10.09.2020

Что такое «епитимия»?

Епитимья или епитимия – «церковное наказание, прещение», которое священник налагает на согрешившего и кающегося христианина. Традиция накладывать епитимью существует с древности и встречается в посланиях апостола Павла. Ее цель – уврачевать совершенный грех противоположным воздействием, но, как показывает практика, не всегда она приносит свои плоды, а иногда даже вредит душе человека. 

Святые отцы об епитимье

Сам термин «епитимия» имеет греческое происхождение и переводится на русский как «наказание, кара». Сам апостол Павел говорил о необходимости подобной практики, наставляя своего ученика Тимофея: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4,2). Объясняя значение слова «запрещай», святитель Феофан Затворник указывает на то, что оно преследует цель понудить человека исправиться: «Наложи епитимию, употреби исправительные наказания церковные, наложив их как пластыри на раны. Требуется сим довести до решимости исправиться и поставить на путь исправления».

Епитимия глазами самого кающегося грешника

В глазах согрешившего человека епитимия – это лекарство, которого он ищет сам, обличаемый собственной совестью. По мнению протоиерея Георгия Бреева из храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, «епитимия рождается из некого позыва к правильному действию, которым бы зачеркивалось его прошлое». Как в Евангельском эпизоде с мытарем Закхеем, который узнав, что Господь собирается посетить его дом, объявил о раздаче половины своего имения нищим, а обиженным им воздать вчетверо. При этом его никто не заставлял и не понуждал. Он сам так решил, понимая, что прошлая его жизнь была греховной и недостойной, но путем понесения наказания он сам себя обличает перед Богом и показывает, что его покаяние не поверхностно, что он действительно хочет исправиться.

Какой была епитимья в прошлых веках?

С прекращением гонений на христиан во второй половине IV века Церковь заполнили вчерашние язычники, что понудило святых отцов приступить к выработке определенных норм и правил общинной жизни. В те времена исповедь была публичной, на которой в основном каялись лишь в тяжелых грехах. Наказание за них было соответствующим и односторонним – отлучение от причастия на несколько лет. Чем тяжелее согрешение, тем больше срок отлучения. К примеру, за убийство, кражу или блуд можно было получить наказание в виде отлучения от причастия на 20 лет.

В конце IV века возникает институт тайной исповеди. Первое время и там по традиции к согрешившим применяли уже установленные нормы и правила, но постепенно этот подход начал смягчаться. Священники все больше руководствовались духовным состоянием человека, а не тяжестью совершенного греха. На Трулльском соборе 691 года было принято решение разрешить духовникам по своему усмотрению как смягчать, так и ужесточать наложенную епитимью. В VI–VII веках вводятся еще два новшества. С одной стороны грехи разграничиваются по степени их тяжести, а с другой предлагается различать самих грешников, учитывая их индивидуальные особенности.

К примеру, священник будет гораздо снисходительнее к молодому юноше, совершившему грех блуда, чем к зрелому женатому мужчине с такой же провинностью. При этом в установленном канониконе появляются другие формы епитимьи, кроме отлучения от причастия. К ним относят соблюдение поста, чтение молитв и Евангелия, совершение поклонов. Мало кто знает, что в древние века остров Патмос имел голые скалистые холмы, а стараниями кающихся грешников и священников, накладывавших на них епитимию, на его склонах появилась зеленая роща. Это подвизавшийся здесь старец Амфилохий накладывал на крестьян искупительную меру в виде высадки деревьев. 

Кто, как и для чего?

Чтобы душа получила от «лекарства» пользу, «назначать» его должен только «врач», то есть духовник. Самостоятельно накладывать на себя епитимью нельзя, как и снимать ее. Только священник с высоты своего опыта и полученных знаний может понять, как так мудро и с любовью направить душу человека, чтобы она получила от назначенного наказания пользу, а не вред. Сегодня четкие предписания, устанавливающие меру церковной ответственности за грехи, отсутствуют. От прихода к приходу, от батюшки к батюшке эти обычаи могут меняться, но в основном священник избирает противоположную меру воздействия. Например, скупому предлагает проявить милосердие, сделать какое-то пожертвование нуждающемуся, помочь попавшему в трудную ситуацию ближнему.

Если человек грешен в страсти блуда, он должен постараться жить целомудренно и т.п. Дополнительный пост, поклоны, молитвы назначаются в каждом конкретном случае, как и отлучение от причастия на небольшой срок. Длительное же отлучение налагается только по решению церковного суда и касается очень серьезных проступков типа организации раскола. Если человек чувствует, что назначенная «ноша» ему не по силам, рекомендуется поговорить об этом с духовником для снижения меры наказания. Это же касается и случаев, когда епитимья была наложена незнакомым священником. К примеру, поехал человек в монастырь, и местный батюшка наложил на него непосильную, по его мнению, епитимью. Имеет смысл рассказать об этом своему духовнику, чтобы оценить целесообразность назначения и меру духовной пользы. 

Истинное покаяние

Действительно, не каждому человеку установленное священником наказание может принести пользу. К примеру, если он пришел в Церковь недавно и пока даже грехов за собой не чувствует, о какой мере наказания может идти речь? Это только оттолкнет его от учения Христа, а вот когда он во всем разберется, выработает какое-то живое отношение к Богу, увидит всю свою ограниченность и падшесть человеческой природы, тогда у него появится желание исправиться, очиститься от греха, а в дальнейшем и потрудиться в этом направлении, со смирением и даже радостью приняв от священника наложенную епитимью.

Ведь задача священника – это не формальный ответ на исповедуемый грех. У каждого на совести множество грехов, но станем ли мы лучше, добрее, милосерднее, если будем также формально исполнять наказ, делая по 100 поклонов в день? Конечно же, нет. Конечная цель епитимии – помочь согрешившему осознать меру своего греха, ощутить в себе желание исправиться, встать на путь истинный и придать ему сил сделать это, окрылить надеждой на милосердие Божие. А еще проявить в своем покаянии решимость, ведь без нее невозможен успех в начинании и неважно, какой стороны вопроса – бытовой или духовной он касается. 

По мнению отца Георгия, епитимья должна подвигать на работу над собой: «Надо помочь человеку дойти до того, чтобы он, читая Священное Писание, молясь, знакомясь с духовной жизнью, с практикой, постепенно открывался самому себе». Только при глубоком самопознании может родиться добродетель и отклик в душе, когда не хочется никого осуждать, потому как сам достоин всяческого осуждения. Однако, здесь тоже важно вовремя «осадить» себя. Есть люди, которые сами ищут для себя епитимии, но не все, по мнению святых отцов, до нее доросли. Начинать необходимо с малого, исправляясь в мыслях, словах, поступках, а уже потом переходить к серьезной искупительной работе над собой.

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram