Что такое грех?
У каждого далекого от Церкви человека создается впечатление, что православие преувеличенно, можно даже сказать гипертрофированно озабочено вопросом греха. Шаг влево, шаг вправо – расстрел, а точнее обличение в грехе. Как будто все священнослужители и прихожане – это люди, которые все видят в отрицательном свете и рассуждают обо всем с позиции грешно-не грешно, угодно Богу или противно Ему. Так что такое грех? Мы привыкли и уже даже не замечаем несколько размытое понятие греха. Если остановить какого-то человека на улице и попросить его озвучить существующие в православии грехи, то максимум, что он вспомнит – это «не убий» и «не укради». В отношении седьмой заповеди «не прелюбодействуй» и вовсе возникают пространственные рассуждения типа: «Как же любовь может быть грехом? Это же такое светлое и прекрасное чувство, желанное для всех». Но такие рассуждения только еще раз подтверждают факт искажения этих понятий в обществе. На одном авторитетном светском сайте написано, что «грех – это отступление от праведной жизни, прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей». Вот и все. Но само это понятие ничего человеку не дает и не объясняет, особенно если он и о заповедях представления не имеет. Он мало задумывается над тем, что, когда, где и с кем нарушает. Истинный смысл понятия греха открывается человеку лишь тогда, когда он поворачивается лицом к Богу и начинает свой путь к Нему. Вопрос греха действительно занимает в православном учении центральное место. До пришествия Христа люди еще могли ошибаться или не осознавать в полной мере всю реальность и тяжесть греха, но вот пришел Сын Человеческий на землю и взял на Себя все грехи мира. Был распят и умер на Кресте за каждого из нас. Почему Господь попустил совершиться такому страшному преступлению? Почему, зачем Он отдал Сына Своего Единородного на растерзание? Этим вопросом задаются многие, в том числе и те, кто только начинает делать свои первые шаги в храме. Пока они еще не в состоянии понять, до какой степени страшен грех, но по мере открытия своего окостеневшего, бесчувственного сердца перед ними открывается вся полнота собственного грехопадения, искупить которое и был призван сам Иисус Христос. Имя Ему было выбрано неслучайно – Иисус, «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1,21). На каждой Божественной литургии мы вспоминаем об этом деле нашего спасения, когда священник произносит над хлебом и вином слова: «Сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов» и «Сия есть кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». В конце Символа веры христиане также торжественно исповедуют, что веруют «во едино крещение во оставление грехов». А если они веруют во их оставление, то значит и веруют, что они есть, они существуют, и никакие понятия и требования современного общества опошлить их, размыть, как-то по-своему интерпретировать не могут. Так чем же отличается простое знание понятия греха от понятия его истинного смысла? Осмысление не разумом, а сердцем. Когда человек наконец понимает, что греша, он совершает преступление против правды и совести. Голос собственной совести – это голос Бога в каждом из нас. Когда совесть молчит, то молчит и Бог. Своими грехами человек оскорбляет Бога, все дальше и дальше отгоняет Его от себя. К сожалению, это позиция маленького ребенка, который всегда готов обвинять других, так как не способен признать свою вину из-за страха быть отвергнутым. Но когда он осознает, что тот самый Бог, который добровольно пошел на Крест ради каждого живущего на земле человека, сделал это из любви, его мировоззрение кардинально меняется. Это уже не «маленький ребенок», а «выросшая личность», которая только в свете Божественной любви узнает тяжесть своего греха. В Евангелие есть слова, которые наиболее полно выражают эту любовь Христову: Спаситель говорит женщине-прелюбодейке: «Я не осуждаю тебя, иди и больше не греши» (Ин. 8,11). Именно это неосуждение помогает ей осознать свой собственный грех. Вот почему благодать всегда идет впереди греха. Эту благодать почувствовали на себе апостолы в Пятидесятницу, когда Иисус Христос послал им Духа Святого. Именно им – Святым Духом можно осознать тяжесть собственных грехов, получая вместе с этим благодать и прощение. Каждый понимает смысл греха только в той мере, в которой понимает смысл прощения Христова. Когда верующий воспринимает Бога не как Отца, а как судью, который только и подсчитывает его грехи, то грош цена такой вере. Этот человек ничего не понимает в православии и неважно, ходит ли он в храм годами или только начинает свой путь к Богу. Грех – это не простое нарушение заповедей. Это сознательный отказ от Божественной любви. Как часто даже глубоко верующие люди думают, что самое главное – не совершать смертных грехов, потому как именно они приводят душу к смерти. А вот простые, небольшие прегрешения вроде осуждения или празднословия такой опасности в себе не таят. Действительно, смертный грех – это максимальное проявление человеческой свободы во зле, а проистекает она от ожесточения сердца, но святые отцы предупреждают, что худшее может совершаться и в малом. Небрежение, от которого происходят так называемые простительные грехи, тоже может привести к ожесточению сердца. Из таких неприметных пылинок образуется целая гора, в которой можно задохнуться. Блаженный Августин говорил: «Если ты держишь эти грехи за малозначащие, взвешивая их, – трепещи, когда ты их считаешь». Но нет того греха, который Бог не мог бы нам простить, кроме одного – греха, которым заболел один из войска святого, возомнив себя выше Бога – отказ от покаяния. Как часто люди думают, что все, что накопилось за жизнь, Богу простить не по силам, что слишком тяжелы и многочисленные прегрешения. Как много людей остается без покаяния из-за ложного стыда. Наши грехи, какими бы многочисленными и страшными они не были, никак не больше милосердия Божьего. Задача каждого православного христианина – устремляться к покаянию, одновременно доверяя промыслу и милосердию Божьему. Вот как говорил в своем послании апостол Иоанн Богослов: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и Истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин. 1,8-9). Так что поспешим покаяться, пока есть время. Не стоит ждать старости, удобного случая, какого-то знака с небес. Никто не знает, когда пробьет его час. Чем тогда оправдаемся на Страшном Суде, какие доводы приведем? Что не было времени? Что одолевали заботы? Иоанн Предтеча возвещал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное!» Но станет ли оно для нас ближе, каждый решает сам для себя. Помогай Господь! Грех в понятии современного общества
Центральное место в христианстве
Понять и почувствовать сердцем
Смертные грехи и небольшие прегрешения – что хуже?