Достоинство человека как религиозно-нравственная категория
Декларация о правах и достоинстве человека в контексте отечественной религиозно-нравственной и культурной традиции была принята на X Всемирном русском народном соборе, который проходил в столице России с 4 по 6 апреля 2006г. В документе отражено понимание ценности, достоинства, прав и свобод человека в контексте религии, культуры, национальных традиций. Так в чем же заключается православный взгляд на достоинство человека? Чтобы понять, что православное учение подразумевает под достоинством человека, необходимо вернуться к истокам – моменту сотворения мира. Как известно, Бог создал человека по Своему образу и подобию (Быт. 1,26). В каждом из нас присутствует частичка Божества и уже на одном только этом основании можно утверждать, что человек обладает неотъемлемым и прирожденным достоинством. Причем все мы в этом равны, и никто не выделяется перед другими. Даже после грехопадения человеческая природа не утратила это достоинство, хотя образ Божий и несколько померк, скрылся под слоем пороков и страстей, но у каждого есть возможность восстановить его в полноте изначального совершенства. Как известно, посланный Богом на землю Иисус Христос во всем был подобен нам, кроме греха, что доказывает, что достоинство не простирается на искажения, которые возникли в природе человека в результате грехопадения. Высшая ценность для каждого человека – это образ Божий, который он носит в себе, а посему православие видит его подобающую достоинству жизнь в стяжании добродетелей и нравственной чистоты, что достигается путем избавления от грехов. Осознавая всю меру ответственности за свою жизнь, человек стремится, если можно так выразиться, оправдать высочайшее доверие, сохранить в себе образ Божий, помня при этом, что это не его личная заслуга, а дар. Вот почему верующие никогда не кичатся, не превозносятся своим достоинством, что нередко можно наблюдать в обществе. У далеких от религии людей понятия о достоинстве нередко связаны с высоким положением, принадлежностью к власти, материальным достатком. Не зря в рекламе дорогих товаров нередко звучит фраза «ты этого достоин». В православии представления о том, что достойно, а что недостойно, связаны с нравственностью, внутренним состоянием души. Как правило, недостойное – это все, что ассоциируется с грехом, а достойное – с добродетелями. Согласно православному вероучению, каждый человек призван к святости, обожению. Это стремление заложено в самой природе человека. Поэтому его жизнь состоит, по мнению преподобного Иоанна Дамаскина, «в уподоблении Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека». Достоинство, данное Богом, подтверждается у каждого человека наличием нравственного начала, опознаваемого в голосе совести. Об этом говорит в своем послании к Римлянам святой апостол Павел: «Дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2, 15). Чем больше человек слушает этот внутренний голос и поступает согласно его зову, тем более праведную и богоугодную жизнь ведет. Напротив, затыкая в себе голос совести, не слушая его, он все больше отдаляется от Бога, скатываясь в бездну греха. Путеводителем благой жизни для каждого из нас является Иисус Христос. Подражая Ему во всем, человек воплощает таким образом замысел Божий и свое предназначение. При сотворении первых людей главным в их природе был дух, который властвовал над душой и телом. После грехопадения эта иерархия перевернулась и теперь тело властвует над душой и духом. Как говорил святитель Иоанн Златоуст: «Мы извратили порядок и зло усилилось до того, что мы заставляем душу следовать пожеланиям плоти» (Беседа 12 на Книгу Бытия). Но жизнь против Божьих заповедей, жизнь во грехе разрушает человека, причем вредит не только ему самому, но и окружающим людям и природе. В отношении последних человек действует как эгоист, удовлетворяя свои собственные потребности и мало заботясь о том, что будет с другими и окружающей средой. Последствия этого мы сегодня может воочию наблюдать на примере катаклизмов, войн, землетрясений, потепления климата, не говоря уже об убийствах, воровстве, зависти, разрушении семей, оставлении детей в детских домах. При этом человек и сам не понимает, что грех – это рана, которую он наносит сам себе, а потом удивляется, почему в его жизни все так плохо, почему отношения с родителями не складываются, карьера не идет в гору, в личной жизни беда. Такая нравственно недостойная жизнь хоть и не разрушает богоданного достоинства, но помрачает его, делает малоразличимым. Вот почему так трудно и непросто разглядеть образ Божий в закоренелых преступниках. Невозможно восстановить свое достоинство без покаяния, без осознания, что грех разрушает как физическое тело, так и душу человека. Во время раскаяния происходит одна очень важная вещь: человек признает, что его мысли, слова и поступки не соответствуют богоданному достоинству и свидетельствует о своем недостоинстве перед Богом и Церковью. При этом надо понимать, что покаяние – это вовсе не унижение. Напротив, человек унижает себя, когда вязнет в грехах, а желая измениться он получает мощный стимул для совершенствования, работы над собой, чтобы начать соответствовать данному Богом достоинству и возрастать в нем. Вот почему красной нитью через все святоотеческое и аскетическое учение проходит мысль о недостоинстве человека, чем о его достоинстве. Святых среди нас нет. Мы все заражены грехами, но в наших силах стремиться восстановить первозданную чистоту и единение с Творцом. Для этого нам даны мощные инструменты в виде исповеди, Причащения Святых Христовых Тайн, другие таинства Церкви. Без Бога восстановить свою природу мы не способны, о чем и вспоминаем в молитве святого Василия Великого перед тем, как подойти к Чаше с Телом и Кровью Христовой: «Темже и аз, аще и недостоин есмь небесе и земли, и сея привременныя жизни, всего себе повинув греху, и сластем поработив, и Твой осквернив образ; но творение и создание Твое быв, не отчаяваю своего спасения, окаянный, на Твое же безмерное благоутробие дерзая, прихожду». Согласно православной традиции, мы должны сохранять богоданное достоинство и возрастать в нем, живя в соответствии с нравственными нормами и правилами. Именно эти нормы выражают первозданную, истинную природу человека, не омраченную грехом. Поэтому достоинство человека и его нравственно-моральные качества находятся в непосредственной связи друг с другом. Говоря о достоинстве личности, следует понимать ее нравственные качества, меру ответственности перед собой, обществом, природой. Да, православие утверждает, что Господь создал нас по Своему образу и подобию, но правильнее говорить создал по образу, тогда как подобия мы «должны» достигнуть сами. Слово «должны» взято в кавычки неслучайно, потому как Господь оставил на нами право выбора – идти за Ним, стремиться к Нему или же выбрать свой путь. Именно свобода есть одно из проявления образа Божьего в человеческой природе. По мнению святого Григория Нисского, «человек стал боговидным и блаженным, будучи почтен свободой». На этом основании Церковь бережет внутренний мир человека и его свободу выбора. По образу и подобию
Голос совести
Восстановление иерархии отношений в природе человека
Как восстановить свое достоинство?
Наш долг – сохранить свою совесть свободной