17.11.2022

Что такое смертный грех?

Каждый, даже далекий от православного вероучения человек слышал, что бывают грехи смертные и не смертные, а вот что конкретно означают эти понятия, знают не все. Ведет ли смертный грех к смерти? А если человек покается в этом грехе, то простит ли его Бог

Условное понятие

На самом деле четкого разделения грехов на смертные и не смертные в православии нет. Это деление условное, ведь любой грех, который поработил волю человека настолько, что заставил полностью отвернуться от Бога, можно считать смертным, то есть ведущим к погибели души и препятствующим реализации Божьего замысла о человека как о потенциальном наследнике Царства Славы. 

«Повинен смерти!»

Возникновение самого понятия «смертного греха» уходит своими корнями вглубь прошлого, во времена Ветхого Завета. Тогда определенные преступления карались смертной казнью и заменить ее выкупом, а то и вовсе простить преступившего закон было немыслимо. Даже принесенное покаяние не могло изменить участь приговоренного, ведь тогда верили, что человек может совершить определенные поступки только при условии, что прервет связь с Источником Жизни, нарушит Завет и перейдет на противоположную сторону без возможности вернуться назад.

Так и смертный грех как бы констатирует факт, что человек внутренне уже умер и «воскреснуть», вернуться к спасающей благодати уже не может. Да, на первый взгляд кажется, что такое отношение к жизни и человеку в ветхозаветные времена было довольно жестоким, но тогда не видели другого способа прервать распространение тяжкого греха кроме как подвергнуть человека смертной казни.

А что говорят святые отцы?

А святые отцы говорят, что «нет греха непростительного, есть грех нераскаянный». То есть любое прегрешение может привести к смерти, что мы явно видим на примере Адама и Евы. На первый взгляд вкушение запретного плода не было смертным грехом, но к чему это привело? Люди стали смертными и тленными, а самое главное – лишились общения с Богом, причем не только они сами, но и все их потомки.

Так на первый взгляд незначительные и мелкие грехи все больше отдаляют нас от Бога, не зря говорят, что «дьявол кроется в деталях». По крупице, по песчинке они собираются в огромную тяжелую ношу, готовую нас раздавить. 

Три главных порока

Обычно под смертными грехами понимают восемь главных страстей, среди которых можно отметить убийство, блуд, богохульство, ересь, оккультизм, бесчеловечную жестокость, магию и др. Но это лишь классификация всех возможных грехов, которые может совершить человек, – говорит священник Дионисий Толстов. Это условное подразделение на восемь групп, а причина и источник таится в трех основных страстях – славолюбии, сластолюбии и сребролюбии. Они порождают все те смертные грехи, которые истребляют в человеке любовь к Богу, умертвляют душу настолько, что она уже не способна воспринимать Божественную благодать.

Чем тяжелее грех, тем больше травма и тем сложнее душе вернуться в свое первоначальное состояние, вот почему убийство рассматривается как более тяжкий грех по сравнению с прелюбодеянием, а прелюбодеяние по своим разрушающим последствиям тяжелее осуждения. 

Врачевание покаянием

Но каким бы тяжелым не было прегрешение, при условии принесения искреннего покаяния можно рассчитывать на прощение от Бога. Именно для этого и существует исповедь. «Покайтесь и веруйте в Евангелие», – говорится в начале Евангелия от Марка. Любя свое творение, то есть человека, Господь установил таинство исповеди, чтобы каждый мог покаяться и изменить свою жизнь. Святитель Димитрий Ростовский говорил: «Покаявшиеся блудники вменяются с девственниками». Вот какова сила покаяния!

И мы можем видеть происходящую в людях перемену, когда даже самые отъявленные негодяи полностью меняли свою жизнь, поверив в Бога, поверив в том, что они могут получить за содеянное прощение на Небесах. Не подлежит врачеванию только один из смертных грехов – это самоубийство, а у всех остальных еще есть возможность все изменить, особенно если смертный грех еще не успел обратиться в навык. Святитель Игнатий (Брянчанинов) призывал всех впавших в смертный грех не впадать в отчаяние. Спаситель ждет нас до конца нашей жизни, как ждал отец своего блудного сына в известной притче. Во Святом Евангелии Иисус Христос возвещает: «Верующий в Меня, аще и умрет, оживет» (Ин.11:25). Так что спешите вернуться к Источнику Жизни, и да помоги вам Господь!

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram