11.10.2020

Добродетель в христианском понимании

Сам термин «добродетель» произошел от слияния двух слово – «добро» и «делать». То есть добродетель – это проявление высшей доброты, но не только. Корень добродетельной жизни – это ревность к богоугождению. Добродетельный человек все обращает к славе Божией, все подчиняет законам учения Христа

Что такое добродетель?

Господь создал первых людей – Адама и Еву чистыми и непорочными. Но когда они вкусили плоды дерева добра и зла, то лишились божественной благодати, а вместе с ней они лишились и возможности быть добродетельными. Ситуация эта была исправлена с жертвой Христовой и установлением Нового Завета. Но это вовсе не значит, что деланием добрых дел можно получить пропуск в рай. Мало быть добродетельным формально. Необходимо вкладывать в свои поступки душу, иначе их смысл теряется. Делание добра должно быть основано на исполнении закона Божьего.

Как говорил преподобный Григорий Синаит: «Должно называть добрыми делами – действия по заповеди, а добродетелями – укоренившиеся навыком добрые расположения души». То есть, по сути, добродетель – это вошедшее в привычку добро, которое человек творит по велению души и внушению Духа Святого. Тем самым он исполняет волю Божию, а самое главное – борется с собственными грехами и страстями, ведь у каждого греха есть противоположная ему добродетель. Цель этого процесса – обожение, приближение к Богу.

Виды и классификации добродетелей

Существует несколько видов добродетелей. Восьми главным греховным страстям противопоставляется столько же добродетелей, но при этом их делят на высшие и начальные, а также деятельные, естественные и божественные. Преподобный Ефрем Сирин разделял их на:

  1. Телесные. Они включают в себя воздержание, то есть соблюдение постов, молитвенное бдение – выполнение молитвенного правила, а также аскетические подвиги, которые требуют определенных усилий над собой.

  2. Душевные. Речь идет о морально-нравственных качествах человека – доброте, великодушии, милосердии, щедрости и др.

  3. Духовные. Это уже высшая ступень, на которой рождаются богобоязненность, благоговение, целомудрие, смирение, кротость, терпение и др.

По мнению преподобного Нила Синайского, телесные добродетели находятся на услужении у душевных, а душевные служат духовным. Духовные же стремятся к богопознанию.  

Святые отцы часто выделяют естественные и сверхъестественные добродетели. Первые свойственны человеческой природе по естеству, в силу того, что человек был создан по образу и подобию Божьему. К таким качествам относят милосердие, благоразумие, справедливость, щедрость, благодарность, снисходительность. Сверхъестественные – это евангельские добродетели, о которых говорил Иисус Христос в заповедях о блаженствах. Речь идет о кротости, сокрушении, смирении, чистосердечии, истинолюбии, терпении, милостивости, правдолюбии, миролюбии. 

В чем отличие добродетелей от нравственных качеств?

Далекие от Церкви люди нередко спрашивают: «Можно ли автоматически считать человека с высокими моральными принципами верующим, то есть живущим по законам Евангельского учения?» К сожалению, хороший человек – это не значит верующий человек. Да, он может жить по чести и совести, но христианские добродетели бесконечно превосходят известные людям моральные принципы. Да, хороший человек не станет мстить врагам, но Господь учил прощать их и даже молиться за них, а это даже верующим людям бывает непросто сделать. 

Или вот взять целомудрие. Честный человек не будет изменять жене или мужу, но сможет ли он уклониться от блудных помышлений, чтения книг развратного содержания, просмотра соответствующих фильмов? А ведь Иисус Христос говорил: «…всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем…» Для приобретения христианских добродетелей человеку необходимо подвизаться, прилагать усилия по борьбе со своими грехами и падшим естеством. «Царство Небесное силой берется» (Мф. 12:12). А итог подвига – это действие благодати Духа святого. Именно она вселяется в человека, преображает и обновляет его естество, дает силы исполнять заповеди и творить добро.

Добродетели, противоположные грехам

Вот список добродетелей, противоположных главным греховным страстям:

  1. Воздержание. Оно противостоит чревоугодию и достигается умеренным потреблением пищи и вина, соблюдением постов. Мало кто знает, что в обуздании своей плоти есть большой смысл. Путем воздержания можно ослабить проявления и всех остальных страстей, а особенно самолюбия. Именно оно заставляет человека любить себя и свою плоть, баловать ее, окружать красивыми вещами и т. п. 

  2. Целомудрие. В современном обществе сохранение своего девства и верности после свадьбы считается чуть ли не отклонением от нормы. Большая часть рекламы, фильмов и книг пропитаны грехом блуда, но если уклоняться от всех этих искушений, хранить свои чувства, ум и помышления от сладострастных видений, то можно достигнуть целомудрия, предел которого – чистота, зрящая Бога.

  3. Нестяжание. Эта противоположность сребролюбию тоже мало характерна для современных людей, особенно в эру потребления, где все продается и все покупается. Довольствование малым может показаться странным, даже диким, но только так можно добиться нестяжания, ненавидя роскошь всем сердцем, всей душой. Нестяжание – это еще и милосердие к нищим, мягкость сердца, спокойствие, свобода духа.

  4. Кротость. Это обратная сторона гнева. Принято считать кротость синонимом мягкости, слабости, беспомощности, но это далеко не так. Кроткий христианин тверд и мужественен, но ему не свойственны агрессия, злоба, ярость. Он уклоняется от гневливых помыслов, не поддается на провокации, идя за своим Учителем, кротко неся свой крест.

  5. Блаженный плач. Эта добродетель – противоположность печали. Впадающий в этот грех человек может дойти до полного отсечения надежды на Бога, отречения от креста, в отличие от сокрушения сердцем, которое ищет утешения и радости в Боге, надеется на Его милость. Блаженный плач выражается в том, чтобы покорно переносить скорби и выпадающие на долю испытания, за все благодаря Бога.

  6. Трезвение. Это добродетель, противоположная унынию. Унывающий человек также, как и печалящийся, теряет интерес не только к жизни, но и к Церкви. Он перестает молиться, ходить в храм и в своем унынии может дойти до хулы на Бога. Только путем трезвения, усердного исполнения молитвенных и других правил можно стяжать благодать Святого Духа.

  7. Смирение. Эта добродетель противостоит тщеславию. Все люди в той или иной степени тщеславны, любят славу, признание, но все это приводит к «нраву и жизни бесовской». Смирение же заставляет человека обратиться внутрь себя и увидеть всю свою жалкость, ничтожность и никчемность. Смиренный человек ощущает Страх Божий, он познает свою греховность и стремится от нее избавиться, сознательно и все всем слушая своего Отца Небесного.

  8. Любовь. Противостоит ей гордость – именно та, которая сподвигла денницу, ангела воинства Господня возомнить себя выше Творца. Там, где есть гордость, там нет любви. Любовь не ищет своего, она не превозносится и не гордится. Высшее проявление любви – видеть в каждом человеке образ и подобие Божие. Если человек его видит, он будет одинаково любить всех – и друзей, и врагов, наслаждаясь радостью духовной

Постоянство – главное условие стяжания добродетели

Как все грехи связаны между собой, так и добродетели, как звенья одной цепи зависят одна от другой. Чтобы приобрести добродетель, нужно иметь веру, уметь рассуждать, думать, удерживать себя в воздержании и самообладании. Самое главное – это послушание воли Божьей. Без этого послушания невозможно добиться положительного результата. Да, можно молиться, ходить в храм, причащаться, но ни на йоту не приблизиться к Царствию Небесному. Добродетельный человек не просто выполняет определенные правила – соблюдает пост, читает вечернее и утреннее правило, ходит по воскресеньям в церковь. Внешне он может выглядеть вполне благопристойным и порядочным, но в душе быть настоящим богоненавистником.

Добродетель – это то, что делает человека постоянным и незыблемым. А некоторые «христиане» остаются таковыми только до первого искушения. Об этом часто говорит профессор Московской духовной академии Алексей Осипов: «Только попробуй меня тронь, и я покажу тебе, какой я христианин!» Протоиерей Алексей Уминский говорит:

 «Признак отсутствия добродетели – отсутствие постоянства. Если человек не стяжал себе добродетели, то он никогда не удержится в этой добродетели при искушениях. К сожалению, для большинства людей добродетель – это скорее внезапность и случайность, а не способ существования. А достигается она только путем приобретения навыка».

Это как с науками – необходимо хорошо потрудиться, чтобы освоить какой-то предмет. Изучая его спустя рукава, толку не будет. Так помоги же нам Господь утвердиться в нашем решении стать лучше, добрее, милостивее. Нет пределов возрастания в добродетельной жизни, ибо заповедано быть «совершенными, якоже Отец Небесный совершен есть» (Мф. 5:48). Храни вас Господь!

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram