Что такое Крещение как Таинство
Крещение – одно из величайших Таинств, Священное действие, посредством которого верующий получает невидимую, но действенную благодать Божию. Однако, не каждый, даже истинно верующий христианин правильно понимает смысл Крещения. Некоторых больше заботит внешняя, обрядовая сторона, тогда как о внутренней многие забывают. Так что же такое Крещение и как оно проходит?
В чем смысл Таинства?
В Крещении человек таинственным образом возрождается, «омывается, очищается, оправдывается», чтобы умереть для греха и родиться для новой жизни, как говорят «сподобиться Христу». Апостол Петр называл Крещение «обещанием Богу доброй совести» (1 Петр. 3:12). Через Крещение человек присоединяется к Церкви – телу Христову, получая доступ к участию в других Таинствах – Евхаристии, Миропомазании и др.
Однако, чтобы действительно получить от Таинства пользу для души и тела, необходимо с благоговением принять обновляющую силу. Благодать не стесняет свободы крещаемого, не действует на него непреодолимо, но она может оказать свое очищающее и обновляющее действие только при условии, что сердце человека открыто для этого, вот что такое крещение, и в чем его истинный смысл.
Как происходит Крещение?
Как проходит Крещение? В своей беседе с Никодимом Иисус Христос говорил: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» и еще: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух». После своего Воскресения Христос явился ученикам и заповедовал им идти и крестить народ во имя Отца и Сына и Святого Духа, потому как: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». Крещение называют баней пакибытия (Тит. 3:5). Поэтому это Таинство совершается посредством погружения, ведь сам греческий термин «babtizo» означает «погружаю».
Таинство Крещения совершается над человеком единожды, ведь на свет можно родиться только один раз. Состоит это таинство из Оглашения (чтения над готовящимся к крещению особых молитв – «запрещений»), отречения от сатаны и сочетания Христу, то есть соединения с Ним, и исповедания православной веры.
Как проходит обряд Крещения по завершению молитв? После взрослые крещаемые или крестные родители младенца вслух троекратно отрекаются от сатаны и также троекратно сочетаются со Христом, наизусть произнося молитву «Символ веры», поэтому ее рекомендуется выучить заранее, как и «Отче наш». Кроме того, святые отцы рекомендуют выучить Иисусову молитву, «Богородице Дево, радуйся», «Царю Небесный».
После священнослужитель приступает непосредственно к Таинству Крещения, помазав крещаемого и воду елеем, он троекратно погружает человека в освященную купель – обычно младенца, а взрослого окропляя святой водой со словами: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь». Вот такой установлен порядок, после которого нового члена Православной Церкви облачают в белые одежды и надевают на него крест. Теперь верующий готов приступить к другому таинству – Миропомазанию. Его лоб священник мажет освященным Миром во имя Святого Духа для укрепления его в жизни духовной. После этого вся процессия с новокрещенным и крестными трижды обходит вокруг купели, что символизирует собой духовную радость сединения со Христом в жизнь вечную в Царствие Небесном, но на этом Таинство не заканчивается.
Как проходит обряд Крещения дальше? Священнослужитель читает отрывок из послания апостола Петра к Римлянам, а также отрывок из Евангелия от Матфея. Оба они посвящены теме Крещения. Затем батюшка с молитвой омывает миро с тела крестившегося губкой, смачивая ее в святой воде. Далее подлежит срезать волосы новокрещенного в форме креста, запечатать их в восковой лепешке и опустить в купель. Это жертву человек приносит в знак покорности Богу, а завершается таинство прошением о крестных родителях и новокрещенном. Младенцев же батюшка после этого проносит по храму и подносит к Царским вратам, а мальчиков вносит в алтарь, после чего отдает родителям. Этим осуществляется Воцерковление, первое принесение в храм, что символизирует собой посвящение ребенка Богу согласно Ветхозаветному порядку. Вот что такое обряд Крещения и как он проходит.
Удивительные «крещальные истории»
Каждый священнослужитель, да и простой мирянин согласится с тем, что крестить без подготовки нельзя. Проводить беседу, рассказывать, объяснять нужно не только самим крещаемым, но и крестным, родителям (в случае, если крестится младенец). По городам и весям появляются катехизаторские курсы и огласительные училища. В Епархии вводят обязательную подготовку из трех бесед, потому как на большее собрать людей нереально, а за меньшее о вере Христовой не расскажешь.
Несмотря на активную просветительскую работу священнослужителей с оглашенными (готовящимися принять святое Крещение), их родственниками и другими участниками крестин, не у всех желание приобщиться к жизни Церкви, стать полноправным ее членом материализуется в действие. Враг рода человеческого не дремлет, так просто отпустить душу не желает. Сколько люди могут рассказать удивительных историй, случившихся с ними накануне Таинства. Кто-то ломает руку или ногу, кого-то, как леший в лесу, нечистый водит по городу улочками и закоулками, из которых человек никак не может выбраться и попасть в храм к назначенному времени, но есть и оптимистичные примеры.
Так, священник отец В. рассказывает о молодой паре, пригласившей его крестить 4-летнего мальчика, умирающего в реанимации от рака. Ушел батюшка из больницы с тяжелым сердцем, утешая себя тем, что окрестить малыша все-таки успели. Через неделю пара пришла попрощаться, сообщив, что они уезжают жить в другую область, а рядом с ними скакал и прыгал совершенно здоровый сын. А вот еще одна история, связанная с крещением пожилой и больной женщины: до погружения в купель она не могла самостоятельно стоять и сидела на стуле, а после погружения стул убрали за ненадобностью. По окончании Таинства на вопрос о самочувствии она сказала: «У меня все замечательно, я как будто заново родилась!» Она и родилась заново, но не «понарошку», а «поистине».
Внутренняя жизнь Церкви таинственна. Ее совпадение с историей Церкви условно и показывает лишь внешнюю сторону бытия. Духовная же остается сокрытой от глаз, как остается сокрытым внутреннее общение каждого отдельного члена Церкви с Богом. Каким оно будет, к чему приведет – зависит только от нас. Можно многократно приумножить полученную в таинстве Крещения Божью Благодать, а можно расплескать, как воду из сосуда, еще не успев даже выйти из храма. Недостойное принятие может повлечь за собой не оправдание, а осуждение, так подай же нам Господь сил уберечь и сохранить принятые дары.