09.11.2022

Для понимания Слова Божия необходимо его исполнение – исправление жизни

Христианская религия относится к одной из самых распространенных в мире, но много ли считающих себя христианами людей исполняют Слово Божие на деле? Как часто мы оказываемся лишь формально верующими – слушающими, но не слышащими, не разумеющими Святое Писание. Что же нужно для понимания Слова Божия и претворения его в жизнь? 

Что непонятного?

Один мудрец сказал, что существует три способа прочтения книги: «Можно читать ее для того, чтобы подвергнуть ее критической оценке; можно читать, ища в ней утех для своего чувства и воображения и, наконец, можно читать совестью. Первые читают, чтобы судить, вторые — чтобы развлечься, третьи — чтобы совершенствоваться. Евангелие, не имеющее себе равной между книгами, нужно читать сначала только простым разумом и совестью. Читаемое так, оно заставит трепетать вашу совесть на каждой странице пред добром, пред высокою прекрасною моралью».

Казалось бы, все мы хоть раз в жизни брали в руки Библию, читали и старались понять написанное. Каждый достиг в этом деле переменного успеха. Кто-то не смог осилить и страницы, у кого-то получилось прочитать больше. Но многие ли решились пойти еще дальше и на деле исполнить написанное? Говорят, что христианство – это религия «делания». Невозможно быть христианином только на словах. Да, внешне мы можем быть вполне благочестивыми, скромно одеваться и ходить в храм по воскресеньям, но если мы далеки от заповедей Божиих и никогда не пытались их исполнять, то грош нам цена как христианам.

На самом деле Библия не открывает нам Америку. Все, что в ней написано, мы и так знаем, ведь это нравственные законы, которые действуют в мире с начала его сотворения. Мы просто лишний раз в этом убеждаемся, когда снова и снова погружаемся в строки Священного Писания. Можно с уверенностью утверждать, что на свете нет такого человека, для кого Евангелие было бы совершенно недоступным и непонятным. Как говорил святитель Иоанн Златоуст: «Благодать Св. Духа для того и употребила мытарей, рыбарей, скинотворцев и пастырей, простых и неученых людей, к написанию сих книг, чтобы никто из неученых не жаловался на трудность уразумения, чтобы все понимали, что эти книги говорят, чтобы ремесленник и слуга, вдова и самый необразованный человек получали от слушания пользу и назидание».

И, тем не менее, не все в Библии нам понятно, и дело даже не в том, что писалась она в определенный период истории и непонятным для нас языком. Дело все в том, что в Библии – этом откровении Бога заключены столь возвышенные истины, что для их понимания нужно особое руководство и особое состояние души.

Формально верующие

Да, на земле миллиарды христиан, но только 1–2% из их числа можно отнести к воцерковленным людям, на деле исполняющим Слово Божие. Почему же их так мало? Потому что для понимания глубокого и таинственного смысла Священного Писания нужно идти туда, где эта Книга появилась и где всегда хранилась – в Церковь. Говорят, чтобы понимать поэта, нужно идти в страну поэта. Точно также обстоят дела с нашими привычными навыками и умениями. Не секрет, что без практики понять теорию невозможно. Что толку слушать, как правильно снимать фаску с заготовки, если нет возможности попробовать, и много ли гончар изготовит кувшинов, если будет только смотреть, как это делают другие?

К сожалению, на свете есть немало верующих, которые лишь только греются у огня чужой веры. Они греются у Церкви, как у печки, а вот взять свой крест и идти за Христом решаются не все. Иисус Христос не был политическим лидером и не набирал в свою «команду» побольше людей. Напротив, Он предупреждал, что трудно будет войти в Царство Небесное, да и сама дорога к нему извилистая и узкая. 

Да, ищут Бога сегодня многие. Кто-то хочет с Его помощью избавиться от проблем и болезней, кто-то прилепляется к общине, к людям, к мероприятиям, но не ко Христу. Кто-то рассматривает религию в качестве курсов по самосовершенствованию своих нравственных качеств. Вот почему так много людей, у которых «вера в душе», но она ничего не меняет – ни внутри, ни снаружи. Для них слово Божие как «семя, что упало при дороге». Главное препятствие, которое не позволяет ему созревать и возрастать в сердце человеческом – леность, небрежение и празднолюбие. 

Для понимания Слова Божия необходимо его исполнение – исправление жизни

Библия – это не та книга, которую можно читать для простого времяпрепровождения и развлечения. Господь говорил: «Ненавидяй души своея в мире сем — души, для которой от падения грехолюбие сделалось как бы природным, как бы жизнью, — в живот вечный сохранит ю» (Иоан. XII, 25). Кто любит только себя, свою греховную жизнь, свои пристрастия и наслаждения, тот никогда не поймет Священное Писание. Да, он будет читать слова, но их смысл будет закрыт от него, как за непроницаемой завесой. Как и Господа нашего Иисуса Христа, который вочеловечился и пришел в этот мир, многие видели, и слышали, но не понимали.

Преподобный Марк Подвижник говорил о чтении Евангелия так: «Евангелие умом чистым читается; понимается по мере исполнения заповедей его самым делом. Но точного и совершенного раскрытия Евангелия невозможно стяжать в себе собственными усилиями: это дар Христов. Дух Святый, вселившись в верного и истинного служителя Своего, соделывает его и совершенным читателем, и истинным исполнителем Евангелия».

Дар Христов

Почему священники советуют воцерковляющимся людям читать Библию с толкованием святых отцов? Потому что они имели чистое сердце, смиренный дух, а самое главное – они просили у Господа вразумления, чтобы понимать Книгу словес Его. Умудряясь благодатью Духа Святого, они получали возможность понимать Священное Писание и именно благодаря их толкованиям сегодня можем понимать его и мы. Как писал известный христианский писатель Н.А. Астафьев:

«Самым важным, незаменимым пособием при чтении Слова Божия, для правильного понимания его, должно служить для православного христианина объяснение Слова Божия, святого, непогрешимого, Православной Церковью, объяснение, предлагаемое ею в творениях Св. Отцов Церкви. Почти нет места в Писании, на которое нельзя было бы найти объяснений у того или иного Отца. К этим-то объяснениям и нужно обращаться, чтобы не впасть в заблуждение при чтении Слова Божия. В случае надобности нужно обращаться к живым учителям Церкви — пастырям».

Отец Церкви Климент Александрийский советовал никогда не пытаться толковать Писание самостоятельно, а тем более делать это вопреки церковному преданию. Пребывающий в Церкви Дух Божий избирал святых мужей, чтобы через них сохранить чистоту истинного толкования Слова Божия. «После этого нам ли грешным, – говорит святой Климент, – со своим близоруким умом, со своим нечистым сердцем браться за такое великое дело?»... И Слово Божие, и его толкование – это дар Святого Духа. Простые смертные и грешные люди этим даром не обладают, но у нас есть наследие, оставленное нам святыми отцами, и мы можем им воспользоваться для правильного понимания Священного Писания. 

Однако, простого понимания будет недостаточно. Этот процесс должен идти рука об руку с исправлением собственной жизни. Ведь какова цель чтения Библии? Это познать волю Божью – познать и исполнить ее. Как писал основатель Крестовоздвиженского православного трудового братства Н.Н. Неплюев: «Главная цель его (верующего человека) не может быть иною, как познать святую волю Бога Живаго, во всей ее вечной неизменной стройности. Для него Божественное Откровение содержит все то, что исходящий от Отца Дух Святый благоволил открыть людям ради их духовного воспитания и вечного спасения, чтобы они могли разумно жить, согласно правде воли Отца Небесного».

То есть исполняя Слово Божие, мы исполняем волю Отца Небесного, но каждый, кто хоть раз пытался это делать, знает как это сложно. Но что невозможно человеку, возможно Богу. С Его помощью можно стать истинным, а не формальным христианином, если стараться соблюдать определенные правила.

Применять читаемое к себе

Все тот же Николай Астафьев советует применять читаемое к себе так, как будто бы оно именно ко мне и относилось. «Что вам говорю, говорю всем», — сказал Господь ученикам Своим (Мк. 13:37). Когда мы применяем к себе читаемое, на нас действует чудная возрождающая сила, таящаяся в Слове Божием. Ведь все эти прокаженные, расслабленные, слепые и хромые – это мы с вами. Мы как эти исцелившиеся больные тоже можем получить от Господа исцелением от своих грехов. Но получить его можно только при осознании своей греховности, желании оставить прежние убеждения и идеалы. Господь пришел не для праведников, но грешников призвать к покаянию. Пока мы не видим своей греховности, нам Спаситель не нужен.

Способность видеть свои грехи и то падение, в котором находится весь род человеческий – это дар Божий. Испросив для себя этот дар, можно лучше понимать книгу Небесного Врача – Священное Писание.

Слушать и слышать

Да, стоя в храме на литургии, все мы слушаем Слово Божие, но слышим ли мы его? Ведь наша духовная жизнь начинается в наших мыслях. У каждого из нас есть морально-нравственные ценности, какие-то установки, которыми мы не можем пренебречь ни при каких обстоятельствах. Например, если человек категорично отвергает мысль о разводе, то как бы тяжело ему не было в браке, он будет искать пути решения проблем, даже не помышляя о том, чтобы развестись. Кто допускает мысль о разводе, тот даже в случае незначительных трудностей будет думать о том, что легче развестись, чем искать выход из создавшегося положения.

Конечно, в конце концов он все равно разведется, и этот пример можно применить ко всему. Нельзя допускать даже мысли, что мы можем нарушить слово Божие, пойти на сделку со своей совестью и совершить какой-то неправильный поступок. Как говорил апостол Иаков в своем послании: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» (Иакова 1:22).

Исполнять прочитанное или услышанное здесь и сейчас

Важнейшее правило плодотворного чтения Слова Божияисполнение его, пока «сердце еще тепло». Как сказано в послании к евреям: «… а исполни его раз, в следующий раз исполнение делается уже легче, потому что приобретается «навык» к добру (Евр. 5:14). Как часто, отложив какое-то хорошее дело до следующего дня, мы забываем об этом? Не зря в народе говорят: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». На этом принципе построен весь учебный процесс в школе или каком-либо другом учебном заведении. После теоретической части обязательно идет часть практическая, чтобы ученик смог применить свои знания на деле и таким образом закрепить полученный навык.

Если между теорией и практикой пройдет какое-то время, то не факт, что ученик сможет воплотить в жизнь то, о чем ему рассказали. Так и в духовной жизни. Отложив доброе намерение до следующего дня, шансы на его исполнение существенно снижаются. А потому что сообщенный душе Словом Божьим посыл теряется, радостная решимость слабеет и исчезает. Как говорил святитель Тихон Задонский: «Нет никакой пользы читать и не делать того, чему книга (Св. Писание) учит. Если волю не будешь исправлять, то от чтения злейший будешь, нежели был».

Исполнять согласно собственным силам

Вспомним притчу о богатом юноше, который хотел знать, что нужно сделать, чтобы войти в Царство Небесное. Иисус Христос предложил ему раздать свое имение и идти за Ним. Трудновыполнимая задача, не правда ли? Но при этом стоит вспомнить, что к этому моменту юноша уже успел немалого достичь, упражняясь в своей духовной жизни. Вот так и мы должны исполнять написанное по мере своих возможностей и сил. Не замахиваться на то, что нам пока «не по зубам». Да, мы не способна отдать всю зарплату нищему, но выделить 100 рублей же можем? Не можем купить вдове дом, но отдать какие-то детские вещи, оставшиеся от собственных детей, можем

На самом деле, если оглянуться, то можно увидеть вокруг себя огромное количество страждующих людей. Соседка-старушка, которая из-за болезни не может выйти из дома за хлебом, бездомный пес, не евший уже неделю. Мы всем им можем помочь, если захотим стать исполнителями Слова Божия.

Не пренебрегать малым в угоду значительного

Священникам часто задают вопросы, которые ставит перед мирянином сама жизнь и чувство долга. Надо ли идти в храм на литургию в воскресный день, или можно остаться дома, зная, что придут гости? А если кто-то угощает скоромной пищей в пост? Ведь отказ может обидеть человека? В своей духовной жизни мирянину постоянно приходится сталкиваться с необходимостью выбора – предать, как ему кажется, Бога, или же остаться Ему верным несмотря ни на что. На самом деле некоторые христиане неправильно понимают сам смысл христианского учения, придавая слишком большое значение совершенно незначительным вещам.

Что толку от того, что мы ходим в храм каждое воскресенье и соблюдаем все посты, если прикрываясь этими значительными и важными для Бога делами мы отказываем в помощи своим близким? Иисус Христос сказал: «Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». Главный смысл христианской религии – это любовь, и именно во имя ее нужно жить. 

Читать творения святых отцов

Мы никогда не сможем глубоко познать Священное Писание и начать исполнять заповеди Господни, если не будем постоянно его изучать, вникать во все тонкости и нюансы. Иногда людям кажется, что достаточно один раз прочитать Библию, чтобы все понять об учении Христа. Но отличие Библии от других книг заключается в том, что ее можно непрестанно читать в течение всей своей жизни. «Как благовонные ароматы, — читаем у св. Иоанна Златоуста, — чем более трутся пальцами, тем более издают благовония, таково же действие и Писания: чем более стараешься входить в него, тем более находишь в нем сокровищ».

«С одним Евангелием, — говорит еп. Феофан, — или Новым Заветом можно целый век прожить — и все читать, и до конца не дочитаешь. Сто раз прочитай, а там все больше остается недочитанного». Вот как говорили о чтении Евангелия святые отцы. Но, как уже было сказано, нам необходимо руководство – объяснение, предлагаемое в творениях святых отцов Церкви. Богомудрые пастыри и учители есть столп и утверждение истины. Через пророков и апостолов говорит Святой Дух, и каждый может прикоснуться к его благодати, ощутить на себе Божественную силу, наделяющую даром разумения Священного Писания и исполнения его.

Постоянно упражняться

Это как в спорте. Если не заниматься регулярно, то мышцы очень быстро отвыкают от нагрузки, атрофируются, а достигнутый рельеф теряется. Поэтому так важно вникать в Слово Божие и пребывать в нем, что значит настаивать, делать систематически, сохраняя дисциплину. Читая Библию постоянно, человек сродняется с ее истинами, делает их точкой опоры для своих суждений и действий. «Кто помнит Слово Божие — и не исправляется? — спрашивает св. Ефрем Сирин, — разве человек неискусный и жалкий». А святитель Иоанн Златоуст говорил, что один взор на Библию удерживает нас от греха.

В Священном Писании с нами беседует сам Бог. Общаясь с Ним, мы очищаемся и становимся лучше, мы примиряемся со своими скорбями и испытаниями, потерями, мы находим помощь, отраду и утешение. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил: «Постарайся, чтобы Евангелие усвоилось твоему уму и сердцу, чтобы ум твой, так сказать, плавал в нем, жил в нем: тогда и деятельность твоя удобно соделается евангельскою. Этого можно достичь непрестанным благоговейным чтением, изучением Евангелия».

Так будем же исполнять Слово Божие. Исполнять и исправлять свою жизнь, чтобы облечься во Христа, пребывать с Ним и в Нем, а Он будет пребывать в нас. Помогай, Господь!

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram