Подавляющим большинством верующих были люди простые – рабочие и крестьяне. Нельзя сказать, что ученость и разностороннее образование априори делают человека атеистом, а отсутствие ученых степеней приводит к Богу, но связь между умом и ересью все-таки есть. Чем больших высот добивается человек, чем успешнее его карьера или бизнес, тем более пышным цветом расцветает в его душе гордыня. В современном мире большое распространение получила фраза «сам себя сделал». Вот эти «мастера на все руки» ближе всего становятся к падшим духам, главный грех которых – противление Богу и хула на Бога.
Гордыня – главное свойство бесов и демонов. Гордыней же поражены и еретики. Они презирают и осуждают всех, кто не принадлежит к числу избранных, кто не вращается в их круге или не входит в организованный «кружок» или секту. Отвергая Богопознание и Богослужение, они заменяют их другими вещами, по сути богохульными и богопротивными. Самое страшное, что таких, зараженных грехом людей, даже диавол не утруждается искушать. А зачем? Как говорится, у кого нет сокровища, на того и не нападают разбойники. Они и так уже являются достоянием сатаны. Напротив, диавол может поддерживать еретиков и раскольников в их подвигах и воздержании, их мнимых добродетелях, чтобы сохранить в них имеющееся самодовольство и заблуждение.
И напротив. Настоящего правоверного сатана не оставляет в покое. Он постоянно ищет способ представить его перед лицом общества побежденным, а еретика выдвигает вперед как достойного похвалы, пример для подражания. И в эти дьявольские сети попадают тысячи, десятки тысяч человек. Но вернуться к истинной вере непросто, практически невозможно. Ведь довольно трудно покаяться тому, кто доволен собой, кто видит себя безгрешным, а других – погрязших в грехах. Святые отцы считают, что у прелюбодеев и уголовников есть больше шансов войти в Царство Небесное, чем у тех, ум которых ослеплен ложью, чью сердце давно окаменело и стало неспособно ощутить Божью благодать. И это хорошо видно на примере книжников, фарисеев и садукеев, которые отвергли Иисуса Христа, хотя много веков ждали прихода Мессии.
Сущность греха – богохульство
Ересь не только омрачает ум, но и ожесточает сердце, убивает его вечной смертью. Этот грех, который заключается в хуле на Святого Духа, отчуждает человека от Бога, и это самое страшное. Живущий без Бога человек оказывается в полной власти сатаны. Он уже не способен на самостоятельное помышление, ощущение, духовное делание. Все духовное в нем угнетается, а все душевное и плотское – развивается. Все его мысли, чувства и желания связаны лишь с земным:
«В нем обильно источается премудрость земная, душевная, бесовская, исполненная зависти, рвения, гордыни. Кротости, любви, назидательного смирения нет в этой премудрости: она многоглаголива и велеречива, обильна знанием человеческим и бесовским, преисполнена самообольщения и обольщает внимающих ей. Она не может быть иной, потому что помыслы чуждого благодати Божией еретика находятся под постоянным насилием и руководством падших духов». (Иак. 3,11,15).
Как защититься от ереси?
Сколько будет существовать мир и Церковь, столько враг рода человеческого будет строить козни против нее. Поэтому необходимо быть очень внимательным к тому, что нам говорят. Святой апостол предостерегал нас «чтобы кто-нибудь не прельстил вкрадчивыми словами» (Кол. 2:4). А апостол Павел сказал: «Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию» (Фил. 2:3).
Из чего можно сделать вывод, что искать истину необходимо в Церкви, которая есть Невеста Христова. Нам ее оставил Господь и учредил во славу Свою. Она непогрешимо хранит истинное учение Христа, а действует в ней Дух Святой, благодати которого может сподобится каждый, кто захочет познать настоящую истину. Как тогда, так и сегодня христиане сталкиваются с самыми разными проблемами, но пребывающие в Святом Духе сохраняются от заблуждений. Ведь ересь – это не просто ошибка или заблуждение. Тогда еретиками можно считать и большинство бабушек в храмах, имеющих весьма своеобразное понятие о Боге.
Ересь – это сознательное и упрямое искажение Священного Предания, подрыв истин православной веры, а последствие у этого одно – невозможность спасения. Поэтому необходимо выбирать правильные ориентиры на пути к Богу, хотя у каждого этот путь свой. Кто-то приходит к Нему через скорби, кого-то познает Бога в радости и счастье, но всем нам необходимо помнить слова блаженного Августина: «Сохранять в главном единомыслие, во второстепенном разнообразие и во всем – любовь». Помогай нам в этом Господь!