Духовное чтение для детей
Формирование нашего сознания происходит в самом раннем детстве, и тогда же закладываются основы религиозных представлений. Зачастую знаний родителей недостаточно для посвящения ребенка во все тонкости религии, да и не каждый родитель способен донести до чада свою мысль. Выручит духовная литература, специально адаптированная для детского возраста и призванная помочь малышу возрасти в вере и благочестии. Казалось бы, литература – не только взрослая, но и детская существовали всегда, но так любимые детьми «Робинзон» или «Гулливер» Свифта писались все-таки не для детей. По мнению профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии П.Е. Бухаркина, детская литература возникла сравнительно недавно – в 18 веке. Именно в этот период в европейском сознании возникли представления о детстве как об особом периоде в жизни человека, а о детском сознании как об особом сознании. Зародились представления о мире детства, которые и дали толчок для появления типично детской литературы в привычном смысле. Для развития детской литературы характерны две главные тенденции. Первая заключается в сугубо воспитательном характере. Такая литература ставит перед собой дидактические цели, стремясь научить ребенка соблюдению этикета в обществе, добру, справедливости. Произведения подобного рода предлагают детям образы для подражания, которые можно найти в рассказах Льва Толстого, Л.А. Чарской, Л.Г. Матвеевой и др. Постепенно над этой тенденцией стала превалировать другая, которая также ставила дидактические задачи, но при этом ее главной целью было вызвать у ребенка интерес. А возникал этот интерес благодаря имитации детского сознания. К такой литературе относят стихотворения любимых всеми Корнея Чуковского, Маршака. Почему их популярность не падает с годами? Потому что они близки ребенку, ведь примерно так он и мыслит, таким видит мир. Поэтому в арсенале любого родителя должна быть как воспитательная литература, так и просто интересная, захватывающая. Все мы помним маленькие детские книжки с иллюстрациями Сутеева, например, «Утенок и цыпленок». Они нравятся детям, потому что отражают их восприятие мира. По мнению все того же профессора Бухаркина, формирующая христианское мировоззрение литература прежде всего должна быть дидактической. И это не обязательно должны быть жития святых или что-то иное откровенно богословского содержания. Хорошая художественная литература также способна действовать на формирование христианского сознания. Как говорит в своих беседах протоиерей Андрей Ткачев, «вы читайте, главное – это читать, ведь большинство книг так или иначе подводит ко Христу, Его заповедям, Его законам». Это же можно сказать и про детскую литературу. Да, она может не нести в себе прямые христианские ценности, но давать представление о базовых нравственных категориях, способствующих восприятию христианства. В конце концов, если книга учит ребенка не лгать, не воровать, быть вежливым, защищать слабых, то даже вне христианского контекста она будет формировать сознание истинного христианина. Наполненная добром душа ребенка начнет связывать эти представления с представлениями о Боге, о Христе, формируя христианский взгляд на мир. И в этом смысле не только характерные детские рассказы Сельмы Лагерлеф о детстве Христа будут способствовать формированию христианского сознания, но и стихи Маршака, Чуковского. Самое главное, по мнению профессора Бухаркина, чтобы детская литература была наполнена гуманностью. Не гуманизмом, хотя это тоже неплохо, но именно гуманностью, предусматривающей любовь к людям, любовь к человеку. Ведь говоря о гуманности мы подразумеваем наличие в каждом человеке образа Божьего. Эпоха Советского союза дала нам большое количество хороших детских книг, но не все они несут в себе гуманность. К примеру, все мы в детстве зачитывались произведениями Аркадия Гайдара, но не будем забывать, что в то время сознанием народа управляла пропаганда, которая прослеживается в произведениях этого автора. Например, рассказ о молодой женщине, которая бросила своего ребенка и отправилась воевать за свободу другого народа, участвовать в революции. Вряд ли такая книга достойна занять место в детской домашней библиотеке, как и множество литературы, посвященной войне «красных» с «белыми». Любую литературу необходимо оценивать по очень простому критерию – хорошая она или плохая, чему она учит, какие идеалы пропагандирует. Памятуя о том, что сейчас проповедуется на Западе, какие идеалы, мы должны зорко следить за тем, что проникает на полки российских книжных магазинов. Успевшая наделать много шума детская книга «Лето в пионерском галстуке», которая популяризирует идеи ЛГБТ, не должна попасть в руки наших детей. Как же родителям не ошибиться с выбором, на что следует обратить внимание при покупке духовной литературы? Конечно, на автора, ведь сегодня нетрудно найти его биографию в интернете и ознакомиться с его видением мира. Детская Библия, жития святых, адаптированные для детей, должны иметься в любой православной семье, но есть немало достойных книг, где даже не упоминается Имя Бога, да и вопрос религии не поднимается. Например, это «Маленький лорд Фаунтлерой» Ф.Х. Бёрнетт. Несмотря на отсутствие явного христианского уклона она идет в ногу с евангельскими заповедями, учит почитанию отца, преклонению перед матерью, облик которой должен быть окружен почти что святостью в глазах ребенка. Эта книга пропагандирует верность, защиту слабых, обличает дерзость. Поэтому выбирать стоит те книги, которые заставляют ребенка думать, размышлять и рассуждать, которые закладывают в него общечеловеческие ценности – понимание, любовь, дружбу, чувство гармонии и счастья. Русский педагог и писатель К.Д. Ушинский советует начинать знакомство ребенка с религией с объяснения предстоящих праздников. Рассказ матери, церковная служба и праздничный настрой соединятся вместе, чтобы оживить важное событие. Читая исторические рассказы, делать упор на главных событиях, а после привязывать к ним те, что носят второстепенный характер. Если же начать рассказывать длинно и подробно, то ребенок не заметит главного, а подметит лишь мелочи. В обучении очень большую роль имеет наглядность, то есть сопровождение текста картинками. В Детской Библии они, как правило, есть, а это очень важно для запечатления в памяти. Блаженный Иероним советует каждый день прочитывать вместе с ребенком несколько страниц из Евангелия и апостольских писаний. Святой сравнивает это делание с преподношением родителю цветочного букета, собранного в священных книгах. Помимо жития святых стоит включить в читательский ритуал знакомство с произведениями Е. Поселянина «Святая юность», повести из жизни первых христиан Евгении Тур, «Хижину дяди Тома», «Камо грядеши». Все эти книги дают примеры жизни в Боге, подвигов ради Христа, жизни верою. В знакомстве ребенка с христианской литературой важна систематичность. Многие родители ждут, когда малыш подрастет, думая, что когда он будет больше понимать, тогда и начнут. Но при отсутствии практики дети отвыкают от чтения, отвыкают от книг. Откладывая это духовное делание на потом, родители лишают чадо огромного пласта опыта, знаний и чувств. Сейчас, в 2–3 года они всей душой переживают за петушка, которого утащила в лес лиса, но через год эта книга потеряет для них свою актуальность, а вместе с этим потеряется и навык слушания. Поэтому нужно читать регулярно, но понемногу, особенно если это духовная литература. Материал должен дойти, усвоиться сознанием. Выбирая из книг Ветхого и Нового Заветов лучше остановиться на втором варианте, оставив знакомство с древней историей иудеев на потом, ведь там содержится много непонятно, откровенно чуждого современному верующему человеку. Со взрослыми детьми можно понемногу заниматься разбором основ катехизиса – Символа веры, заповедей блаженства и Моисея, Таинств, церковного богослужения, монашества. Чтения и беседы нужно устраивать так, чтобы дети ими не тяготились. Не возбраняется совмещать разговоры о Боге с какой-нибудь ручной работой. Мальчики могут собирать конструктор, что-то мастерить, а девочки – вязать, вышивать. Лишь бы это не мешало слушать, происходило в непринужденной, приятной и уютной атмосфере. Помогай вам в этом Господь. Детская литература: какая она?
Духовная литература
Как выбрать?
Как читать?