Что такое Литургия
Литургия – самая главная служба суточного Богослужебного круга. Ее смысл в вечном повторении великого подвига любви, который совершился для всех верующих. Литургия – это вершина суточного круга, девятое богослужение из всех служб, совершаемых в течение суток служителями Православной Церкви. В состав литургии входят три основные части: Проскомидия. Литургия оглашенных. Литургия верных. В соборах и храмах литургию служат в воскресные и праздничные дни, а вот в монастырях это делают ежедневно. Начинают службу примерно в 8 часов утра, хотя это время может меняться от прихода к приходу, а продолжают около 2 часов. Само название этой части службы переводится как «принесение», так как в ветхозаветные времена христиане брали с собой в храм все необходимое для богослужения – хлеб, вино и т.д. Проскомидия символизирует собой первые годы жизни Иисуса Христа от рождения до появления перед народом с первой проповедью. Так как об этих годах жизни мало что известно, то и служба проходит при закрытых царских вратах и задернутом занавесе. Перед богослужением священник с диаконом произносят положенные молитвы, целуют иконы и облачаются в священные одежды. Все это они делают с благоговением и молитвой. Затем оба совершают омовение рук, делают три поклона перед жертвенником, и иерей приступает к приготовлению всего нужного для служения, то есть отделению от хлебов-просфор частей, которые станут «агнцем», то есть телом Христовым. Символ этого священнодействия – изъять плоть Христа, отделив ее от плоти Девы. Со словами пророка Исаии иерей совершает все необходимое, поочередно водружая копье в разные стороны печати, а диакон в это время вливает в Чашу вино и воду. Затем вынимаются частички из других просфор с поминанием пресвятой Богородицы, апостолов, святых, патриархов, святителей, правителей и православных христиан – ныне живущих и уже почивших. В результате на жертвеннике вокруг агнца – Иисуса Христа собирается вся Церковь его. Священник кланяется воплощению Христову, совершая чтение молитв и каждение, а после покрывает платом дискос и Чашу вместе с ним. После молитвы иерей творит отпуст, а дьякон выходит с кадилом из алтаря, приветствуя всех собравшихся в храме. Со словами: «Слава в вышних Богу…» священник отдергивает занавес, тем самым направляя мысль собравшихся к «горнему». После соответствующих песнопений начинается вторая часть литургии – литургия оглашенных. Вот ее краткое содержание: Начинательные возгласы иерея и диакона. Великая ектения. Праздничные и изобразительные антифоны. Они включают в себя пения псалмов царя Давида, изображающие благодеяния, которые совершил Господь по отношению к людям времен Ветхого Завета. Иногда антифоны заменяются новозаветными стихами, например, в двунадесятые праздники. Гимн «Единородный Сыне», напоминающий о главном благодеянии Творца по отношению к людям – ниспослании на землю Своего Сына. Блаженства из Евангелия, цель которых – напомнить верующим о необходимости совершать добрые дела и поступки. Малый вход с Евангелием. Олицетворяет шествие Иисуса Христа на евангельскую проповедь. Верующие смотрят на Евангелие как на Спасителя, взывая: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу…» Пение кондака и тропаря дня. Кроме того, вспоминают святых, стяжавших благодать Святого Духа и выступающих примером для верующих. Пение «Трисвятой песни». Чтение послания апостолов. Чтение Евангелия. Сугубая ектения. Тройная ектения за умерших, следом за ней ектения об оглашенных и ектения, повелевающая оглашенным выйти из храма. Под оглашенными понимаются не только готовящиеся ко крещению, но и уже крестившиеся, а все потому, что они не всегда имеют страх Божий, не относятся к вере с должным благоговением и часто грешат, не чувствуя раскаяния. Вот ее краткое содержание: Великая ектения в сокращенном виде. Ее смысл – умолить Господа Бога очистить собравшихся, чтобы они смогли неосужденно причаститься Святых Христовых Тайн. Великий вход. Он предусматривает перенесение всего необходимого для Евхаристии с жертвенника на престол через царские врата. Эта традиция заложена с древности, когда было принято хранить Священные сосуды, одежды и книги в специальном отделении – Сосудохранилище или Диаконнике. Песнь Херувимов. Она призывает людей оставить все свои земные дела и заботы, чтобы отдать дань Царю славы и благоговейно Его принять, то есть причаститься Тела и Крови Христовых. Перенесение приготовленных Даров – дискос и святая Чаша устанавливаются на престоле. Первая просительная ектения. Ее суть – подготовить верующих к освящению Даров. Верующие молятся, надеясь получить благодать Святого Духа и умолить Господа Иисуса Христа смилостивиться на ними. Пение «Символа веры». Приготовление к освящению Святых Даров. Верующие молятся вслух. Чтение евхаристической молитвы. Первая часть – благодарственная. Она призвана вспомнить все благодеяния Божии, которые Господь явил людям от сотворения их. Во второй части молитвы – исторической восхваляются все лица Святой Троицы. Освящение Святых Даров. Читается третья часть евхаристической молитвы – просительная. В этот момент хлеб и вино становятся истинным Телом и истинной Кровью Спасителя. Прославление Божией Матери. Поется: «Достойно есть…», а в двунадесятые праздники эту песнь заменяют Ирмосом 9 песни канона. Поминовение всех христиан – как живых, так и умерших. Вторая просительная ектения. Она преследует цель подготовить всех верующих к Таинству Причащения. Люди молятся, чтобы Бог принял жертву, и подал Божественную благодать и дар Святого Духа. Чтение молитвы Господней. Верующие молятся вслух. Возношение Святых Даров. Причащение священнослужителей и чтение «причастного стиха». Как это делали святые апостолы и первые христиане, так и современные священнослужители причащаются Тела и Крови Христовой. Явление Святых Даров предпоследний раз и причащение мирян. Царские врата открываются, символизируя открытие гроба Господня, и выносятся Дары, олицетворяя Воскресение Иисуса Христа. Чтение молитвы перед таинством Причащения. Последнее явление Святых Даров. Чашу переносят на жертвенник в ознаменование Вознесения Иисуса Христа. Здесь же устанавливают дискос. Благодарение за Причащение. Осуществляется каждение жертвенника диаконом. Совершается последнее прошение ектении, сворачивается Антиминс, и Божественная литургия заканчивается. Пение заамвонной молитвы. Она призвана еще раз попросить Творца Вездесущего спасти всех людей, благословить Свое достояние и подарить всем мир. По сути, заамвонная молитва – это сокращение всех прочитанных ранее ектений. Чтение молитвы «Буди Имя Господне» и 33 псалма. Благословение мирян священником. Совершение отпуста, прикладывание молящихся к кресту. Участие в жизни церкви, а также литургии – вершина, венец христианской жизни любого православного верующего. Господь завещал это на Тайной Вечери – собираться вместе для причащения Его Тела и крови, чтобы иметь жизнь вечную. И люди делают так вот уже около 2000 лет. Но просто собраться вместе – это не самое главное. Самое главное – это принести бескровную жертву достойно – с чистым сердцем и помыслами, свободными от греха. Поэтому главной целью любого православного христианина остается борьба со своими страстями, стремление стяжать благодать Святого Духа и таким образом приблизиться к своему Учителю, сподобиться Ему. Да, не все получается сразу и хорошо. Да, приходиться набить на этом пути немало шишек. Но когда есть цель – спасение и жизнь вечная, то многое становится по плечу. Помогай нам Господь!Из чего состоит литургия?
Проскомидия
Литургия оглашенных
Литургия верных
Значение литургии