15.07.2021

Что такое рай, в котором будут спасшиеся

О том, что ожидает там, за чертой, хоть раз в жизни задумывался каждый человек независимо от своего вероисповедания. И вот что интересно: адские муки в аду, поджаривание на раскаленной сковороде человеку представить гораздо проще, чем блаженство и вечное счастье в раю, ведь как то счастье выглядит, никто не знает, да и понятия о нем у всех разные. Так как выглядит рай, и каково в нем будет тем, кто спасся? 

«… несть болезнь, печаль и воздыхания…»

Апостол Павел говорил: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим его» (1Кор. 2:9). Так как же понять, что это такое – рай, если человек никогда ничего подобного за свою жизнь не видел, не слышал и даже представить в своем воображении не может? Ведь в своем мировоззрении он может опираться лишь на материальные и рациональные мерки, все те устои и основы, которые ему близки и понятны. Как в том анекдоте про маленького мальчика, которому сказали, что став взрослым, он женится, заведет семью, пойдет работать. На вопрос, будет ли он там катать машинки, малышу ответили, что нет, а он парировал, что и жениться тогда не станет.

Как этот малыш в данный этап своего развития далек от самого себя в 30 лет, так и все человечество далеко от того райского блаженства, которое уготовал Господь всем уверовавшим в Него. А знать то хочется, хотя поговорить с побывавшими Там и вернувшимися Оттуда возможности нет, вот и фантазируют люди о саде, где средь диковинных растений и деревьев бродят дикие, но добрые звери, а на ветках сидят и поют райские птицы под аккомпанемент ангелов в белых одеждах. А как выглядит рай на самом деле?

Рай в Священном Писании

В Новом Завете встречаются три упоминания о рае. В первом месте о нем говорит висящему на кресте разбойнику распятый рядом Иисус Христос: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». (Лк. 23,43).  Второй отрывок приводится в Послании апостола Павла, где он говорит о своем личном переживании: «И знаю о таком человеке, что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2Кор. 12,3–4). В третий раз о рае говорится в Откровении от Иоанна: «Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия». (Откр. 2,7).

Чтобы понять, как же выглядит рай, необходимо обратиться к толкованию этих отрывков. Прежде нужно сказать, что ассоциации рая с садом далеко неслучайны, ведь в переводе с персидского рай как раз и означает «сад». В нем жили первые люди, прародители всех людей на земле Адам и Ева. Жили они в нем как во вполне материальном месте, которое было для них жилищем, и в то же время оно имело для них огромное духовное значение, ведь здесь они пребывали в состоянии благодатного общения с Богом. 

Обращаясь к толкованию преподобного Никодима Святогорца на слова апостола Павла, стоит обратить внимание на расшифровку термина «восхищение». Это значит, что ему были открыты таинственные и неизреченные слова о рае, скрытые от других. По мнению преподобного Максима Исповедника, Павел вознесся до третьего неба, то есть преодолел «три неба» – деятельное любомудрие, естественное созерцание и тайнозрительное богословие, откуда и отправился, а точнее, был «восхищен» прямо в рай. Так Господь посвятил его в тайну двух древ – древа жизни, произрастающего посреди рая, и древо познания, а также все остальные истины, изложенные в Ветхом Завете.

Что касается третьего упоминания о рае Иоанном Богословом, то преподобный Андрей Кесарийский дает такое толкование: «Под древом жизни подразумевается вечная жизнь». Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что рай, вечная жизнь и Царство Небесное, в котором разбойник просил Иисуса Христа его помянуть – это одно и то же. 

Рай – это любовь Божия

Можно долго рассуждать о том, как же выглядит рай, приводить описание населяющих его существ, но эти фантазии снова будут опираться на материальные и рациональные мерки. Не стоит забывать, что туда сможет попасть лишь душа, без своей земной оболочки, а потому совершенно неважно, какой вкус будет у произрастающих там фруктов и насколько мягкой кровать. Гораздо важнее то, в каком состоянии будет пребывать там душа. Преподобный Исаак Сирин говорил, что: «Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами», тогда как ад – это почти то же самое, но со знаком минус: «Мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви!»

То есть для грешников, не способных принять Божественную любовь, ее действие будет подобно жару раскаленной сковороды. Один и тот же Бог в равной мере подает всем свою Божественную благодать, вот только принимать ее люди будут в соответствии со своей «вместительностью». Каждый сможет взять ровно столько, сколько успел отдать при своей земной жизни, ведь блаженство рая есть блаженство спасенных в любви к Богу и друг ко другу: «Любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». (Иоан. 13:34). Выходит, одна и та же любовь Божия будет с одинаковой силой распространяться на всех людей, но восприниматься ими она будет по-разному. И поскольку «много обителей» у Отца, то у каждого она будет своя, отвечающая степени его близости к Богу еще в земной жизни.  

Как попасть в рай?

Господь говорил, что достигнуть рая на Небесах сможет только тот, кто будет иметь истинную веру в Него. Не веру как в какую-то высшую духовную силу, не веру «в душе», а веру в Того, Кто открыл Себя в Иисусе Христе и в Своем Откровении, Священном Писании. Необходимо быть готовым к встрече с истинным Богом, чтобы Он смог узнать тебя, а ты – Его. Ну а самое главное – нужно еще во время своей земной жизни подготовиться к этому внутренне, ведь только «блаженные чистые сердцем Бога узрят». Блаженные чистые сердцем – значит чистые душой, свободные от пороков и стремлений творить грех. Живущие по заповедям Божьим, но делающие это не на показ, как первосвященники и фарисеи, а из любви к Богу и ближнему своему.

Господь говорил: «Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». Кто-то скажет, что в этом грешном мире, где «всякий человек ложь», где люди «идут по головам», чтобы добиться своей цели, где правят злоба, лицемерие и зависть, любви нет. Действительно, трудно сохранить в себе образ и подобие Божие, но целый сонм праведников, исповедников и мучеников Христовых говорит об обратном. Что помогло этим людям спастись? Как они сумели стяжать благодать святого духа? А просто-напросто позволили Богу действовать в своей душе, своем сердце. Да, человек должен трудиться над собой, творить добрые дела, искоренять грех, но без синергии с Богом достичь святости и попасть после земной кончины в рай невозможно.


Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram