Духовная жизнь и как к ней прийти
Что такое духовная жизнь? Наверняка каждый православный верующий думает про себя, что он живет духовной жизнью, другое дело как это понимает. Если для него духовная жизнь – это посещение храма по воскресеньям и подача записок за упокой и здравие, то это одно, а если человек жить без Бога не может, дышать не может, делать ничего не может – то это другое. Так что же такое духовная жизнь, и как к ней прийти? Так называемая обрядовая или внешняя сторона – это то, с чего начинает знакомство с духовной жизнью каждый верующий человек. Это вполне естественно – познакомиться на первых порах с правилами поведения в храме, особенностями богослужений, их целью. Человек узнает о существовании молитвенного правила, начинает его исполнять. Для кого-то духовная жизнь начинается с паломничества по святым местам, а кто-то решается на первую в своей жизни исповедь и после регулярно причащается Святых Христовых Тайн, участвует в других Таинствах, например, Соборовании. Нюансов много и все они входят в жизнь человека постепенно. Он постепенно узнает о том, что у его души тоже есть свои потребности. Как тело нуждается в воздухе для дыхания, пище для поддержания жизнедеятельности, так и душе нужна свобода самовыражения, а призвана она к одному – любви. Это всеобъемлющее понятие включает в себя добро, милосердие, сострадание, разумность, творческое начало, а еще духовность. Но что это такое – духовность? Согласно учению святых отцов, человек трехсоставен и имеет тело, душу и дух. С первыми двумя составляющими все более-менее понятно, но что такое дух? Согласно Евангельскому учению, дух в человека вдохнул сам Господь при его сотворении. Дух – это то, что связывает человека с Богом, то, «что от Бога пришло и к Богу отходит» (Еккл. 12:7). Можно сказать, что это постоянная жажда Бога, стремление к Нему. Это стремление изначально было главенствующим в человеке. То есть было самой важной, высшей ценностью. С грехопадением все изменилось. Можно сказать, перевернулось с ног на голову. Плотские, телесные потребности стали верховодящими. Они воздействуют на душу, определяя ее потребности, связанные со сферой земных пристрастий и удовольствий, а дух оказывается «задавлен» ими. Он занимает последнее место в списке необходимых потребностей. Его – голос совести, которым с нами разговаривает Бог, мы практически не слышим. С грехопадением первых людей в раю человек полностью отпал от Бога, забыл его. Телесные и душевные потребности вышли на первый план. Человек может прожить всю жизнь, но так и не вспомнить о Боге. А зачем? Ему и так хорошо. Задумываться о вечности, о бренности и конечности бытия он начинает лишь тогда, когда в его жизни происходит что-то плохое – он серьезно заболевает, теряет работу, близких, происходят какие-то другие трудности и неприятности. То есть нарушается привычное течение жизни и душа, как говорит преподобный Иоанн Лествичник, как вода, вытесняемая со всех сторон, поднимается вверх, восходит к Богу. Она вспоминает Того, Который способен ей помочь. Можно ли считать это началом духовной жизни? И да, и нет. Чаще всего бывает так, что на минутку вспомнив о Боге в момент скорбей и неприятностей, человек также благополучно о Нем забывает, когда все возвращается на круги своя. Он даже может ходить в храм какое-то время, молиться, подавать записки на молебны с просьбой решить его проблему, а когда все устаканивается, возвращается к привычной жизни. Трудно сказать, отчего это зависит. Почему одни люди настолько «толстокожи» и непробиваемы, что остаются глухи к Его слову, а другие бросают все и идут за Ним, как только услышат призыв Отца Небесного. Святые отцы говорят, что духовная жизнь подается Богом, что по-настоящему Его познать и начать жить в Боге можно только при условии, что Господь покроет вас Своей благодатью. Но благодать – это благой дар и получить его от Бога можно только при одном условии – стремлении к Нему. Что значит «стремлении»? А вот именно в этом слове и сосредоточена вся духовная жизнь человека. Как уже было сказано, начинает человек знакомство с духовной жизнью с ее внешней стороны – посещения храма, чтения молитвенного правила, соблюдения постов и т.д. Достаточно ли этого для того, чтобы носить звание христианина? Недостаточно. Да, это условие необходимое, но не самое главное. А что же самое главное? Самое главное – это жизнь по заповедям. Святые отцы советуют начинать с соблюдения заповедей ветхозаветных. Они заключаются в том, чтобы чтить Отца своего, знать только одного Бога и поклоняться Ему, соблюдать день субботний, не воровать, не блудить, не врать, не завидовать. Но даже если человек скажет, что он соблюдает ветхозаветные заповеди, его еще нельзя считать человеком, ведущим настоящую духовную жизнь. Богатый юноша, история которого приводится в Священном Писании, тоже сказал Иисусу, что имеет это с детства. Но когда Господь призвал его идти за ним, юноша отошел в сторону. То есть одного исполнения законов Ветхого Завета для христианина еще недостаточно. А что нужно больше? Движение к Богу подобно восхождению по ступеням лестницы. Собственно, это восхождение хорошо описал в своей книге Иоанн Лествичник, одну за одной приводя добродетели, стяжая которые можно достигнуть Царствия Небесного. Добиться этого можно только при условии победы над своими грехами и страстями. Все дело в том, что у каждого греха есть противоположная добродетель. Например, у сребролюбия – нестяжание, а у чревоугодия – воздержание. Высшая и самая главная добродетель – это любовь, но не привычная и хорошо знакомая всем любовь к своим близким, родным и любимым. Это любовь всеобъемлющая и всеохватывающая. Она ровная и одинаковая ко всем людям, в том числе к собственным врагам. Эту религию любви к врагам и проповедовал Иисус Христос, требуя от нас новой нравственности и соблюдения новых законов. Стоит познакомиться с ними поближе, если есть желание жить настоящей духовной жизнью. Когда человек прикладывает усилие в исполнении Христовых заповедей, старается быть таким, каким его хочет видеть Господь, то «задавленный» телесными и душевными потребностями дух наконец просыпается. Но просыпается он не сам. Господь, видя усердие человека, начинает ему помогать, связь с Господом восстанавливается, хотя это тоже происходит постепенно по мере возрастания в благочестии. Так мало-помалу каждый достигает определенных высот в духовной жизни, восходит по лестнице, ведущей в Небеса. Но даже разобравшись, в чем истинный смысл духовной жизни, человек очень трудно поднимается вверх по лестнице, он постоянно оступается, а то и падает, что вынуждает его начинать все сначала. А причина проста – собственные грехи и страсти так просто отпускать его не хотят. С этим знаком каждый, кто хоть раз пробовал жить духовной жизнью. Вроде ходит человек в храм, вроде молится, читает какие-то душеспасительные книги, а на сердце лежит какая-то пелена нечувствия. Человека постоянно что-то отвлекает, какие-то мысли лезут в голову, житейские проблемы не дают настроиться на духовный лад. Большое усердие и рвение идут на спад, можно сказать, что человек «буксует» в своем духовном труде, ему тяжело, ведь его дух продолжают давить грехи и страсти. Лишь иногда возникает просвет и человек как будто получает глоток свежего воздуха, но потом снова погружается во тьму. Во времена просветления Господь показывает нам, как в нас действует Божественная благодать и какими мы можем быть на самом деле при чистых отношениях с Богом. Каким может быть наш дух, когда он проглядывает сквозь слой житейских забот, физических потребностей и телесных нужд. Но собственный аскетических подвиг, пример которого подают нам святые отцы и подвижники благочестия, как раз и призван к тому, чтобы ослабить узы плоти, душевные привязанности и пристрастия. На самом деле человеку ничего особенного для освобождения своего духа делать не надо. Нет нужды его как-то специально укреплять и растить. Он сам, как только почувствует свободу, спешит отдаться естественному стремлению к Богу. И тогда человек видит, какой становится его жизнь, как она меняется к лучшему. Как уже было сказано, силы человеку на духовный труд дает Господь, Он наделяет его Своей благодатью, когда видит его стремление. Но стремление не просто соблюдать пост или молиться до седьмого пота. Сами по себе эти подвиги ничего не значат и являются лишь средствами для достижения главной цели – единения с Богом, жизни в Боге. Ее человек стремится познать без всякого «пинка» со стороны в виде скорбей и неприятностей. К ней он стремится всегда, независимо от внешних обстоятельств и качества своей жизни. Испытывает ли скорби и искушения? Молится, прося помощи. Радуется и ощущает счастье? Молится, благодаря. Настоящая духовная жизнь – это когда человек помнит о Боге 24 часа в сутки, когда он ощущает себя предстоящим перед Всевышним всегда, а не когда читает молитвенное правило. Когда, прежде чем что-то сделать, ответить обидчику, поругать кого-то или оскорбить, он думает: «А как бы сделал Христос»? И поступает по совести, то есть по милосердию и любви. Ведь православие – оно не про справедливость. Да, по справедливости люди жили в ветхозаветные времена, когда в ходу была поговорка «око за око, зуб за зуб». Но пришел Иисус Христос и сказал: «Да любите друг друга» и еще: «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32). Если только представить себе мир, состоящий из таких людей! Людей, каждый из которых желает блага другому и где все – братья и сестры друг другу. Как мы были бы счастливы! Не было бы войн, не было бы сплетен, осуждения, отпала бы необходимость в тюрьмах. Если спросить любого человека, хотел бы он жить в таком мире, вряд ли найдется кто-то, кто откажется от этого предложения. Но все это мы можем найти в православном вероучении, ведь для того мы и ходим в Церковь, потому она и называется «приход», чтобы там всем вместе причащаться, пребывая в любви, нося тяготы друг друга как одна большая семья – семья Бога. Решая свои проблемы индивидуально, закрываясь от мира, упиваясь своими нарциссическими целями, мы никогда не станет настоящими Божьими детьми. Мы так и останемся сами по себе, но если приложить духовное усилие, встать на путь добра и любви, то наша жизнь может измениться, причем кардинально. Она станет другой – светлой и радостной. Да, в ней также останутся искушения, неприятности, скорби, но они будут переноситься легче, потому что есть Тот, Кто всегда поддержит, протянет «руку» помощи – Всемогущий Господь. Господь призывал отречься от себя, взять свой крест и идти за Ним. Для далекого от православной религии человека это кажется мучением, а для верующего – это великое благословение. Он несет свой крест свободно, радостно, ради любви. Неверующий тоже несет свой крест, вот только в несении креста своего эгоизма и себялюбия очень много боли, скорбей и несчастий. «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее» (Мк. 8:35). Как часто человек держится за какие-то свои страсти, увлечения, привычки, даже в старости не желая от них отказываться, но мы приходим в этот мир нагими, нагими и уходим. Что мы возьмем с собой? Об этом стоит задуматься каждому из нас. Далекие от Церкви люди живут так, как будто смерти нет. Они не думают о ней и даже разговаривать об этом не хотят. Но эликсира бессмертия еще никто не изобрел. Все мы рано или поздно умрем, и эпидемия коронавируса наглядно показала, насколько зыбок и ненадежен наш тыл в виде личных пристрастий и грехов. Что заберем с собой туда? Чем оправдаемся перед Богом? Что предъявим, когда он спросит, что мы приобрели здесь, на земле? Любовь – это единственное, что мы можем взять с собой и чем мы можем оправдаться. Любовь, прощение, милосердие, милостыня. Архимандрит Василий (Пронин) говорил: «Итак, Господь не спросит на Страшном Суде о том, постились или молились мы, спросит, как хранили заповеди. Милосердие, любовь к ближнему, сострадание, помощь – вот в чем надо будет дать отчет. Интересно, что праведники по своей скромности не сочтут себя сделавшими что-либо доброе».Внешняя сторона
Трехсоставность человека
Зарождение духовной жизни
Восхождение по ступеням
Трудности и препятствия
Жизнь с Богом