Что такое «епитимия»?
Епитимья или епитимия – «церковное наказание, прещение», которое священник налагает на согрешившего и кающегося христианина. Традиция накладывать епитимью существует с древности и встречается в посланиях апостола Павла. Ее цель – уврачевать совершенный грех противоположным воздействием, но, как показывает практика, не всегда она приносит свои плоды, а иногда даже вредит душе человека. Сам термин «епитимия» имеет греческое происхождение и переводится на русский как «наказание, кара». Сам апостол Павел говорил о необходимости подобной практики, наставляя своего ученика Тимофея: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4,2). Объясняя значение слова «запрещай», святитель Феофан Затворник указывает на то, что оно преследует цель понудить человека исправиться: «Наложи епитимию, употреби исправительные наказания церковные, наложив их как пластыри на раны. Требуется сим довести до решимости исправиться и поставить на путь исправления». В глазах согрешившего человека епитимия – это лекарство, которого он ищет сам, обличаемый собственной совестью. По мнению протоиерея Георгия Бреева из храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, «епитимия рождается из некого позыва к правильному действию, которым бы зачеркивалось его прошлое». Как в Евангельском эпизоде с мытарем Закхеем, который узнав, что Господь собирается посетить его дом, объявил о раздаче половины своего имения нищим, а обиженным им воздать вчетверо. При этом его никто не заставлял и не понуждал. Он сам так решил, понимая, что прошлая его жизнь была греховной и недостойной, но путем понесения наказания он сам себя обличает перед Богом и показывает, что его покаяние не поверхностно, что он действительно хочет исправиться. С прекращением гонений на христиан во второй половине IV века Церковь заполнили вчерашние язычники, что понудило святых отцов приступить к выработке определенных норм и правил общинной жизни. В те времена исповедь была публичной, на которой в основном каялись лишь в тяжелых грехах. Наказание за них было соответствующим и односторонним – отлучение от причастия на несколько лет. Чем тяжелее согрешение, тем больше срок отлучения. К примеру, за убийство, кражу или блуд можно было получить наказание в виде отлучения от причастия на 20 лет. В конце IV века возникает институт тайной исповеди. Первое время и там по традиции к согрешившим применяли уже установленные нормы и правила, но постепенно этот подход начал смягчаться. Священники все больше руководствовались духовным состоянием человека, а не тяжестью совершенного греха. На Трулльском соборе 691 года было принято решение разрешить духовникам по своему усмотрению как смягчать, так и ужесточать наложенную епитимью. В VI–VII веках вводятся еще два новшества. С одной стороны грехи разграничиваются по степени их тяжести, а с другой предлагается различать самих грешников, учитывая их индивидуальные особенности. К примеру, священник будет гораздо снисходительнее к молодому юноше, совершившему грех блуда, чем к зрелому женатому мужчине с такой же провинностью. При этом в установленном канониконе появляются другие формы епитимьи, кроме отлучения от причастия. К ним относят соблюдение поста, чтение молитв и Евангелия, совершение поклонов. Мало кто знает, что в древние века остров Патмос имел голые скалистые холмы, а стараниями кающихся грешников и священников, накладывавших на них епитимию, на его склонах появилась зеленая роща. Это подвизавшийся здесь старец Амфилохий накладывал на крестьян искупительную меру в виде высадки деревьев. Чтобы душа получила от «лекарства» пользу, «назначать» его должен только «врач», то есть духовник. Самостоятельно накладывать на себя епитимью нельзя, как и снимать ее. Только священник с высоты своего опыта и полученных знаний может понять, как так мудро и с любовью направить душу человека, чтобы она получила от назначенного наказания пользу, а не вред. Сегодня четкие предписания, устанавливающие меру церковной ответственности за грехи, отсутствуют. От прихода к приходу, от батюшки к батюшке эти обычаи могут меняться, но в основном священник избирает противоположную меру воздействия. Например, скупому предлагает проявить милосердие, сделать какое-то пожертвование нуждающемуся, помочь попавшему в трудную ситуацию ближнему. Если человек грешен в страсти блуда, он должен постараться жить целомудренно и т.п. Дополнительный пост, поклоны, молитвы назначаются в каждом конкретном случае, как и отлучение от причастия на небольшой срок. Длительное же отлучение налагается только по решению церковного суда и касается очень серьезных проступков типа организации раскола. Если человек чувствует, что назначенная «ноша» ему не по силам, рекомендуется поговорить об этом с духовником для снижения меры наказания. Это же касается и случаев, когда епитимья была наложена незнакомым священником. К примеру, поехал человек в монастырь, и местный батюшка наложил на него непосильную, по его мнению, епитимью. Имеет смысл рассказать об этом своему духовнику, чтобы оценить целесообразность назначения и меру духовной пользы. Действительно, не каждому человеку установленное священником наказание может принести пользу. К примеру, если он пришел в Церковь недавно и пока даже грехов за собой не чувствует, о какой мере наказания может идти речь? Это только оттолкнет его от учения Христа, а вот когда он во всем разберется, выработает какое-то живое отношение к Богу, увидит всю свою ограниченность и падшесть человеческой природы, тогда у него появится желание исправиться, очиститься от греха, а в дальнейшем и потрудиться в этом направлении, со смирением и даже радостью приняв от священника наложенную епитимью. Ведь задача священника – это не формальный ответ на исповедуемый грех. У каждого на совести множество грехов, но станем ли мы лучше, добрее, милосерднее, если будем также формально исполнять наказ, делая по 100 поклонов в день? Конечно же, нет. Конечная цель епитимии – помочь согрешившему осознать меру своего греха, ощутить в себе желание исправиться, встать на путь истинный и придать ему сил сделать это, окрылить надеждой на милосердие Божие. А еще проявить в своем покаянии решимость, ведь без нее невозможен успех в начинании и неважно, какой стороны вопроса – бытовой или духовной он касается. Святые отцы об епитимье
Епитимия глазами самого кающегося грешника
Какой была епитимья в прошлых веках?
Кто, как и для чего?
Истинное покаяние