Для чистого все чисто
В Священном Писании сказано: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1:15). А в народе говорят «чем человек наполнен, тем он и делится», и с этим трудно не согласиться. Если сердце наполнено любовью, то она исходит от человека и распространяется на других людей, ну а если в нем лишь злоба, зависть и ненависть, то это сразу чувствуется. Как же научиться видеть в людях только хорошее – образ Божий? В книге Бытия сказано, что Бог сотворил человека по Своему образу и подобию: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). То есть Сам Господь вдохнул в нас Свое дыхание, тем самым наделив Своей сущностью. Для нее характерны такие черты, как духовность, разумность, милосердие, любовь, совесть, сострадание, свободная воля, творческое начало. Все мы призваны стремиться к обожению и даже тогда, когда Божий образ блекнет, стирается под слоем грехов, страстей и пороков. Но Господь ждет. Он верит и любит свое творение, стремится преобразить душу, очистить ее от греха, но без желания самого человека сделать это невозможно. Как же так получается, что мы не видим в окружающих Божественную сущность, а замечаем лишь зависть, небрежение, глупость, тщеславие, скупость, злость и т. д. Мы склонны навешивать на людей ярлыки и относиться к ним с предубеждением. У нас все кругом виноваты – несправедливый начальник, сварливая жена, безответственные дети, плохие друзья. Эти мысли о том, что другие хуже нас исходят от врага рода человеческого – сатаны. Это он внушает нам подобные рассуждения, пытаясь обратить внимание человека во вне, на других, и отвлекая от самого себя, своих грехов и недостатков. А цель одна – отвратить от покаяния. Действительно, у человека не возникнет желания покаяться, пока он видит себя лучше и чище других. Но Господь учил нас не враждовать, а любить. Что Он сказал тем, кто хотел побить камнями женщину, изменившую своему мужу? «Кто без греха – первым кинь в нее камень». И люди разошлись. Никто не решился бросить камень, потому как у каждого есть свои недостатки и грехи. Нам бы вспомнить об этом, когда мы ругаемся с другими людьми, обижаемся, а то и вовсе ведем бесконечную войну с соседями, коллегами. Чтобы перестать видеть все в негативном свете, надо сначала самому избавиться от негатива. Перестать вешать на людей ярлыки, перестать роптать, жаловаться на жизнь, упрекать и обвинять других в своих неудачах. Да, это непросто, но именно с этого момента в жизни начнутся такие перемены, которые помогут увидеть в других образ Божий, но сначала необходимо позаботиться о чистоте собственного сердца: «Блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Матф. 5:8). Больше всего урона нашей душе наносит такой привычный и обыденный грех, как осуждение. Да, осудить всегда легче, чем понять, разобраться в мотивах поступков другого человека. Великий мудрец Далай-лама сказал: «Прежде чем осуждать кого-то возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори, что ты знаешь – как правильно жить». Ежедневно мы выносим своему ближнему приговор, тогда как сами продолжаем грешить. Господь знает нашу склонность к оправданию себя и осуждению других, а потому предупреждает: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матф. 7:1). Начав с себя, углубившись в решение своих внутренних проблем, у нас не останется времени и желания разбираться с проблемами других. Осудить их так легко, как раньше, уже не получится, зная, что у тебя самого «рыльце в пушку». Но ведь сами то мы чего ждем от других, чего желаем? Разве мы хотели бы вызывать у других гнев, злость, обиду? Или мы все-таки ждем милосердия, прощения, снисхождения? А если мы ждем этого от других, то и сами можем протянуть кому-то руку помощи в трудной ситуации, главное – захотеть. Наше участие, наше сочувствие и доброе слово может стать решающим и поможет человеку подняться, исправиться, измениться в лучшую сторону. В этом мы уподобляемся Богу, ведь Он тоже протягивает каждому Свою «руку» невзирая на его грехи. Он любит человека как Свое творение, а мы? Ведь Создатель ждет, что мы будем ценить друг друга так же, как Он ценит каждого из нас. Он хочет, чтобы движущей силой наших взаимоотношений стало милосердие, терпение и принятие: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф. 25:40). Чем больше грехов видит в себе человек, чем чаще прислушивается к голосу совести, тем ближе становится к Богу. Смиряясь, каясь, он начинает видеть зло и добро в их истинном свете, а поступая по добродетели таким образом совершенствуется, растет. Об этом говорит Христос: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло» (Мф. 6:22). Чистый человек ощущает себя ниже всей твари. Кто-то скажет: «Как же я могу ощущать себя хуже убийцы, вора»? Авва Пимен советует в этом случае рассуждать так: «Этот человек совершил только один грех, я же убиваю и ворую каждый день». Следуя этому совету, мы никогда не позволим себе осуждать других людей. Напротив, мы будем стараться видеть в них что-то хорошее, сосредоточим внимание на лучших качествах и закроем глаза на недостатки. Принцип – любовь
Грех осуждения и его последствия
Начать с себя
Поступать во всем по добродетели